Осуществление контроля за выполнением коллективного договора. Кем осуществляется контроль за выполнением коллективного договора

(соглашения) утверждены как законодательные нормы. Но даже это не останавливает стороны социального партнерства от всевозможных уловок и нарушений, которые отображаются на благосостоянии простых работников. Поэтому целесообразно разобрать процедуру контрольных функций, кто наделён такими полномочиями и какая ответственность возможна за нарушение выполнения коллективного договора.

Понятие коллективного договора на предприятии

Чтобы понять, кто и как контролирует коллективный договор, целесообразно изначально разобраться, что это за и с какой целью он принимается. Итак, письменная договоренность между администрацией предприятия в лице ее руководителя и представителями наемных работников именуется коллективным договором. Документы такого типа делятся на:

  1. Коллективные договоры. Заключаются на локальных уровнях в трудовых коллективах мелких компаний, отдельных филиалах с правом приема и увольнения сотрудников, а также других подобных организациях.
  2. Коллективные соглашения. Этот тип документов подписывается на уровне субъекта Федерации, отрасли, отдельной территории, профессий.

Сторонами подобного типа договоров выступают работодатели и профсоюзы. В зависимости от типа подписываемого соглашения в качестве подписантов могут выступать различные союзы и объединения работодателей и профсоюзов.

Главный вопрос, который регулирует коллективный договор – условия оплаты, нормирования, охраны труда, мотивации сотрудников, режим их работы, отдыха, всевозможные льготы, преференции, меры поощрения к сотрудникам.

Помните, коллективный договор должен заключаться на каждом предприятии, которое использует наемный труд и распространяется на всех его работников, вне зависимости, изъявили они желание стать членами соответствующего профсоюза или нет.

При этом в документах такого типа должны в обязательном порядке содержаться взаимные обязательства сторон социального партнерства. Договор локального уровня не должен иметь декларативных норм.

Здесь прописываются конкретные условия, нормы обеспечения, должностные оклады, время начала работы, обеденного перерыва, окончания смены, суммы компенсационных выплат и другие подобные показатели.

Нужно понимать, законодатель часто отсылает решать конкретные задачи (например, устанавливать конкретное количество мыла, молока, спецодежды для рабочих) именно условиями коллективного договора.

Кто контролирует

Кто контролирует исполнение коллективного договора

Чтобы любой документ был работоспособным, необходимо прописывать конкретные условия и его выполнения, а также назначить ответственных лиц, в обязанности которых будет вменено осуществление контроля выполнения поручений. Касательно коллективных договоров контроль осуществляется:

  1. Работодателем. Является стороной коллективного договора, на которую возложены определенные обязательства. На практике осуществляет контроль не только за выполнением обязательств другой стороны (профсоюзов) но и своевременного выполнения собственных обязательств. Обычно такие полномочия делегируются нескольким подразделениям по профилю их работы (эксплуатация, охрана труда, социальная и кадровая сфера).
  2. Профсоюзами. Вторая сторона коллективного договора, в обязанности которой входит следить за тем, чтобы работодатель своевременно выполнял возложенные на него функции, а в случае выявления каких-либо отклонений осуществлять его информирование для принятия определенных мер. С этой целью могут создаваться как собственные, так и общественные комиссии, группы, наделяться полномочиями отдельные представители.
  3. Органы, осуществляющие контроль за выполнением условий труда определенного уровня. Все коллективные договоры в обязательном порядке проходят уведомительную регистрацию и один оригинальный экземпляр такого документа хранится у независимого арбитра. В случае если кто-либо из работников усомниться в добросовестности профсоюзов и администрации по части отстаивания его интересов, он всегда может обратиться в инспекцию по труду либо прокуратуру для выполнения соответствующей проверки.

Помните, коллективный договор может содержать отличительные от установленных на законодательном уровне условия, только если они улучшают по сравнению с имеющимися условия оплаты, работы, обеспечения, защиты, стимуляции сотрудников. Условия, ухудшающие положения работников по сравнению с законодательством, признаются недействительными.

Как осуществляется проверка

Обычно исходными данными для проверки могут служить имеющаяся на предприятии бухгалтерская, финансовая, другая отчетность по направлениям. Стороны вправе запрашивать друг у друга любую информацию, связанную с выполнением коллективного договора. При этом сторона, получившая такой запрос, обязана предоставить имеющиеся у нее данные.

Контроль может быть:

  • внутренним;
  • внешним.

Внутренний осуществляют непосредственные подписанты коллективного договора либо уполномоченные ими представители. Обычно порядок такого контроля стороны определяют самостоятельно и прописывают в самом коллективном договоре либо приложениях к нему.

Для осуществления внешнего аудита могут привлекаться представители органов управления компании (в случаях, когда проверяется коллективный договор филиала), высший орган профсоюзов (когда первичная профсоюзная ячейка входит в объединение), орган по труду соответствующего уровня.

Проверки могут осуществляться:

  • единолично компетентными специалистами;
  • специально созданными рабочие группами;
  • специализированными комиссиями.

Обычно в период контрольных функций уполномоченные лица анализируют соответствие коллективного договора в целом и его отдельных частей нормам законодательства, полноту выполнения сторонами прописанных в документе обязательств, рассматривают объяснения сторон в случае объективных причин невыполнения обязательств (например, невозможность подъема заработной платы на установленный процент из-за отсутствия финансовой возможности на предприятии).

По итогам проверки составляется акт (в отдельных случаях может также выдаваться предписание на устранение замечаний), обязательный для исполнения причастной стороной. Обжаловать такой вердикт можно путем переговоров (если это решение другой стороны) либо в судебном порядке.

Помните, периодичность и условия контроля выполнения коллективного договора стороны определяют для себя самостоятельно. А также это может осуществляться по случаю обнаружения нарушения действующего трудового законодательства.

Что представляет собой надзор госорганов за исполнением

Уведомительная регистрация коллективного договора

Законом определено – коллективный договор начинает работать после его уведомительной регистрации. Вот здесь и начинается контрольная функция органа по труду.

После того как все переговорные процедуры будут пройдены и окончательный вариант социального документа будет подписан сторонами, не позднее 7 дней от дня подписания документ должен направляться для уведомительной регистрации.

Регистрация договоров осуществляется в зависимости от уровня подписания:

  • федерального уровня – непосредственно центральными федеральными органами по труду;
  • территориальные либо региональные договоры – органом по труду субъекта федерации;
  • местные коллективные договоры – муниципальными органами по труду.

Цель уведомительной состоит в выявлении на этапе вступления в законную силу коллективного договора отдельных норм, противоречащих трудовому законодательству. В случае обнаружения таких фактов в регистрации документа отказывается, а материалы передаются в инспекцию по труду для осуществления соответствующей проверки.

Помните, после получения отказа в регистрации коллективного договора стороны соглашения обязаны рассмотреть все замечания государственного органа регистрации и принять меры по их устранению. После этого документ можно повторно направлять для регистрации.

Если же стороны решили не исправлять замечания регистратора (регистрация же уведомительная), то коллективный договор будет признан действительным только в той части, на которую не распространяются обнаруженные замечания. Вопросы, возникающие по части спорных пунктов, решать со ссылкой на коллективный договор будет неправомерно.

Куда обратиться при нарушении

Учитывая, что социальное соглашение касается конкретно каждого работника, то потерпевшей стороной обычно остаются сотрудники. Чтобы реализовать свое право на получение определенной льготы, предусмотренной условиями коллективного соглашения или , работник может обратиться:

  1. Непосредственно к работодателю. Для этого ему необходимо написать заявление или жалобу (в зависимости от ситуации). Излагается краткая суть нарушения, ссылка на пункт договора, который был нарушен, а также что желает работник от работодателя. Это первичный источник заявления.
  2. Профсоюз. Обычно обращения в профсоюз пишутся в случае, когда работодатель отказал работнику в удовлетворении его законной просьбы. Если требования сотрудника законны, с обращением к работодателю выходит уже профсоюз как сторона договора.
  3. Инспекцию по труду, прокуратуру. Писать в эти инстанции можно после того, как получены отказы в удовлетворении законных требований от работодателя и профсоюзов.
  4. Суд. Фактически последняя инстанция, вердикт которой будет окончательным.

Помните, здесь обозначена рекомендуемая последовательность обращения. Куда писать в первую очередь либо писать сразу во все адреса работник решает самостоятельно. Но если все можно решить на определённом уровне, незачем тревожить другие инстанции.

Как заключить коллективный трудовой договор, смотрите в этом сюжете:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Коллективный договор, или соглашение - это официальный документ, принятый в организации, который регулирует трудовые и социальные взаимоотношения между работодателем и трудовым коллективом. Обеим сторонам необходимо знать, кто на предприятии может и должен вести контроль за выполнением условий коллективного договора. Если данная работа будет проводиться четко и прозрачно, то риск возникновения конфликтов между сторонами будет сведен к минимуму.

Кто должен контролировать исполнение договора

Статья 51 Трудового кодекса РФ говорит о том, что контроль за выполнением коллективного договора осуществляется следующими лицами:

  • Стороны социального партнерства. То есть с одной стороны это работники, а с другой - работодатели. Со стороны работников могут выступать профсоюзы или специально выбранные для этих целей работники. Со стороны работодателя выступает руководить или его доверенное лицо.
  • Органы по труду государственного или муниципального уровня. Контроль выполнения коллективного договора осуществляют органы того уровня, на котором заключен данный документ.

Процедура контроля за выполнением коллективного договора со стороны органа по труду

Контроль за соблюдением локального документа начинается с момента его регистрации в органе, регулирующем трудовые отношения. Там рассматривают представленный колдоговор на вопрос того, нет ли в нем положений, которые ухудшают условия для работников по сравнению с условиями трудового законодательства. Эти пункты будут признаны недействительными. Об этом будут направлены уведомления в организацию и в гострудинспекцию.

После получения данного уведомления организация должна сообщить об этом тем лицам, к которым ранее были применены незаконные пункты коллективного документа. А далее работники могут в суде обжаловать факт применения к ним этих условий.

Если в дальнейшем в организации будут применяться недействительные условия колдоговора, то это повлечет за собой применение к ней мер ответственности.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения внутри организации

Наблюдение внутри организации за выполнением колдоговора проводится в установленной в организации форме. Законодательство не устанавливает конкретную форму контроля. В абзаце 2 статьи 51 Трудового кодекса РФ указано обязательство сторон о предоставлении друг другу и органу по труду информации по выполнению коллективного договора не позже одного месяца после запроса.

На практике сложилось, что действие коллективного договора и контроль его выполнения отражают в отчете, который представляют на общем собрании сотрудников организации. Также его размещают в интернете, СМИ или в самой организации для свободного доступа и ознакомления.

Форму отчета и его содержание определяет сама организация. Он может быть представлен также и в свободной форме. Подписывает этот документ начальник профсоюза.

Комиссия по контролю

Для эффективной организации процесса целесообразно создать комиссию по контролю за выполнением коллективного договора. Целью ее деятельности является наблюдение за выполнением колдоговора; информирование сторон о ходе дел; периодическое подведение итогов, которые предлагаются на рассмотрение на профсоюзных собраниях; принятие мер по прекращению нарушения колдоговора.

Чаще всего инициатором создания такой комиссии выступает профсоюз. Ее состав выбирается профкомом из числа членов профессионального союза. Количество членов в комиссии определяется численностью организации и объемом работы. Главой комиссии выбирают председателя профкома.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется комиссией следующими способами:

  • личное посещение, обход трудовых мест;
  • получение сведений или письменных документов о случаях, требующих контроля, и принятие соответствующих мер.

Комиссия в процессе своей работы готовит материалы для рассмотрения профсоюзом по следующим направлениям:

  • Рекомендации руководителю об устранении обнаруженных нарушений колдоговора. При необходимости эта документация может быть направлена в органы по труду или правоохранительные органы.
  • Рассмотрение проектов приказов, которые затрагивают трудовые и экономические интересы работников. Это может быть приостановка, ликвидация или реорганизация производства, которые повлекут за собой сокращение работников или ухудшение условий их работы.
  • Расторжение с работниками трудового договора или контракта.
  • Предоставление в суд исков, касающихся работников.
  • Подготовка и проведение диалога между нанимателем и государственными органами.

Ответственность за несоблюдение коллективного договора

Ответственность и контроль за выполнением коллективного договора устанавливаются законодательством федерального или регионального уровня. В Кодексе об административных правонарушениях в статье 5.31 установлена административная ответственность работодателя за нарушение колдоговора. Штраф составляет 30-50 минимальных зарплат.

Если работник нарушил колдоговор, то к нему не применяется такое наказание.

В процессе контроля за выполнением коллективного договора ответственность стороны работодателя в административном плане наступает, если он:

  • уклоняется от участия в переговорах с целью заключить коллективный договор, нарушает сроки переговоров;
  • не предоставляет необходимые данные для осуществления коллективных переговоров или контроля за выполнением коллективного договора;
  • без оснований отказывается заключать колдоговор;
  • нарушает или не выполняет его условия;
  • не принимает требований со стороны работников и не желает участвовать в процедуре примирения.

По всем этим нарушениям КоАП в качестве наказания предусматривает административный штраф.

Для чего нужен колдоговор на предприятии

Цель этого локального нормативного документа - утвердить дополнительные к законодательству права и гарантии работников организации с учетом специфики ее работы. Также преследуется цель экономической и социальной защиты работников посредством соответствующего уровня заработной планы, полной и эффективной занятости, безопасных условий на рабочих местах, прибыльной и результативной работы организации в целом.

Принципы и основания, на которых заключается коллективный договор:

  • равноправие двух сторон;
  • соответствие государственному законодательству;
  • прописываемые обязательства, добровольные для обеих сторон;
  • возможность реального осуществления принимаемых обязательств;
  • ответсвенность сторон за обязательства колдоговора;
  • контакт между сторонами и обоюдное реагирование на изменение обстановки.


Что может и должен регулировать колдоговор

Документ может содержать разделы, затрагивающие абсолютно все интересы и права работников данной организации:

  • оплата труда - ее форма, размеры, виды и условия премирования, различные пособия, компенсации; как регулируется заработная плата в связи с ростом цен, увеличением инфляции, а также зависимость зарплаты от выполненных экономических и иных показателей работы организации;
  • система занятости на предприятии, возможность переобучения, условия увольнения работников;
  • продолжительность времени работы и отдыха, система предоставления отпусков;
  • пункты по охране труда, обеспечение безопасных условий для работы;
  • обязательства для некоторых категорий работников, например женщин, молодежи, ветеранов, молодых специалистов, инвалидов, семей с детьми и др.;
  • ответственность работников и нанимателя;
  • охрана здоровья работающих на предприятии;
  • как должна осуществляться работа при проведении контроля за выполнением коллективного договора.

«Срок жизни» коллективного договора

Обе стороны сами вправе решить, на какой срок заключить колдоговор. Главное требование заключается в том, чтобы этот срок составлял не менее одного года и не более трех лет.

Для того чтобы права и гарантии работников были соблюдены в полной мере, необходимо начинать работу над новым коллективным договором заранее. Его нужно согласовать и утвердить до окончания даты действия старого документа.

Сущность коллективного соглашения

Понятие трудового соглашения несколько отличается от коллективного договора. Соглашение является правовым актом, который заключается между работниками и работодателями для установления общих принципов регулирования трудовых, социальных и связанных с ними отношений. Соглашение может быть заключено начиная с уровня административного района и заканчивая федеральным. Также такой документ может иметь отраслевой характер.

Соглашение может содержать следующие разделы:

  • оплата труда;
  • порядок рабочего времени и отдыха;
  • охрана труда;
  • правила социального партнерства.

В соответствии со сферой регулирования все соглашения можно поделить на следующие виды:

  • генеральные - на федеральном уровне;
  • региональные - в пределах определенного субъекта России;
  • отраслевые - на определенных сферах производства;
  • территориальные - в пределах муниципального образования.

Участники разных видов соглашений

Состав участников, заключающих соглашение, зависит от уровня, на котором принимается документ. Виды коллективных соглашений и их стороны:

  • генеральное - общегосударственное объединение работодателей, правительство России, государственное объединение профсоюзов;
  • региональное - профсоюзы, региональные объединения работодателей, органы исполнительной власти конкретного субъекта РФ;
  • отраслевое - профсоюзы, объединения работодателей, органы по труду определенного субъекта России;
  • территориальные - профсоюзы, объединения работодателей данной местности, органы местной власти.

Как работодатель может обманывать работника

Коллективный договор либо соглашение защищают права работников, дают им определенные гарантии. Данный документ выступает в качестве конституции предприятия. Поскольку контроль за выполнением коллективного договора осуществляется обеими сторонами - и работодателем, и работником? то последний в документальном плане защищен.

Но важно и то, чтобы работник сам о себе позаботился, мог постоять за себя и добиться того, что ему положено.

Вот наиболее часто встречаемые нарушения со стороны работодателей:

  • работа, предусмотренная трудовым договором, не предоставляется;
  • вменение обязанностей и работ, не предусмотренных заключенным трудовым договором;
  • незаконное изменение даты и формы выплаты зарплаты;
  • незаконное удержание части заработной платы;
  • несоответствующая организация трудового процесса;
  • противозаконное использование времени отдыха в целях продолжения трудового процесса;
  • отказ от предоставления отпусков;
  • отказ от оплаты часов сверхурочной работы.

Любое нарушение коллективного либо трудового договора считается незаконным.

Куда можно пожаловаться

С жалобой на противозаконные действия работодателя можно пойти в разные инстанции:

  • инспекция по труду;
  • полиция;
  • налоговая;
  • прокуратура.

В случае если контроль за выполнением коллективного договора (соглашения) осуществляется инспекцией по труду, то она в праве рассмотреть любые споры, связанные с осуществлением трудового и смежных с ним процессов. Компетенция данного уполномоченного органа не ограничена. При необходимости трудовая инспекция может привлекать к разбирательству и другие органы.

С заявлением в прокуратуру можно пойти в случае грубого нарушения законодательства со стороны работодателя.

Подавать в суд можно, если вышеуказанные органы не решили возникшую проблему работника.

Многие работники не решаются противостоять незаконным действия работодателя, боясь быть уволенными. По закону можно подать анонимную жалобу в проверяющие органы. Но если проблема мелкая, не касается большого числа работников, то, скорее всего, ответа не последует. В случае если анонимная жалоба содержит факты грубого нарушения законодательства, ущемляющего права большого числа работников, можно ждать проверки со стороны правоохранительных органов.

Сила в знаниях

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется как самими работниками, так и работодателем. Таким образом, если вы сами поинтересуетесь коллективным договором своего предприятия, то будете знать свои права и гарантии. Тогда можно смело их отстаивать.

В соответствии с нормами действующего закона контроль в отношении исполнения коллективного договора совершается его сторонами и сторонними структурами, занимающимися государственным регулированием.

В процессе представители сторон обязуются своевременно предоставлять друг другу (в первую очередь) и государственным органам по труду необходимую информацию не позднее 1 месяца. Если этого не сделать, наступит административная ответственность.

Нормативная база и регулирующая документация

Норм закона, которые регулируют этот аспект, не так много. Тем не менее, есть несколько пунктов, в которых прописаны базовые позиции по взаимоотношениям между сторонами.

Договоры и соглашения коллективного характера выступают в качестве важнейших элементов в трудовых взаимоотношениях.

Если в организации существуют и применяются такие акты, их исполнение нуждается в стороннем контроле. В соответствии с основными нормами ст. 51 ТК РФ данная опция возложена на следующие структуры :

  • стороны социального партнерства (подробности описаны в ст. 25 ТК РФ);
  • основные представители сотрудников, занимающиеся регулированием в соответствии с абзацем 2 ст. 29 ТК РФ ;
  • территориальные объединения, относящиеся непосредственно к профсоюзным организациям и подразделениям, о чем сказано в абзаце 3 ст. 29 Трудового кодекса РФ ;
  • представители нанимателя, чаще всего это руководитель компании или ИП (абзац 1 ст. 33 ТК РФ);
  • в абзаце 2 ст. 33 ТК РФ сказано, что за составление соглашения ответственность несут подразделения, находящиеся на различных уровнях;
  • государственные и муниципальные органы, а также различные отделения подведомственного типа.

Стоит отметить, что сторона законодателя в процессе перечисления полномочий представителей нанимателя вовсе не упоминает о контроле исполнения КД и соглашения. Поэтому в рамках ТК РФ, когда речь идет о данном мероприятии, предполагается отнесение к работникам фирмы, поскольку именно они представляют собой наименее защищенную сторону в трудовых взаимоотношениях.

Реализация коллективного договора

Начало контрольных мероприятиймомент регистрации соглашения в государственном органе труда . В процессе проведения регистрационных процедур от государственного органа происходит обнаружение условий, содержащихся в документе, которые могут приводить к ухудшению положений личного состава по сравнению с положениями современного законодательства в трудовой сфере.

Согласно данным положениям эти условия могут признаваться недействительными и не подлежат применению. Выявив их, госорган в сфере труда осведомляет о данном моменте сторон, которые заключили соглашение, а также государственную инспекцию по труду.

После получения уведомления о том, что условия не актуальны, за ними закрепляется обязанность по уведомлению об этом факте лиц, на которых распространены основные положения. Получается следующее: субъекты и стороны, в отношении которых было применено условие, признанное недействительным, вправе обжаловать подобные уведомления и добиться признания их недействительности.

Как уже отмечалось, сообщение направляется в государственную инспекцию по труду. Основываясь на нем, последняя инстанция сохраняет за собой право выдачи работодателю предписания о неприменении данных условий. В противном случае трудовое законодательство считается нарушенным и предполагает привлечение виновной стороны к ответственности.

Процедура контроля и особенности ее проведения

Стороны также имеют обязательство по осуществлению контроля в отношении исполнения основных условий КД. Они имеют полномочие не требование неукоснительного исполнения условий, которые содержатся в соглашении. Вот несколько аспектов , которые следует принимать во внимание.

  1. Работники могут применять процедуры, законодательно предусмотренные. С их помощью осуществляется разрешение трудовых спорных ситуаций в индивидуальном порядке.
    Стороны имеют право требовать от государственных органов и структур по труду признания факта недействительности условий, содержащихся в коллективном договоре, ухудшающих положение личного состава и противоречащих интересам сторон.
  2. Участники процесса наделены правомочием требования от органов государственного соблюдения действующих норм законодательства в рамках общего и судебного порядка.

Отсюда следует вывод: мероприятия по регулированию исполнения кол. договора – важный инструмент , позволяющий обеспечивать соблюдение прав сотрудников и условий труда в рамках любой современной фирмы.

Однако после заключения соглашения коллективного характера нужно предоставить его в орган, занимающийся трудовыми отношениями. Это осуществляет работодатель в срок, составляющий не более 7 дней с момента, когда документ был подписан. Эта процедура, по сути, выступает в качестве регистрации соглашения в уведомительном порядке, не оказывает влияния на статус документа.

Что касается региональных и территориальных бумаг, их подача производится в органы по труду. Согласно ГК РФ, органы регионального характера зачастую наделены правами регистрации и контроля соблюдения коллективного соглашения по собственному усмотрению.

Все эти мероприятия осуществляются для того, чтобы в трудовых актах можно было выявить условия, имеющие расхождения с нормами законодательства. Об этом от проверяющей инстанции поступает сообщение сторонам и в адрес государственной инспекции .

Таким образом, контроль норм в отношении операций по договору коллективного характера – важнейший инструмент в процессе регулирования взаимоотношений. Это сказано в многочисленных нормах действующего законодательства и закреплено соответствующими подтверждающими документами.

Дополнительная информация представлена ниже.

В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами указанных договоров о труде, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этой цели информацию. Данная информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, указанной информации в установленный месячный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений начинается с проведения уведомительной регистрации органом по труду.

Коллективный договор, территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное на уровне муниципального образования, направляются представителем работодателя (работодателей) в местный орган по труду, то есть орган, функционирующий на уровне соответствующего муниципального образования, для осуществления уведомительной регистрации. Региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне субъекта Российской Федерации, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в соответствующий региональный орган по труду. Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в Минтруд России.

При осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. По поводу коллективных договоров и соглашений местного и регионального уровней такое сообщение направляется в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации. Информация о выявленных противоречиях трудовому законодательству в соглашениях федерального уровня направляется в федеральную инспекцию труда, находящуюся в ведении Минтруда РФ.

В ч. 3 ст. 50 ТК РФ сказано о том, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению. Применение терминологии о недействительности условий коллективного договора, соглашения означает, что признанное недействительным условие коллективного договора, соглашения не порождает правовых последствий с момента его издания. Нельзя не заметить, что в ч. 3 ст. 50 ТК РФ говорится о недействительности условий колдоговоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством, но ничего не сказано о том, каким образом условия коллективного договора, соглашения признаются недействительными. Из содержания ст. 50 ТК РФ можно сделать вывод о том, что орган по труду, осуществляя уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения, выявляя условия договора о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, доводит сведения о недействительных условиях до представителей сторон.

После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение. Такое сообщение должно быть сделано тем же способом, который применен для распространения коллективного договора, соглашения. Например, если соглашение опубликовано в средствах массовой информации, в них же должно быть опубликовано и уведомление о недействительности условий соглашения. Таким образом, данное уведомление влечет недействительность условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. В связи с этим стороны коллективного договора, соглашения, лица, по отношению к которым применено недействительное условие, могут в судебном порядке обжаловать содержание уведомления органа по труду в части признания недействительным условий колдоговора, соглашения. При рассмотрении подобных заявлений суд вправе признать уведомление незаконным, что влечет применение условия колдоговора, соглашения, признанного в нем недействительным, а также отказать в удовлетворении заявления, что не позволяет применять данное условие.

Из ч. 3 ст. 50 ТК РФ следует, что сообщение о недействительных условиях коллективного договора, соглашения должно быть сделано в соответствующую государственную инспекцию труда. На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации. Направление колдоговора, соглашения в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора, соглашения следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий. В соответствии со ст. 51 ТК РФ предоставление такой информации органам по труду является обязанностью представителей работодателя, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности.

В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено правило о том, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. В связи с этим отказ от применения условий коллективных договоров, соглашений, которые не прошли процедуру уведомительной регистрации, является незаконным. В связи с чем судебные органы, органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства не могут отказать в применении условий соглашений, колдоговоров, которые не прошли уведомительную регистрацию. Вместе с тем названные органы государственной власти могут возбудить административное производство в отношении представителей работодателя, не выполнивших обязанность по направлению коллективного договора, соглашения в орган по труду для уведомительной регистрации.

Стороны коллективного договора, соглашения также осуществляют контроль за их выполнением. Стороны могут требовать выполнения условий коллективного договора, соглашения. Представители работников могут использовать для этой цели установленные законодательством процедуры для разрешения индивидуальных трудовых споров и урегулирования коллективных трудовых споров. Выполнение условий колдоговора, соглашения стороны могут также требовать путем обращения в органы государственной инспекции труда, полномочные представители которой вправе выдать предписание, обязывающее работодателя выполнить условия коллективного договора или соглашения.

Стороны могут требовать от органов по труду или в судебном порядке признания недействительными условий коллективных договоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, а также принятых без участия полномочных представителей сторон. Стороны могут потребовать от государственных органов контроля за соблюдением трудового законодательства в судебном порядке признания недействующими условий коллективного договора, соглашения, которые противоречат законодательству или вышестоящему по юридической силе договору о труде. Признание условия коллективного договора, соглашения недействующим означает, что такое условие не может применяться с момента вступления в законную силу судебного решения или предписания органа государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения могут осуществлять отдельные работники, по отношению к которым применяются данные договоры о труде. В частности, конкретный работник вправе требовать от органа государственного контроля за соблюдением трудового законодательства или в судебном порядке предоставления льгот и преимуществ, установленных коллективным договором, соглашением. Установленные при рассмотрении подобных заявлений факты не требуют нового доказывания при разрешении заявлений других работников о применении по отношению к ним условий коллективного договора, соглашения. Конкретный работник, по отношению к которому применены коллективный договор, соглашение, может требовать в судебном порядке признания условий коллективного договора, соглашения недействительными и (или) недействующими. При удовлетворении заявления работника признанные судом недействительными или недействующими условия коллективного договора, соглашения не могут быть применены и по отношению к другим работникам, на которых распространяет свое действие коллективный договор, соглашение, обжалованные в судебном порядке.

Таким образом, для осуществления контроля за содержанием и выполнением условий коллективного договора, соглашения конкретными работниками требуется доказать их применение по отношению к ним.

В свою очередь стороны коллективного договора, соглашения при осуществлении контроля за содержанием и выполнением коллективного договора, соглашения не должны доказывать применение или ненадлежащее применение содержащихся в них условий, так как они могут выступать в защиту неопределенного круга лиц. Например, требовать повышения заработной платы на основании коллективного договора, соглашения всем работникам организации, региона, отрасли, признания недействительным условия колдоговора, соглашения, которое в случае его применения может создавать препятствия для реализации трудовых прав работников.

Органы по труду могут осуществлять контроль за содержанием коллективного договора, соглашения только после его получения от представителей работодателя (работодателей) для уведомительной регистрации.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Комментарий к статье 51 Трудового Кодекса РФ

§ 1. Часть 2 ст. 51 дополнена указанием на представление необходимой информации для контроля за выполнением коллективного договора, соглашения соответствующим органом по труду. Здесь же предусмотрен срок представления этой информации сторонами - не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Часть 2 ст. 51 в ее соотношении с ч. 1 этой же статьи можно истолковать как предоставление органам по труду права контролировать выполнение коллективных договоров, соглашений.

В связи с тем что органы по труду выявляют условия регистрируемых коллективных договоров, ухудшение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 49 ТК) (т.е. проверяют законность содержания коллективных договоров и соглашений), именно с этой целью таким органам должна представляться сторонами необходимая информация.

§ 2. Успешной реализации коллективных договоров, соглашений способствует контроль за исполнением содержащихся в них обязательств и норм.

§ 3. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется по двум направлениям:

на основе принципов социального партнерства;

уполномоченными государственными органами.

§ 4. Принципы социального партнерства проявляются при осуществлении контроля за исполнением коллективных договоров, соглашений сторонами социального партнерства, их представителями.

В соответствии с Федеральным законом "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений (п. 3 ст. 13).

§ 5. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений со стороны уполномоченных на то государственных органов поручен соответствующим органам по труду.

§ 6. На практике проводятся совместные проверки выполнения коллективных договоров, соглашений, в которых участвуют представители сторон, заключивших коллективный договор, соглашение, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры.

Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в соответствие в установленном порядке: либо путем непосредственного признания в силу закона противоречащих ему положений недействующими (см. ст. 50), либо путем внесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений.

§ 7. Для осуществления контроля стороны (их представители) и проверяющие органы должны иметь всю необходимую информацию.

Другой комментарий к статье 51 ТК РФ

1. Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения может проводиться каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, непосредственно работниками и работодателями, а также органом исполнительной власти по труду, осуществившим уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения. Конкретные механизмы осуществления контроля определяются соответствующими лицами на основании общих принципов социального партнерства.

2. Любая из сторон вправе потребовать от другой стороны информацию, необходимую для осуществления контроля. Данная информация должна быть представлена в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса.



Просмотров