Правовая система общества - понятие, основные виды правовых систем современности. Правовая система

Существует понимание правовой системы в узком и широком смыслах. В узком смысле под правовой системой понимается национальное право конкретного государства. В широком смысле правовая система есть совокупность всех правовых явлений, существующих в данном обществе в конкретный момент, включая нормы, отрасли права, законодательство, правовую доктрину, юридическую технику, традиции, правосознание, правовую культуру и т.д. Именно в широком смысле данный термин использует большинство авторов. Понятие «правовая система» отражает особенности процесса возникновения права, его развития под воздействием исторических, культурных, национальных, религиозных и политических факторов.

Итак, правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества и используемый им для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

Правовую систему следует отличать от системы права. Как уже отмечалось, система права – это строение права, выражающееся в разделении единого права на взаимосвязанные отрасли и институты. Понятие правовой системы позволяет охватить все правовые явления не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии. Следует согласиться с мнением Бабаева В.К., считающего, что элементами правовой системы является все, что имеет юридическую окраску и необходимо для правового регулирования. Анализ одних только правовых норм не дает полной характеристики права, ибо важно и то, как оно формируется, систематизируется, реализуется, идеологически обосновывается.

Важнейшим элементом правовой системы является юридическая техника . Она представляет собой совокупность правил, приемов, способов, используемых при разработке и реализации правовых предписаний. Различают законодательную и правоприменительную технику.

Законодательная юридическая техника включает в себя правила, приемы и способы подготовки, оформления, систематизации и учета нормативных актов. Правоприменительная техника – различные способы и приемы толкования юридических норм, квалификации содеянного, построения правоприменительных актов.

Целью юридической техники является рационализирование юридической деятельности, достижения ясности, простоты, краткости определенной стандартизации, единообразия юридических документов и их реализации.

Юридическая техника – ключевое основание для определения общностей национальных правовых систем.

2. Правовые системы мира.

Национальная правовая система – органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д. На сегодняшний момент в мире существует около 200 национальных правовых систем, изучением которых занимается компаративистика, или сравнительное правоведение.

Несмотря на существенные различия национальных правовых систем, компаративистика классифицирует правовые системы по принадлежности к той или иной правовой семье. Правовая семья (межнациональная правовая система)- это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования; отраслевая структура; юридическая техника; единый понятийный аппарат; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

Общепринятой классификацией правовых систем является классификация, предложенная французским компаративистом Р. Давидом. По мнению Р. Давида, существуют следующие правовые семьи: романо-германская (семья континентального права); англосаксонская (семья общего права); религиозная (семья мусульманского и индусского права); традиционная (семья обычного права); социалистическая.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Финляндии, Германии, Аргентины, России и др. Романо-германская правовая семья сложилась в континентальной Европе в результате замены местных обычаев законами, созданными на основе рецепции римского права. Во всех странах континентальной системы права существует единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты. Главная роль в формировании права в таких странах отводится законодателю, создающему общие юридические правила поведения. Кроме того, среди отличительных признаков романо-германской правовой семьи обычно называют наличие писаных конституций, деление права на публичное и частное.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США, Канады и др. Эта правовая семья окончательно сформировалась в Англии, вследствие замены местных обычаев решениями королевских судов, а затем распространилась в указанных выше странах. Для англосаксонской правовой семьи характерно отсутствие кодифицированных отраслей права, деления права на частное и публичное. Основным источником права в англосаксонской правовой семье выступает юридический прецедент.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких стран, как Израиль, Иран, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Малайзия и др. В религиозной правовой семье так же, как и в семье англосаксонского права, отсутствует деление на частное и публичное право. Основным источником права в этой семье являются религиозно-нравственные нормы, зафиксированные в Коране, Сунне, Талмуде, Ведах и иных религиозных писаниях. Важную роль в системе источников права играют труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения. В странах с религиозной системой права нормативно-правовые акты, как правило, имеют вторичное значение.

Главной особенностью становления религиозно-правовых систем было то, что они не упразднили обычаи, как это было, например, в романо-германской правовой семье, а гармонично дополнили их религиозными, философскими и моральными постулатами.

К семье традиционного права относятся правовые системы таких стран, как Мадагаскар, Бенин, Восточный Тимор и др. К традиционной семье права относились Япония до 1868 г., Китай до 1949 г.

Традиционная правовая семья имеет все основания рассматриваться как переходная на пути движения правовых систем к другим правовым семьям. Основным признаком данной правовой семьи является то, что в ней одно из ведущих мест в системе источников права занимают архаичные обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение. Эти обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством.

Социалистическая правовая семья выделялась Р. Давидом в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в социалистическую правовую семью, в значительной степени сходны с романо-германскими (единство юридической терминологии, деление на частное и публичное право, большое значение нормативного акта как источника права и т.д.). Однако эти правовые семьи обладают и рядом отличий. Социалистическая правовая система, как правило, устанавливается не эволюционным, а революционным путем. Кроме того, в социалистических странах важную роль играют акты идеологического характера, издаваемые не законодательными, а партийными органами.

Долгое время в социалистическую правовую семью входили правовые системы стран Восточной Европы. Сейчас – Китай, КНДР, Куба.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей есть свои особенности. Общее во всех правовых семьях то, что в них право выступает в качестве регулятора общественной жизни, средства управления обществом, выполняет охранительную и защитную роль, стоит на страже прав человека и гражданина.


Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. С.176-177.

Цит. по: Протасов В.Н. Ук. соч. С.251.

См.: Назаренко Г.В. Общая теория права и государства. М.,2001. С.27.

В некоторых учебниках отмечается наличие еще и специальной техники систематизации и учета нормативных актов. См., например: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2002. С. 366.

Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 166.

См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М.,1988.

См.: Гусак С.Н. История государства и права зарубежных стран. Якутск, 2002. С.87.

Не все разделяют аналогичное мнение. Например, коллектив авторов во главе с А.Я. Сухаревым определяет правовую систему Израиля как «смешанную, с элементами романо-германской, англосаксонской, религиозной», Сингапура и Индии – как англосаксонскую. См.: Правовые системы мира: Энциклопедический справочник / Отв. Ред. Сухарев А.Я. М., 2003.

В социалистических странах абсолютный приоритет имеет публичное право.


ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие и сущность правовой системы. 4

2.2. Национальные правовые системы. 7

Романо - германская правовая семья. 9

Англосаксонская правовая семья (семья общего права). 11

Мусульманская правовая семья. 15

Правовые системы стран Африки. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

Список литературы: 22

ВВЕДЕНИЕ

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

Собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках;

Правовая идеология - активная сторона правосознания;

Судебная (юридическая) практика.

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

Цель данной работы – рассмотреть различные виды правовых систем.

1. Понятие и сущность правовой системы.

В правоведении применяется понятие «правовая система». Поэтому следует отличать его от понятия «система права».

Система права - это понятие, раскрывающее внутреннее строение права, показывающее взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов (норм, институтов, отраслей). Правовая система, наряду с системой права, включает в себя многие другие компоненты, оказывающие существенное воздействие на регулирование общественных отношений. Кроме системы юри-дических норм в нее включаются явления мировоззренческого характера (юридические доктрины, идеи, взгляды, представления о праве и др.), сложившиеся в обществе различные формы выражения права и его реализации, правовые принципы, юридические процедуры, связанные с функционированием нрава.

Все они в совокупности выражают содержание и характер-ные особенности правовой жизни соответствующего общества. Следовательно, правовая система значительно шире, чем система права. Можно сказать, что правовая система - это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих юриди-ческих средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих уровень и качест-венное состояние правовой организации того или иного общества.

Теоретическое понятие правовой системы, таким образом, охватывает весь комплекс правовых явлений общества и дает представление о правовой действительности соответствующей страны, об уровне ее правового развития.

Национальные правовые системы, имеющие относительно сходные признаки и свойства, объединяются в группы, получившие в юридической науке название «правовая семья». В литературе применяются и другие термины – «правовые круги», «правовые системы мира», «структурные общности». Но термин «правовая семья» является наиболее распространенным.

В сравнительном правоведении (компаративистике) используются различные критерии отнесения национальных правовых систем к соответствующим семьям. Но в первую оче-редь учитываются такие факторы, как общность исторического формирования и развития, сходство системы источников (форм) права, основных отраслей и правовых институтов, характерные особенности правореализации, юридического мышления, право-вой культуры, традиций, юридической терминологии и др.

В современной научной юридической литературе выделя-ются такие наиболее крупные правовые семьи, как романо-германская, англосаксонская (англо-американская), семья религиозно-традиционного права и др.

Романо-германская правовая семья (система континен-тального права) сложилась в Европе достаточно давно (ХП-XVI вв.) на основе рецепции римского права, что и пред-определило ее особенности. Основным источником (формой) права в странах, где она утвердилась, является нормативно-правовой акт. Другие источники играют вспомогательную роль. Это система писаного права. На вершине иерархии законов стоит конституция страны, за нормами которой признается высшая юридическая сила. В большинстве стран континенталь-ной Европы законодательство кодифицировано. Значительную роль играют подзаконные нормативно-правовые акты. Заметно достаточно четкое деление права на отрасли, на частное и пуб-личное право. Широко используется ряд общеправовых принци-пов, ведущим среди которых признается принцип справедли-вости. В большинстве стран Европы судебные решения не признаются источниками права, но широко применяется толко-вание законов. Для этой системы является характерным исполь-зование абстрактных юридических понятий, обобщений.

Англосаксонская (англо-американская) правовая семья (система «общего права») сложилась в Англии, США, в странах, входивших прежде в Британскую империю (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Исторически сложилось так, что в Англии понимание права связывается не с системой выработан-ных законодателем правил поведения в определенной ситуации (как в континентальной Европе), а с тем, к чему приведет судебное рассмотрение конкретного дела, т.е. с правилами, сформулированными судьями в процессе разрешения споров. В связи с этим в государствах с англосаксонской правовой системой основным источником (формой) права является не закон, а судебный прецедент. Хотя используется и статутное право, т.е. писаное право парламентского происхождения. Для этой семьи характерно отсутствие кодексов европейского типа, поэтому четко не выражены и отрасли права. Нет деления права на частное и публичное. В англосаксонской правовой семье концепция права, юридический язык и др. значительно отлича-ются от романо-германской семьи. Юридическое мышление основано не на абстрактных понятиях и обобщениях, а па опыте судей, на их прагматизме. Вырабатываемые ими нормы являются более гибкими, но в значительной степени казуистичными и менее определенными.

Что касается правовой системы США, то она весьма сходна с английской. Сходство проявляется в общей концепции права, в использовании одних и тех же юридических понятий, почти одинаковом структурном делении права и др. Тем не менее американское право имеет и значительные отличия. Они обусловлены, прежде всего, федеральной структурой США. Наряду с федеральной существуют правовые системы каждого штата. В штатах и на федеральном уровне получило определен-ное развитие законодательство, которое частично кодифициро-вано (создан ряд кодексов), что несвойственно для Англии. В целом в США законодательство в системе источников права занимает заметное место. Одновременно широко развито судеб-ное нормотворчество. Соотношение этих источников весьма не-простое. Как отмечается в литературе, все это делает правовую систему США сложной и запутанной.

Семья религиозно-традиционного права включает в себя мусульманское право, индусское право и обычное право Афри-ки. Она отличается живучестью норм религиозного характера, возникших в прошлые эпохи, и обычаев, традиционно существо-вавших у африканских народов до колонизации. Вместе с тем в ней заметно существенное влияние европейской цивилизации, что проявляется, прежде всего, в дуализме источников права. Наряду с религиозными писаниями и актами их толкования, выступающими в качестве источников права (Коран, Сунна в мусульманском праве, Шрути и Шастры - в индусском праве), или обычаями в странах Африки, используют-ся нормативно-правовые акты и другие источники, характерные для западных стран. Как правило, нормами, основанными на религиозных вероучениях, и обычаями регулируются личные, брачно-семейные, наследственные отношения, а нормами иных источников - административные, торговые и др. Весьма замет-но влияние права тех европейских государств, под колониаль-ным управлением которых находилась соответствующая терри-тория. Исследователи отмечают и такие черты, в частности мусульманского права, как архаичность ряда его институтов, казуистичность, отсутствие систематизации, деления на публич-ное и частное. Следует подчеркнуть, что мусульманское право, так же как индусское право, является по преимуществу правом общин верующих. В этом смысле известный компаративист Р.Давид предостерегал от отождествления мусульманского и индусского права с национальным правом мусульманских стран и национальным правом Индии.

2.2. Национальные правовые системы.

В предыдущем разделе были вкратце описаны основные правовые системы, а теперь раскроем их более подробно.

Правовая система каждого государства отражает закономерности исторического развития общества, его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою, называемую национальной, правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, т.е. специфические особенности.

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывает политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией; морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

К закономерностям, показателям развития правовых систем в Древнем мире, в средние века, в современный период относятся усложнение, активизация процесса взаимодействия цивилизованных факторов.

К закономерностям относятся также преемственность в развитии правовых систем. Традиционные правовые ценности взаимодействуют с новыми ценностями, воспринятыми правовой системой от другой или других правовых систем. В историческом плане наблюдается прогресс правовых систем в отдельных обществах, государствах.

Конечно, эти закономерности обусловлены в конечной степени развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, развитием рыночного хозяйства. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в то же время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношений, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, «правовые семьи». Группировка правовых систем в «правовые семьи» осуществляются на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества. Проведенная рядом правоведов интеграция правовых систем на основе социологического подхода связана с типом общества, которое стремится создать с помощью правовой системы.

В Древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской правовой системы, «правовой семьи». Свои ценности, особенно присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия.

В XX веке в бывшем Союзе ССР, а позже в других социалистических государствах образовалась семья социалистического права, которая позаимствовала многие правовые ценности из романо-германской правовой семьи. В социалистических государствах правовая система была нацелена на построение новой социально-экономической формации - социализма и коммунизма. Исторические события 80-90-х годов прекратили функционирование социалистической правовой семьи на территории бывшего СССР, ряда государств Центральной и Юго-Восточной Европы.

Большой историей развития, своеобразием в структуре и содержании обладают правовые системы Китая, Индии, Японии, развивающихся стран Азии, Африки.

В теории права среди основных правовых систем современности выделяют романо-германскую, англо-саксонскую и мусульманскую.

Романо-германская правовая система существует в Германии, Франции, Испании, Италии и других странах континентальной Европы, а также в странах Латинской Америки, большинстве государств Африки, странах Ближнего и Дальнего Востока и ряде других стран.

На сегодняшний день, несмотря на некоторые различия, обусловленные спецификой, все страны, входящие в романо-германскую правовую семью, сохраняют общие черты.

Во-первых, все страны сформировали собственное право на основе рецепции римского права.

Во-вторых, во всех странах указанной правовой семьи юридическая наука признает деление права на публичное и частное, выделяет отрасли и институты права.

Разграничение частного и публичного права обусловлено тем, что властные отношения, складывающиеся в сфере управления, и отношения между частными субъектами требуют различной правовой регламентации. Публичное право регулирует отношения, затрагивающие публичный общегосударственный интерес, отношения государства, государственных органов с гражданами и иными субъектами права, а частное право регулирует общественные отношения, затрагивающие частные интересы граждан и иных индивидов и их объединений. Исходя из этого деления, в странах романо-германской правовой семьи выделяют публично-правовые и частноправовые отрасли права.

В-третьих, доктринальный характер романо-германского права. Эта правовая система сформировалась благодаря деятельности таких ученых, как Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта, Р. фон Иеринг и др., сформулировавших правовые категории и обосновавших основные принципы формирования и развития данной правовой системы, разработавших правовые доктрины. Основанная на доктрине романо-германская правовая система приобрела систематизированный, научный и логически выверенный характер.

В-четвертых, основным видом систематизации действующих правовых норм является кодификация.

В-пятых, признание закона в качестве акта высшей юридической силы в системе источников права.

Помимо вышеуказанных особенностей для стран романо-германской правовой семьи характерны: абстрактный характер норм права, специфика подготовки юридических кадров, выраженная в глубокой теоретической подготовке с последующим получением практических навыков, сходство в методах работы юристов, приоритет материального права и некоторые другие черты. Помимо закона в систему источников романо-германской правовой системы входят обычаи, общие принципы права, доктрина, а также в некоторых странах? судебные решения (прецеденты).

К странам англосаксонской правовой семьи относятся США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд государств, являющихся членами Британского содружества. Англосаксонская правовая система характеризуется следующими особенностями. Во-первых, англосаксонское право создавалось юристами-практиками, а потому основу права составляют судебные решения (прецеденты). Во-вторых, влияние римского права на развитие английского общего права было незначительным. Основная причина состоит в том, что общее право изначально складывалось как право судебной практики по принципу «подобия», а потому абстрактный характер норм римского права не воспринимался практикой английских судов.

В-третьих, полный или почти полный отказ от кодификации права.

В-четвертых, приоритетное значение процессуального права перед материальным. Такое положение обусловлено ролью практики в формировании англосаксонского права, так как исторически сложилось положение, при котором процессуальные вопросы выдвигались на первый план для английских юристов.

Исторически данная правовая семья сложилась как семья судейского или прецедентного права, а потому основным ее источником является судебный прецедент? решение органа правосудия, вынесенное по конкретному юридическому делу, обоснование которого становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела.

Характеризуя мусульманское право, прежде всего, следует выделить его специфические черты и особенности.

Во-первых, это религиозный характер права. Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Эти предписания даны обществу и государству, они неизменны, и их нужно строго соблюдать. Шариат предписывает правила поведения верующих и является, по сути, мусульманским правом. При этом если одна из сторон в регулируемых отношениях не является мусульманином, то мусульманское право не действует, уступая место светскому праву.

Во-вторых, источниками права являются религиозные нормы, в которых наибольшее внимание уделяется не правам, а обязанностям человека. Мусульманское право имеет четыре источника права: Коран, Сунна, или традиции, связанные с посланием Бога, в-третьих, иджма или единое соглашение мусульманского общества, и в-четвертых кийас, или умозаключения по аналогии.

В-третьих, второстепенная роль и значение нормативно-правового регулирования и признание доктрины одним из источников права. В соответствии с религиозной доктриной ислама право имеет божественное происхождение. Коран является главным источником мусульманского права.

В-четвертых, казуальный характер норм мусульманского права, их архаичность. Так, мусульманское право, сложившееся в VII-X вв. и ставшее одной из самых крупных правовых систем мира, и на сегодняшний день в своих основных положениях не претерпело изменений.

В-пятых, мусульманское право, основанное на оригинальных источниках, не имеет систематизации и деления на отрасли, не выделяет частное и публичное право.

Мусульманская правовая система является единственной из религиозных систем, достигшей международного масштаба. Мусульманское право играет важную роль в странах Ближнего Востока (Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Йемен, Иран, Сирия), Северной Африки (Ливия, Марокко, Тунис, Судан), Индонезии, Брунее и т.д.

Для российской правовой системы характерны следующие черты.

Во-первых, как для представителя романо-германской правовой семьи, формирование в результате рецепции римского права.

Во-вторых, основными источниками права в Российской Федерации являются нормативные правовые акты, к которым относятся законы и подзаконные нормативные правовые акты. Все они составляют четкую, иерархически построенную систему, во главе которой находится Конституция Российской Федерации.

В-третьих, основным видом систематизации нормативных правовых актов в романо-германской правовой семье является кодификация. В нашей стране практически все отрасли права имеют в своей основе кодексы.

В-четвертых, главная роль в формировании права в России всегда отводилась и отводится законодателю.

Правовая система, как и право, существует в самых разных масштабах, хотя наибольшее внимание уделено ее изучению в рамках того или иного государства, то есть национальной правовой системе. Но системные функциональные связи имеются и на международном уровне, объединяя в системные целостности правовые феномены разных государств, их правовые системы и отдельные элементы. Сходство правовых систем взаимообусловлено такими связями: вызывает появление связей и укрепляется по мере их развития. Функциональные связи как основа реальной системной целостности являются предпосылкой и свидетельством глубокого сходства между национальными системами и их взаимного тяготения. Взаимодействие национальных правовых систем может принимать следующие формы: создание модельных правовых актов и их использование в качестве образцов в правотворческой деятельности; принятие межнациональных правовых актов; создание международных организаций и межгосударственных органов; научное и идеологическое общение, общие теории, доктрины, правовые школы; применение норм иностранного права.

Правовая система общества- это взаимосвязанные объективное право, правовая идеология, юридическая практика, характер единства которых определяет своеобразие правовой жизни данного общества.

Понятие "правовая действительность" шире понятия "правовая система". Первый термин охватывает любые проявления правовой жизни общества. Второй - акцентирует внимание исключительно на таких ее фундаментальных функциональных элементах как объективное право, правовая идеология, юридическая практика. И только в плане анализа их единства - установления той качественной определенности характера их взаимосвязи, взаимодействия, в котором выражается своеобразие правовой жизни данной страны.

Из вышесказанного следует, что нельзя отождествлять понятия "система права" и "правовая система". При характеристике правовой системы конкретной страны говорят о ее "национальной правовой системе" (США, Пакистана, Франции и т. д.).

Основные правовые системы современности:

а) романо-германского типа;

б) англосаксонского типа;

в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.

Нередко используют несколько иную терминологию обозначения такого рода правовых систем. Например, говорят о "романо-германской правовой семье", "англо-американской правовой семье" т. д.

В правовых системах романо-германского типа в правовой жизни общества (преимущественно в странах континентальной Европы) ведущим является объективное право (писаное право, т. е. законодательство).

В правовых системах англосаксонского типа в правовой жизни общества (например, в США, Великобритании) основное значение имеет юридическая практика - административная, судебная, и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.

В правовых системах заидеологизированного, религиозно-традиционного типа в правовой жизни общества ведущей является правовая идеология. В современных мусульманских государствах это религиозная идеология, выраженная, например, в Коране- одном из источников мусульманского права. В СССР содержание советского права во многом выражало партийную идеологию компартии (правящей, единственной в политической системе).

Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)

Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина,защищаемые судом.

Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.

В странах, образующих «семью религиозного права»(мусульманские страны: Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности, а не права (их идея).

В странах,образующих «семью традиционного права»(Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные).Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).

Правовая система включает в себя все правовые явления: собственно право данного государства, правосознание, правовую культуру, правовую идеологию, правовые обычаи, правовой менталитет, правоохранительные и иные связанные с правом государственные органы и негосударственные организации, урегулированный правом порядок их деятельности и другие социально-правовые явления.

Правовая система - это совокупрость взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов характеризующих уровень правового развития

той или иной страны

Правовые системы каждого государства имеют свои особенности, которые отражают ее историческое развитие, национальные, религиозные и иные характеристики.

Одновременно, наряду с особенностями, правовые системы разных стран имеют и общие черты, которые позволяют объединить их в определенные группы или правовые системы международного масштаба.

В настоящее время выделяются следующие правовые системы: романо-германскую; англосаксонскую или англо-американскую; социалистическую; семью религиозных и традиционных правовых систем; систему обычного права.

30. Что такое романо-германская правовая система?

Романо-германская правовая система или система семьи европейского континентального права в настоящее время существует в Германии, Франции, Италии, Испании и других странах европейского континента.

В этой системе основным источником права является закон, то

есть письменное правило поведения. Главными законами признаются письменные конституции, нормы которых имеют наибольшую юридическую силу. Это означает, что все другие законы должны соответствовать конституции.

В романо-германской правовой системе существуют три вида законов: кодексы, сводные тексты нормативных правовых актов (сборники) и текущее законодательство - отдельные законы. Кодифицированными обычно бывают уголовные, гражданские, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и другие законодательные акты.

Сводные тексты (сборники), как правило, имеет налоговое законодательство.

Текущие законы принимаются по различным вопросам и отраслям права. Большое значение имеют и подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые различными государственными органами.

В этой системе учитывается и международное право. Так, в Германии закреплен принцип превалирования международного права по отношению к национальному.

К числу вспомогательных источников права относятся обычай и судебная практика. Обычай может применяться самостоятельно, даже если он не санкционирован государством.



Просмотров