Что такое верховенство права. Значение принципа верховенства права

Несмотря на то что законодательство РФ хорошо проработано, ежегодно многие федеральные законы претерпевают изменения. Регулярно вносятся поправки в главные страны. Это говорит о том, что время меняется и старые законы уже не актуальны в настоящее время. Но в то же время законодательство имеет высшую юридическую силу и все граждане страны должны беспрекословно соблюдать нормативно-правовые акты. Верховенство закона - это основополагающий определяющий, что выше закона ничего нет и все перед ним в равных условиях.

Понятие верховенства закона. Что это?

В принципе, данное определение имеет конкретный смысл и не может иметь множества вариаций. Верховенство закона - это доктрина, которая определяет равенство всех людей перед законом. Если человек, вне зависимости от своего социального статуса и положения в обществе, не сделал ничего, что противоречит законодательству страны, он не получит никакого наказания. Это означает, что никто не вправе обвинить человека в каком-либо деянии без имеющихся на то причин. Принцип верховенства закона призван в том числе защитить граждан, помочь им обрести уверенность в справедливости.

Как уже было отмечено, закон наделён высшей юридической силой, и другие нормативно-правовые акты должны издаваться на его основании. Если какой-либо акт противоречит закону, любой гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в суд с такого рода жалобой.

Как формируются законы?

Конституция РФ - основной закон страны. Это определение знакомо практически каждому гражданину, и оно является истинным. Все законы, издаваемые на территории страны, должны соответствовать постулатам Конституции и ни в коем случае им не противоречить. В России свод законов представляет собой создание определённых кодексов, которые регулируют отношения в различных направлениях. Таких кодексов очень много: уголовный, гражданский, семейный и т. д.

В каждом кодексе имеются разделы и статьи. Это позволяет при каком-либо нарушении или спорном моменте выявить, кто прав и наказать виновного. Например, уголовный кодекс РФ. Преступник нанёс пострадавшему телесные повреждения. Если эти повреждения угрожают жизни и здоровью человека, наказание будет одно. А если же это пару синяков, то наказание будет совершенно другим.

Верховенство права

Одним из важнейших элементов правового государства является именно верховенство права. Оно означает, что все нормативно-правовые акты подчинены закону. Верховенство права и закона подразумевает, что все правовые нормы должны быть общедоступны. Закон должен быть стабилен и предсказуем. Доступной должна являться и судебная система, не зависящая от исполнительной и законодательной власти.

Судья выносит решение, основываясь исключительно на фактах, представленных в деле и законах. Современное право гласит о том, что общество должно быть наделено возможностью корректировать и создавать законы в рамках демократии. В настоящее время верховенство права призвано противодействовать ситуациям, когда должностные лица становятся выше закона или наделяются слишком широкими полномочиями.

Роль принципа верховенства закона

Прежде всего, данный принцип не относится ко всем государствам. Он действует только в тех, у кого демократический или либеральный Принцип верховенства закона очень нужен таким государствам, так как он не допустит произвол в стране. В СССР верховенство закона провозглашалось в урезанном виде, важнее закона оставались решения съездов КПСС. В России же данный принцип проявлен в полной мере, так как приоритет в юридической силе принадлежит Конституции и федеральным законам.

Верховенство закона - это главный принцип развития и функционирования правового государства. не терпит никаких исключений. Закон всегда будет выше других правовых актов, и это общепризнанный факт. Принцип верховенства закона, с точки зрения интересов государства, является правильным, так как нельзя допустить того, чтобы высшей юридической силой обладали и другие нормативные акты.

Однако не все законы в равной степени обладают верховенством. Так как законодательство страны нельзя назвать однородным, распределение юридической силы довольно неравномерно. Если составить небольшой своеобразный рейтинг, то лидером будет Конституция. Верховенство закона принадлежит этому документу в полной мере. Далее идут законы о внесении изменений или поправок в Конституцию. Затем кодексы и обычные законы.

Признаки верховенства закона

Правовое государство имеет множество характеристик, в числе которых права и а также верховенство закона и права. Но последние понятия нельзя рассматривать как единое целое, так как между ними есть значительные отличия. Историки утверждают, что верховенство права появилось гораздо раньше закона.

Однако рассмотрим основные положения именно верховенства закона:

Высшая сила Конституции;

Определённый алгоритм принятия законов;

Соответствие иных нормативно-правовых актов закону;

Наличие определённых органов, призванных следить за соблюдением закона.

Именно эти признаки формируют систему верховенства закона.

Как на практике реализовывается верховенства закона?

Далеко не все, что записано в правовых документах, реализуется на практике в полной мере. Однако это нельзя сказать о принципе верховенства закона. Есть два факта, которые отбросят все сомнения в обратном.

1. Все граждане страны могут и даже обязаны при совершении каких-либо действий опираться на законодательную базу страны, в том числе различные кодексы.

2. Все правовые акты, постановления правительства, а также иные региональные законы должны соответствовать основным федеральным законам РФ. Любой гражданин страны имеет возможность и право подать в суд, если обнаружит, что нормативный акт или другой документ не соответствует закону.

Как можно заметить, благодаря этим признакам, верховенство правового закона осуществляется на практике. В любом суде за основу берётся законодательная база, а уже потом, при возникновении спорных ситуаций, региональные законы. Если какие-либо акты противоречат основным законам, они признаются недействительными. В таком случае законодатель обязан в минимальные сроки изменить документы в соответствии с законом РФ.

Вывод

Российская Федерация - страна с демократическим политическим режимом. Принцип верховенства закона действует здесь без ограничений и исключений. Любой человек, знающий свои права и обязанности, не допустит незаконных действий в свою сторону.

Верховенство закона - это основа для любого правового государства. К сожалению, в последнее время участились случаи, когда должностное лицо превышает полномочия. В такой ситуации человек может обратиться в суд, и виновного накажут. Также всё больше развивается мошенничество. Всем гражданам РФ рекомендуется ознакомиться со своими правами и обязанностями, чтобы не быть обманутыми преступниками.

Верховенство Закона - господство нормативного акта, принимаемого высшим законодательным органом страны, над иными подзаконными актами. В данном случае верховенство закона рассматривается как принцип законности, под которым понимается подзаконных нормативных актов и актов право применения предписаниям конституции и законам. Это означает, что ни один подзаконный акт не может противоречить закону,а акт правоприменения должен приниматься в точном соответствии с нормами закона. Особая процедура принятия закона, регулирование им наиболее важных общественных отношений и предопределяют ту роль, которую он играет в правовой системе государства. В этом смысле принцип верховенства закона действует только в странах романо-германской системы права (к которым относится и РФ). В других правовых системах закон не занимает главенствующего места в ряду источников права, нередко уступая по значению (в теории или на практике) судебному прецеденту, религиозному предписанию или правовому обычаю. Особый аспект имеет принцип Верховенство Закона в федеративных государствах, где он является выражением государственного суверенитета на всей территории страны. ФЗ имеют высшую силу по тем вопросам, которые отнесены к исключительному ведению федерации или совместному ведению. Ситуация, когда законы субъектов федерации противоречат общефедеральным, может привести к "войне законов" - крайне негативному и нежелательному явлению, подрывающему правовые основы федерального государственного устройства. Верховенство Закона можно рассматривать и как формальный принцип правового государства (формальный потому, что в демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву). В данном контексте Верховенство Закона означает ограничение государства правовыми предписаниями, закрепленными в форме закона.

Верховенство (господство) права предполагает прежде всего наличие за­конов с правовым содержанием (правовых законов), а также связанность го­сударственной власти с правовыми законами, то есть правом.

Пять основных принципов верховенства права:

Правительство народа, управляемое народом и существующее для народа;

Разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной, исполнительной и судебной властью;

Представительная демократия, процедурные и существенные ограниче­ния в отношении правительственных действий, направленных против част­ных лиц (защита личной свободы и личного достоинства);

Ограниченное правительство и федерализм;

Судебное разбирательство независимой системой судебных органов как центральный механизм проведения конституционных законов в жизнь.

Понятие верховенства права

Определение 1

Верховенство права (верховенство закона, англ. «ruleoflaw») – правовая доктрина, согласно которой никто не может становится превыше закона, все являются равными перед законом, никто не может наказываться иначе, как в учрежденном законом порядке и лишь за его нарушение.

Верховенство закона также подразумевает, что все подзаконные акты и акты правоприменительного типа подчинены основному закону и не входят в противоречие с ним.

В соответствии с естественно-правовой теорией для верховенства права является необходимым, чтобы все нормативно-правовые акты, в их числе, законодательство и конституция, и вся деятельность власти государства были подчинены цели защиты достоинства, прав и свобод каждого человека.

Определение 2

Государство, всецело реализовавшее принцип верховенства права, именуют правовым государством.

Концепт верховенства права известен ещё с давнейших времён, недаром философ древнегреческого происхождения Аристотель писал: «Управлять должен закон».

Основные положения принципа

Замечание 1

В философии права настоящего времени, верховенство права противопоставляется идее, что конкретные должностные лица или властные органы могут стоять выше закона или иметь чрезмерно широкие полномочия и таким образом творить произвол.

Доктрина верховенства права требует, чтобы его нормы публиковались, являлись стабильными и предсказуемыми в собственном применении.

Она так же требует доступности системы правосудия и её независимости от законодательной и исполнительной властных ветвей с тем, чтобы судьи вершили приговоры лишь на основании законодательства и непреложных фактов.

В современных вариациях доктрины также утверждено, что члены общества должны обладать возможностью участия в образовании и внесении изменений в законы, регулирующие их поведение.

Традиционно выделяют следующие основные концепты верховенства закона:

  1. Формальный;
  2. Содержательный.

Формальное понимание верховенства закона не производит суждений о справедливости норм, а выделяет процедурные атрибуты, которыми должна обладать система права. Этот подход призван изолировать предсказуемость и эффективность работы системы от вопросов этики об её ответственности за результаты.

Такие интерпретации верховенства права значительным образом усилили свое влияние после Нюрнбергского процесса, признавшего руководителей нацистской Германии преступниками без соблюдения некоторых формальностей, а также после правозащитной деятельности Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга.

Замечание 2

Чтобы не смешивать формальную трактовку означенного принципа с содержательной, Парламентская ассамблея Совета Европы советует для первой применять терминологию «верховенство закона», а для последней использовать понятие «верховенство права».

Согласно определению, озвученному в 2004 году в докладе Генерального секретаря ООН «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах», господство права представляется понятием, которое составляет саму сущность миссии ООН.

Речь в данном случае идет о таком принципе управления, согласно которому все лица, структуры, учреждения государственные и частные, в том числе и само государство, осуществляют жизнедеятельность под воздействием законов, публично принятых, которые в равной степени выполняются и независимым образом реализуются судебными органами, и которые являются совместимыми с международными нормативами и стандартами в сфере человеческих прав».

Ученый-юрист украинского происхождения А.Н.Костенко, отталкиваясь оттеории социального натурализма, выдвинул предложение интерпретировать принцип верховенства права как "принцип верховенства законов естественного права".

История верховенства права

Данный термин применяется с начала 17 века (петиция Якову Первому со стороны Палаты общин в 1610 г. Несколько ранее данная идея была озвучена в решении Суда общих тяжб под председательством Эдварда Кока, хоть сам король оценивал подобный взгляд на собственную власть в форме «измены»).

Важно заметить, что концепт значительно старше и далеко не всегда связан с представлениями о демократии в современном ее понимании. К примеру, Аристотель настаивал, что «управлять должен закон». Похожих взглядов придерживался Цицерон, говоривший: «Все мы являемся рабами законов».

Закон абсолютизировали древнекитайские «легисты», которые представлялись приверженцами школы «фацзя», в период нахождения у власти учреждающие в государстве, как правило, слишком суровые наказания за множественные проступки. Но, с точки зрения легистов, закон должен являться не средством народа по обузданию властителей, а больше средством для властителей по управлению народом. Противоположно, в 13 веке Фома Аквинский утверждал, что конкретно верховенство закона представляет собой учрежденный Богом «естественный порядок».

Идеология, утверждающая, что свобода действий обладающих властью лиц должна находить правовые ограничения, является характерной прежде всего для англосаксонской традиции права. В 18 веке ее представляли:

  • Дж. Локк;
  • С. Джонсон;
  • Т. Пейн;
  • Дж. Адамс.

Во множестве, невзирая на некие разногласия в акцентировании, верховенство права приближается к развивавшемуся в романо-германской философии правового типа термину «правовое государство» (нем. Rechtsstaat, фр. Étatdedroit). Применение какой-либо терминологии связывается основным образом с различиями в обычаях правового характера и их исторических аспектов.

Наиболее древний источник, в котором учреждается идеология подчиненности власти закону, - из Торы (часть Святого Писания) Моисея.

Сытник Игорь Олегович

Магистрант Крымский филиал Российского государственного университета правосудия г. Симферополь

Аннотация. В статье анализируются роль и место принципа верховенства права в современном мире.

Ключевые слова. Верховенство права. Принципа права. Государство. Позитивное право.

Принцип верховенства права занимает исключительное место в правовой системе любого современного демократического государства. Несмотря на то, что сам термин «верховенство права» редко встречается в конституциях европейских государств, само построение их правовых систем и широкая реализация данного принципа в правоприменительной практике свидетельствует о применении данного правового принципа во всех аспектах и на всех уровнях правового бытия общества. Это обусловлено сложным процессом формирования демократического общества и поиском действенных средств гарантии и защиты демократии в мире и в каждой стране отдельно.

Теоретические основы принципа верховенства права были заложены в классических научных трудах западных юристов и мыслителей: Джеймса Гаррингтона, Александра Гамильтона, Томаса Джефферсона, Альберта Дайси и других. Отдельные теоретические аспекты принципа верховенства права получили развитие в исследованиях современных зарубежных юристов: Лона Фуллера, Герберта Харта, Антонина Скалиа, Джона Рица, Враяна Та Манаге, Томаса Бингема.

В советское время принцип верховенства права практически не исследовался. Отечественной правовой наукой того времени данный принцип рассматривался как негативное явление, характерное для «буржуазного права», и противопоставлялся принципу социалистической законности.

В нашей стране ситуация в корне изменилась в 1993 году с принятием Конституции Российской Федерации и началом нового государственного строительства. На сегодняшний день данный принцип активно и разнопланово изучается российскими юристами. В частности, принцип верховенства права исследовали Боренбойм П.Д., Виноградов В.А., Демичев А.А., Исаенкова О.В.

Однако анализ научного исследования указывает на недостаточность изучения значение принципа верховенства права для современного демократического общества в Российской Федерации.

Общеизвестное британское выражение гласит: «демократия - это, прежде всего, процедура», то есть незыблемость, и соблюдение демократических принципов со стороны государства гарантируется, в первую очередь, путем установления обязательных для выполнения процедурных норм которые регламентируют государственное управление. Исходя из приведенного тезиса, мы приходим к выводу, что чрезвычайно важным является неукоснительное соблюдение системы законодательных предписаний, которые, собственно, и устанавливают определенную процедуру, то есть механизмы функционирования демократического общества. Однако простого выполнения норм позитивного права государственными органами для обеспечения существования демократического режима явно недостаточно. Законодатель, даже при условии четкого следования установленной процедуре, имеет возможность сознательно или бессознательно, путем внесения изменений в нормативные акты ограничить или отменить законодательные гарантии основных прав человека, предоставить неоправданно широкие, а то и репрессивные полномочия отдельным государственным органам и даже изменить основы конституционного строя в государстве.

Это содержит реальную угрозу для демократического пути развития общества. Позитивистский подход к праву, так или иначе, означает отрицание любого другого права, кроме того, что установлено законодательным органом государства. При этом ни одна нормативно установленная законодательная или управленческая процедура, какой бы совершенной она ни была, сама по себе не может быть надежным противодействием возможности государственного произвола, поскольку она сама представляет собой исключительно результат правотворческой деятельности законодателя и может быть изменена или отменена им же.

Таким образом, позитивистская концепция законности косвенно устанавливает принцип верховенства законодателя. Исходя из этого, довольно логичным представляется тезис выдающегося юриста, одного из создателей правового позитивизма Ганса Кельзена, который, исследуя сущность правового государства, пришел к выводу, что «каждое государство является правовым, ведь каждое государство является определенным правовым порядком».

События первой половины XX столетия продемонстрировали несостоятельность позитивистской концепции верховенства закона и правового государства, которая в то время также носила позитивистский характер, стать надежным гарантом демократического общества и его защитником от произвола законодательной власти. Правовой позитивизм сделал возможным установление тоталитарных режимов в Европе. Наиболее красноречивым было установление национал-социалистического (нацистского) режима в Германии. Для прихода к власти нацистам не пришлось совершать мятежа или государственного переворота. Их партия получила власть, с формальной точки зрения, вполне «демократическим» путем - получением на выборах большинства в парламенте. Однако, получив подавляющее большинство в законодательном органе, нацисты уже первыми своими законодательными актами, которые принимались, опять-таки, в полном соответствии с нормативно установленной формальной законодательной процедуры, определили путь на уничтожение любых принципов демократии и прав человека. Отсутствие в правовой системе тогдашней Германии эффективных средств ограничения законодателя сделало невозможным противопоставить что-либо неправовым действиям государства. Ни немецкая судебная система, ни один другой официальный орган не имел возможности эффективно блокировать неправовые решения контролируемого нацистами законодательного органа. Характерно и то, что после свержения нацистского режима, на Нюрнбергском Трибунале нацистские военные в свое оправдание ссылались на то, что они лишь выполняли приказ, а их руководители, в свою очередь, заявляли, что они действовали только на основании и в рамках закона. С точки зрения правового позитивизма в их действиях не было состава преступления, ведь они не нарушили ни одного положительного «правового» акта, а даже наоборот, четко выполняли императивные нормы законодательства. Однако Суд признал руководителей национал-социалистической партии и гитлеровского государства военными преступниками, указав, что сами законы тоталитарной Германии были неправовыми.

Известный исследователь демократических процессов Джованни Сартори, характеризуя демократическую общественную формацию, которая не предусматривает средств ограничения законодателя, указывал, что в таком государстве «первые выборы будут фактически единственными настоящими выборами, а это значит, что такое демократия умирает, только зародившись».

Некоторые опасения, связанные с возможностью такой «законной» узурпации власти, периодически возникают и в российском юридическом обществе. Так, Е. Махрова считает, что принцип разделения властей в Российской Федерации может быть нарушен. По мнению исследователя, в условиях, которые сложились, данный принцип может попираться Президентом Российской Федерации в связи с тем, что он является связующим звеном между ветвями власти и обладает столь широкими полномочиями.

Следует отметить, что целью верховенства права является не просто формальное обеспечение порядка, предусмотренного законами и другими нормативными актами, установленными государством, а утверждение такого правопорядка, который ограничивает абсолютизм государственной, прежде всего, исполнительной, власти, ставит ее под контроль общества, создавая для этого соответствующие правовые механизмы. Даже безупречный с точки зрения юридической техники закон не всегда является панацеей верховенства права.

Таким образом, становится понятным, что простого формирования совершенной системы законодательства, закрепляющей основные права и свободы человека и устанавливающей эффективную законодательную процедуру, еще недостаточно для построения демократического общества.

Принцип верховенства права является фактически единственным эффективным средством обеспечения незыблемости демократии, а также одной из ее основных признаков.

С другой стороны принцип верховенства права имеет и отдельные недостатки. Основная проблема, связанная с практическим применением данного принципа, его неопределенность. Поскольку под «правом» понимается, в первую очередь, право неписаное, молчаливое, не имеющее четкого материального выражения, имеющее слишком сложную и многогранную сущность.

Законодатель, принимая нормативный акт, или судья, решая конкретную дело, должны каждый раз обращаться к принципу верховенства права и выяснить для себя его значение в каждом конкретном случае. Понятно, что каждый из них при толковании данного принципа так или иначе будет исходить из собственных мировоззренческих убеждений и представлений, профессиональных навыков и других субъективных факторов. Таким образом, применение принципа верховенства права неизбежно напрямую зависит от личности субъекта его применения, или, по выражению выдающегося американского юриста Лона Л. Фуллера, «человеческого фактора».

Несмотря на негативные стороны такой субъективной составляющей, человеческий фактор является «необходимым элементом любой справедливой и гуманной правовой системы. Тот сложный замер, который мы называем «правом», на каждом шагу требует вынесения суждений, и эти суждения должны выноситься людьми и для людей», с другой стороны, наличие человеческого фактора является неизбежной в любом случае.

Средством преодоления недостатков принципа верховенства права, является так называемая интегративная теория, которая заключается в сочетании лучших достижений и разработок различных, нередко жестко конкурирующих правовых учений и создание условий для их параллельного сосуществования в рамках одной правовой системы. В данном случае речь идет о возможности сосуществования принципа верховенства права и верховенства закона.

Рассматривая указанные концепции в контексте их интеграции, не стоит говорить об их сочетании или смешивании. Учитывая принципиально отличное сущностное наполнение учений о верховенстве закона и верховенство права и их происхождение с противоположных философско-правовых учений, такое смешивание было бы совершенно невозможным без фактической полной или хотя бы частичной подмены понятий и искажения обеих концепций. Поэтому в данном случае речь идет не о смешивании, а о создании условий для параллельного существования принципа верховенства права и принципа верховенства закона, их сочетание в рамках одной правовой системы. Данные принципы действуют в различных правовых плоскостях. Принцип верховенства права, как имеющий естественно-правовую сущность, гарантирует незыблемость неотчуждаемых прав человека путем возложения ограничений на государственную власть. Однако права человека, так же как и механизмы, их обеспечения, находят закрепление в актах позитивного права, в частности в конституции, законах. Таким образом, естественное право приобретает, положительного выражения, следовательно, возникает возможность его частичного обеспечения средствами системы законодательства.

Не существует единой точки зрения относительно возможности реализации интегративной теории, однако интегративная теория сегодня применяется на практике в правовых системах демократических государств. Принцип верховенства права, не имея положительного закрепления в текстах конституций, признается большинством юристов-ученых демократических стран и так же применяется на практике.

Ориентиром в этом направлении служат общепризнанные современным миром принципы права, международные пакты о правах человека, международная судебная практика, в частности практика Европейского суда по правам человека, тенденции развития правовых средств защиты прав человека в европейском и международном обществе.

Верховенство права «не создает добра, а только помогает избежать зла». Оно не призвано обеспечить эффективную властную деятельность, а, наоборот, накладывает правовые ограничения на действия представителей органов власти. Достижения правительственных целей должно быть подчинено гражданским гарантиям свободы и безопасности, чем и устраняется угроза властного произвола.

Принцип верховенства права является базовым, определяющим конституционным принципом, который составляет основу правовой системы современного демократического государства и, в конце концов, всего правового бытия общества, пронизывая такие сферы, как законодательная система, правотворчество и правоприменение, правовое сознание и правовая культура. Целью реализации принципа верховенства права является обеспечение эффективного и стабильного функционирования современного демократического государства. При этом данный принцип представляет собой действенное средство обеспечения соблюдения прав человека и противодействия государственной произвола, а также явление чрезвычайно многогранное и многоаспектное, поэтому ни российская, ни зарубежная юридическая наука не может дать его однозначного определения, которое бы передавало его сущность во всей его полноте и не обедняя содержания.

Отдельные юристы связывают принцип верховенства права с доминированием естественного права над позитивным. Другие не объясняют его настолько широко и концентрируются исключительно на основных правах человека, которые существуют независимо от их законодательного закрепления, и могут быть применены вопреки формальным предписаниям законодательства. Третьи, подчеркивая слово «верховенство», рассматривают этот принцип как таковой, что обусловливает доминирование права в обществе над другими социальными регуляторами. Распространено и мнение, согласно которому принцип верховенства права объединяет несколько составляющих: справедливость, разумность, равенство и тому подобное. Как представляется, все приведенные подходы не отрицают друг друга, но описывают разные аспекты одного явления - принципа верховенства права. Следует отдельно подчеркнуть, что при любых условиях принцип верховенства права не может быть сведен к принципу верховенства закона (законности), который может трактоваться исключительно в качестве формального признака исследуемого принципа.

Принцип верховенства права был закреплен непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации, хотя такая практика вообще не характерна для стран с постоянной демократией, поскольку данный принцип вытекает из самой сущности конституционного строя и составляет самую сущность конституции. Для Российской Федерации такое закрепление носит позитивный характер, поскольку обязывает отечественных субъектов правоприменения, воспитанных на крайних формах юридического позитивизма, формально применять его в своей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. К XIII конгрессу Международной ассоциации правовой и социальной философии (Токио, 1987): Сборник переводов. Вып. 1 / Отв. ред.: Кудрявцев В. Н., Разумович Н. Н.; Пер.: Лезов С. В., Пивоваров Ю. С. — М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1987. — 342 c.

2. Сартори Д. Вертикальная демократия. - Полис. Политические исследования. 1993. № 2. С. 80

3. Махрова Е. И. “О проблемах построения правового государства в России”

4. Фуллер Лон Л. Анатомия права // Российский ежегодник теории права. № 2. 2009. - С.-Пб.: Издат. Дом СПбГУ, 2011.

5. Аллан Т.Р.С. Конституционная справедливость. Либеральная теория верховенства права /Т.Р.С. Аллан, 2008. - С. 74.

основной признак правового государства, состоящий в том, что официальное законодательство и правоприменительная практика выражают ценности свободы, равенства и справедливости, гарантируют основные права и свободы человека и гражданина.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА

принцип конституционного строя РФ, означающий связанность государства, его органов и должностных лиц правом, основными правами и свободами человека и гражданина. В.п. проявляется в верховенстве закона - одном из важнейших принципов правовой системы, определяющем приоритет, господствующее положение закона в системе правовых актов государства, обеспечиваемые системой материальных и юридических средств. Наиболее полным практическим выражением верховенства закона является его особая юридическая сила. Высшая юридическая сила закона обеспечивается тем, что принятие закона - это прерогатива высшего представительного органа государственной власти; никакой другой орган не вправе приостановить или упразднить закон; правовые акты должны соответствовать закону; в случае коллизий между законом и иными правовыми актами приоритет принадлежит закону. Принцип верховенства закона утверждает принадлежность власти народу и осуществление ее непосредственно народом или представительными органами народа. Закон выполняет роль фундаментальной (базовой) конструкции правовой системы. В Концепции национальной безопасности РФ - программном документе укрепления российской государственности отмечается, что единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции РФ над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях. Отличное определение

Неполное определение ↓



Просмотров