Формы реализации государственных функций. Формы и методы осуществления функций государства. Формы осуществления функций государства

При выполнении своих функций, государство использует особые свойственные ему методы и делает это в присущих ему формах.

В настоящее время, принято деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные (неправовые). Такая классификация помогает понять, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право.

При этом все правовые формы являются организационными, но далеко не все организационные являются правовыми.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. К правовым формам реализации относятся следующие виды деятельности.

Правотворческая деятельность, т.е. форма осуществления функций государства путём подготовки и издания нормативно-правовых актов. Без данных актов реализация других функций государства практически невозможна.

Правоисполнительская деятельность, т.е. деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов. Основное бремя по выполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых правительством страны. Для этого издаются соответствующие акты, ведётся контроль за выполнением обязанностей исполнителями и т.д.

Правоохранительная деятельность подразумевает собой охрану порядка, прав и свобод граждан и т.д. Это оперативная, правоприменительная деятельность, которая включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

От правовых форм функционирования государства отличают организационные формы, которые подразумевают однородную по своим признакам деятельность государства, не влекущую за собой юридических последствий. Организационные формы деятельности подразделяются на:

Организационно-регламентирующую деятельность. Это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственную деятельность. Сюда относится оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Например, организация снабжения, сбыта, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт и др.

Организационно-идеологическую деятельность. Подразумевается повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства. Например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, работа средств массовой информации, формирование общественного мнения и т.д.



Наряду с изложенной классификацией в науке получила распространение и другая, согласно которой, под формой осуществления функций государства понимается деятельность основных звеньев механизма государства. Здесь выделяют следующие формы: законодательную, исполнительную (управленческую), судебную и контрольно-надзорную.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы обладает федеральное собрание.

Исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путём осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны (глава 7 Конституции РФ).

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения полномочий между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

Говоря о методах осуществления функций государства, надо сказать, что они достаточно многообразны. Например, при выполнении охранительной функции, государство использует методы убеждения и принуждения, а для реализации экономической функции требуется уже целый набор экономических методов - прогнозирование, планирование, защита потребителей, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и своё содержание. Объект- определённая сфера общественных отношений (экономика, культура, международные отношения, политика, социальная сфера), на которую направлено государственное воздействие.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет целую цепь последующих негативных явлений в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению. В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. В любом случае, задачи, на которые направлены функции, несут объективный характер, в то время как выбор формы разрешения, способа разрешения и метода разрешения проблемы субъективен. Сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причём всё это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

ункции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе.
Признаки государственных функций:
- сложившаяся устойчивая предметная деятельность в важнейших сферах общественной жизни;
- властно-принудительные методы осуществления. При осуществлении своих функций государство использует методы поощрения, убеждения и принуждения;
- функции государства исчерпывающе определены в законе;
- выполнение основных задач и целей государства на данном этапе,
- различные многоплановые стороны деятельности государства, объединенные общим основанием, которое и порождает функцию государства.
Разнообразные способы воздействия государства на субъектов в процессе решения стоящих перед ним задач (методы поощрения, убеждения и принуждения) реализуются в специальных организационно-правовых формах: законодательной (разработка и принятие юридических норм), правоприменительной (властная деятельность компетентных государственных органов по изданию правоприменительных актов), правоисполнительной (принятие мер по исполнению норм права), правоохранительной (применение принудительных мер к нарушителям норм права), контрольно-надзорной (надзор и контроль за исполнением норм права).
Функции государства осуществляются в особых правовых формах - т.е. однородных по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) видам деятельности государственных органов, связанной с изданием и реализацией юридических актов (правотворческая и правоприменительная деятельность).
Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства, реализуемая посредством издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.
Правоприменительная деятельность (оперативно-исполнительная и охранительная) - это деятельность государственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права.
В свою очередь правоприменительная деятельность государства складывается из:
- оперативно-исполнительной деятельности - властной, творческой исполнительно-распорядительной работы государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений; деятельности, связанной с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества;
- правоохранительной деятельности - властной деятельности государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
К функциям государства чрезвычайно тесно примыкают некоторые родственные явления, однако, их ни в коем случае не следует отождествлять. Это:
- функции государственных органов - функции государства намного шире, как шире полномочия всего государства и отдельных государственных органов, не говоря уже о государственных учреждениях и организациях;
- виды государственной деятельности, которые являются составными компонентами отдельных государственных функций (например, видами государственной деятельности выступает расследование уголовных дел, а функцией государства является охрана правопорядка; и если подобным расследованием занимается строго ограниченное число только государственных органов, то функция охраны правопорядка по своей направленности несоизмеримо шире и выполняется также многими негосударственными организациями и предприятиями);
- цели и задачи государства - цель - это то, к чему стремится государство, а задачи - цель и средства се достижения, а функции - это лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Таким образом, цели и задачи государства по своей природе шире и именно они определяют его функции.

В настоящий момент государство - единственный легитимный и поддерживаемый на международном уровне способ существования большой общности людей. Благодаря ему большие и малые социальные группы активно взаимодействуют, развиваются и удовлетворяют свои потребности.

Функционирование

Любое государство обладает определенным перечнем функций. Как правило, они одинаковы для большинства стран, но некоторые из них зависят от организационно-правовой а также статуса. Невозможно представить общество без определенного воздействия на него государством, его регулирования, в том числе с помощью законов.

Так, именно властные органы любой страны призваны не допустить анархию, в обществе, революции, притеснения каких-либо слоев населения или отдельных граждан, защитить свои границы и свой народ, обеспечить суверенитет и суверенность. Формы осуществления функций государства - это такое внешнее выражение деятельности, посредством которого реализуются задачи, достигаются цели. Таким образом, органы власти реализуют свои полномочия, выстраивают определенную политику, выстраивают единое, целостное и развивающееся общество. Формами осуществления функций государства являются правовые и организационные. Подробнее остановимся на каждой из них.

Правовые формы

Правовые формы осуществления призваны обеспечить законность и порядок, соблюдение прав и конституционных свобод, построение такого общества, которое опиралось бы на признание права. Такие формы связаны с юридической деятельностью органов власти, при этом следует отметить, что они не присущи какой-то конкретной ветви власти или возложены на нее преимущественно. Исполнительная, законодательная и судебная в равной степени задействованы в реализации функций, разница лишь в том, что каждая ветвь работает в рамках своих компетенций. Выделяется несколько видов правовых форм.

Правотворческая

Такая деятельность государства, которая своей целью имеет создание правовой нормы, построение единой законодательной системы, будет называться правотворческой, или, имеется еще более узкое понятие, законотворческой. Таким образом, органы, наделенные в соответствии с Конституцией а равно органы местного самоуправления, законодательные собрания субъектов, имеют право принимать непосредственное участие в выборе юридической судьбы государства и его граждан или отдельной области, республики, края и проч.

Правоисполнительная

Остальные правовые формы осуществления функций государства опираются именно на исполнительную. Благодаря ей реализуются положения нормативно-правовых актов, решений судов, предписаний и прочих необходимых для исполнения указаний закона, или отдельного органа. Данная функция обеспечивает реальность и реализацию заложенных идей и принятых направлений.

Судебная

Это специальная функция по осуществлению правосудия. Любое решение суда в Российской Федерации принимается и провозглашается от имени государства. Одно из важнейших направлений деятельности властных органов вообще, потому как с его помощью поддерживается законность и правопорядок. Стоит отметить, что судебной властью обладает только судебная ветвь, поэтому никакой иной орган, помимо судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских, не вправе разрешать конкретные юридические споры с применением или возможностью применения государственного принуждения для реализации своего решения.

Неправовые формы

Организационные формы осуществления функций государства, скорее, вспомогательные, акцессорные по отношению к правовым. Именно благодаря им обеспечивается деятельность властных органов, а также реализуются возложенные на них полномочия. Не стоит путать организационные формы и правоисполнительную. Если последняя напрямую реализует юридические обязанности, предписания и акты, то первая лишь обеспечивает их реализацию, а также может быть вовсе не связана с правовым полем. Например, организация мероприятий, проведение заседаний органов власти, общее управление в рамках своих полномочий и многое другое.

Как правило, такие формы не выделяют в отдельные виды, однако некоторые ученые полагают, что требуется специальное разграничение. Так, например, разделяется:

  1. Организационно-регламентирующая - направлена на решение определенных задач, также обеспечивает текущую деятельность государства и его органов.
  2. Организационно-хозяйственная - призвана обеспечить материальную сторону, например, деятельность по снабжению.
  3. Организационно-идеологическая форма - как правило, разъяснительная. Множество законов требует определенной интерпретации или обоснований их необходимости.

Методы

Помимо форм, также выделяют методы осуществления функций государства. На данный момент их существует 3:

  1. Убеждение - власть, государство, рекомендует, агитирует и призывает к совершению определенных действий или воздержанию от таковых. Одним из признаков демократии является превалирование данного метода над остальными. Он рассчитан на высокий уровень грамотности и правовой культуры населения, а также существование достаточно стабильного, законопослушного общества. К примеру, это могут быть рекомендации министерства здравоохранения, которые размещаются в настоящий момент в нашем государства на пачках сигарет и некоторых табачных изделий.
  2. Принуждение - присуще авторитаризму и в большей степени тоталитаризму. При таком заставляет нас исполнять определенные решения или предписания или насильно воздержаться от совершения действий. Как пример, уголовное преследование и наказание, деятельность органов ФСИН и ФССП.
  3. Поощрение - наиболее сложный в своей реализации метод. Государство, используя его, должно создать такие условия, при которых у субъекта возникает значительная заинтересованность в совершении какого-либо действия. Например, вознаграждение за сдачу оружия самообороны, смягчение или освобождение от наказания за признание вины или отказ от преступления.

Безусловно, выделяют и иные методы осуществления функций государства, но приведенные выше являются устоявшимися и используются чаще всего в научной литературе.

Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача - на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.

Функции - это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов.

Функции государства классифицируются по различным критериям:

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

    охранительные;

    регулятивные.

Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации.

Функции государства имеют следующие признаки.

Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства - поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей.

Это - устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах социальной действительности.

Они выполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом.

Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

    по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;

    по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;

    по продолжительности действия: постоянные и временные;

    по степени общности: основные и неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные - в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

Формы осуществления функции государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:

    правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);

    правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

    правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

К организационным формам относят деятельность:

    организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);

    организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

    организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пром.).

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д.

    Общая характеристика внутренних и внешних функций современного государства

Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

Рассмотрим экономическую функцию.

В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:

    установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;

    контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;

    непосредственное осуществление экономической деятельности;

    поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.

Для их решения осуществляются:

    структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств;

    централизованная инвестиционная политика;

    приватизация;

    управление государственной собственностью;

    создание условий для иностранных инвестиций;

    создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.

Социальная функция включает в себя:

Функция финансового контроля (фискальная) - это:

Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;

    борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.

Экологическая функция - это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;

Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:

    государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;

    сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;

    признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;

    охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;

    выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.

Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.

Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социадиетическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.

Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Впервые в истории России приняты федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т. д.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает:

    политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;

    участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;

    сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).

    Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СИГ включает в себя:

    укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;

    обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает:

    участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;

    участие в деятельности международных экономических организаций;

    совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;

    предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно- правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

    Понятие государственного аппарата. Органы государства и их классификация. Соотношение государственного аппарата и механизма государства.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. Представим структуру государственного аппарата на примере Российской Федерации

Механизма государства – система органов непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных при этом властными полномочиями – государственные учреждения и организации, а также материальные придатки госаппарата – вооруженные силы, милиция, опираясь на которые государственный аппарат действует.

Признаки механизма государства:

    Представляет собой систему то есть упорядоченную совокупность государственных органов взаимосвязанных между собой;

    Его целостность обеспечивается едиными целями и задачами которые объединяют разные государственные подразделения в единый организм, ориентирует их на решение общих проблем;

    Его основным элементом являются государственные органы обладающие властными полномочиями;

    Он является организационным и материальным рычагом, с помощью которого государство осуществляет свою власть и достигает конкретных результатов;

Под структурой механизма государства понимают его внутренне строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства состоит из:

    Государственные органы – обладают государственно-властными полномочиями, то есть такими средствами ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства с принятием обще управленческих мер;

    Государственные организации – такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства - вооруженные силы, служба безопасности, милиция;

    Государственные учреждения – такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функции государства в социальной, культурной, воспитательной, образовательной и научных сферах, к ним относятся библиотеки, поликлиники, больницы, почта, вузы, школы;

    Государственные предприятия – также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно экономическую деятельность производят продукцию либо обеспечивают производство выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребности общества и извлечения прибыли;

    Организационные, финансовые и иные средства, а также принудительная сила необходимы для обеспечения деятельности государственного аппарата;

Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.

Состоит государственный аппарат из:

    Органов законодательной власти;

    Органов исполнительной власти;

    Органов судебной власти;

    Надзорных органов;

    Дипломатических органов;

Механизм государства – совокупность всех органов государства, осуществляющих его функции, как обладающих государственной властью, так и не обладающих ею.

Таким образом, в механизм государства можно включить:

    Органы, входящие в аппарат государства;

    Силовые структуры такие как вооруженные силы, внутренние войска, специальные подразделения, тюрьмы, колонии;

    Администрации государственных предприятий и организаций;

Принципы представляют собой основополагающие требования, предъявляемые к построению и действию органов государства.

В настоящее время к принципам организации и деятельности государственного аппарата относятся:

    Принцип гуманизма;

    Принцип демократизма;

    Принцип гласности;

    Принцип законности;

    Принцип разделения властей;

    Принцип федерализма;

    Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

    Принцип профессионализма;

    Суд в системе органов государства.

Судебная власть представляет собой разновидность государственной власти, имеющую свои особенности, переданную государством, уполномоченным государственным органам - судам, которая реализуется должностными лицами в виде выполнения ими функций осуществления правосудия с использованием в необходимых случаях силы принуждения.

Особенностью судебной власти является то, что, во-первых, осуществляется она специально созданными органами - судами, которые составляют единую судебную систему, на основе и строго в соответствии с процессуальным законом; во-вторых, выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства; в-третьих, в осуществлении правосудия принимают участие представители народа.

Судебная ветвь власти представляет политический и правовой феномен, который адекватно отражает стремление к формированию правового государства, основанного на доктрине разделения властей. Обособление судебной власти от иных государственно-властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, закрепляемых в нем идей свободы и справедливости.

Существование судебной власти , наряду с законодательной и исполнительной, является обязательным признаком демократического государства.Основное назначение судебной власти - охрана членов общества от любого произвола граждан и от неправильных действий государства, его органов, должностных лиц. Без осуществления подобной деятельности государство не может считаться правовым.

Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни судебная власть играет крайне важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществлении правового контроля над их деятельностью. Эта функция будет наиболее эффективна лишь в том случае, если судебная власть имеет возможность оценивать соответствие Конституции деятельности законодательной и исполнительной властей, признавать недействующими те их акты, которые противоречат основному закону.

Решения, принимаемые судебными органами в рамках своей компетенции, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Судебные органы применяют разные виды государственного принуждения, в том числе наиболее жесткие (лишение и ограничение свободы).

Правомерна характеристика судебной власти как формы социального регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.

Судебной власти свойственен ряд специфических признаков, отличающих ее от иных властей. Один из них - исключительность судебной власти. Принцип разделения властей предполагает известную монополию на «свой» вид государственной деятельности каждой из властей. Однако известное переплетение функций между законодательной и исполнительной ветвями власти как исключение из правил все же возможно. Что же касается основной функции судебной власти, - осуществление правосудия, то она не может осуществляться каким-либо другим органом, кроме суда, ни при каких условиях.

Это обстоятельство специально оговаривается в Конституции, в статье 118: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом», никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Присвоение полномочий суда является наиболее опасной формой посягательств на правопорядок, конституционный строй общества.

Специфика судебной власти заключена и в особой процедуре, процессуальной форме осуществления ее полномочий. Она является наиболее сложной формой юрисдикционной деятельности, детально регламентированной законом, и любые ее нарушения могут стать основанием для отмены приговора суда, решения по гражданскому или арбитражному спору.

Данная ветвь власти отличается единым статусом и особым режимом полномочий и деятельности судей, а также других специалистов суда.

Судебная власть - это реализуемые судом властные полномочия, которыми он наделен для разрешения дел, отнесенных к его компетенции в строгом соответствии с установленными процессуальными формами путем применения как процессуаль­ного, так и материального закона.

Суд охраняет политическую стабильность, карая попытки незаконной узурпации власти, играет значительную воспитательную роль, приобщая граждан к принятым в обществе стандартам поведения, к соблюдению простых общечеловеческих ценностей.

Осуществляя государственную власть в особой форме, суд, с одной стороны, обладает такими полномочиями, которых не имеет и не может иметь законодательная и исполнительная власть. Он вправе на основе закона лишить человека свободы, конфисковать у физического или юридического лица его имущество, распустить политическую партию, лишить недостойных родителей родительских прав в отношении их детей.

Суды, входящие в систему различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы. Звено составляют суды общей компетенции и занимающие одинаковое место в судебной системе. Звено определят место суда в судебной иерархии, нижестоящие суды составляют первое звено судебной системы, а вышестоящие второе и третье звено судебной системы. Инстанция определяет процессуальную компетенцию судов. Все суды разделяются на суды первой и второй (кассационной) инстанций и суды надзорной инстанции.

Судебная система - совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой соотношениями по осуществлению правосудия.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства :

Правотворческая - подготовка и издание нормативно-правовых актов;

Правоисполнительная -работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная - властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т. д

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы (или организационные) охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

1. убеждение (власть агитирует).

2. принуждение (заставляет).

3. поощрение (создает условия, при которые определенная деятельность становится вы-годной для субъекта, ее исполняющего).

Выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Также можно выделить:

· централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства)

· децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, цен-трализованно);

· рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально соз-данная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, госу-дарство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государст-ва или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для оз-накомления субъектами, которым они адресованы);

· поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересова-ны в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции.Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).


41. Источник (форма) права: проблемы определения понятия и виды.

Источники права – это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.

В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай .

Судебный прецедент – решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем.

Нормативный договор – соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании РФ, договоры между РФ и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Религиозные тексты священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. В мусульманском праве это Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха) и Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда).

Доктринальные тексты – мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) положены в основу решения юр. дел. Судьи в англоязычных странах нередко аргументируют свои решения, обращаясь к трудам английских ученых. В мусульманских государствах созданные в XII–XIV вв. сочинения арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юр. значение.

Общие принципы права – руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права.

Нормативный правовой акт – официальный письменный документ, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо, отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Различаются конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные), а также подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Подзаконные нормативные акты – это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные).


Юридическое содержание правоотношения – это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т. е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить лишь в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание – только один из возможных вариантов реализации субъективного права.

Содержание правоотношения – это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая – право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая – право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

а) право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта;

б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.);

в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия;

г) право на принудительное исполнение обязанности.

Юридическая обязанность - предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

Совершение конкретных действий (активное поведение);

Претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.


43. Государственный орган: понятие, характеристика, классификация

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Органы государства классифицируются по различным основаниям:

По способу возникновения :

Первичные;

Производные.

Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий:

Местные.

По широте компетенции :

Общей компетенции; (Н-р, Правительство)

Специальной компетенции (министерство финансов, министерство юстиции и др.).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Исполнительные органы Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной.

Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

В механизм государства входят силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, – вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней – охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности.

Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, и не являются государственными органами.


Похожая информация.


Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.[Определение] Под формами осуществления функций государства понимают однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы.

[Определение] Правовые формы осуществления функций государства – такие способы внешнего проявления функций государства, которые прямо опосредуются правом.

Правовые формы характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, решает свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих – обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные правовые формы осуществления функций государства.

[Внимание] К правовым формам относят:

Правотворческую деятельность;

Правоисполнительную деятельность;

Правоохранительную деятельность органов государства.

Правотворческая форма – деятельность по нормативно-правовому закреплению функций государства, в которых находит свое закрепление содержание той или иной функции государства (определяются цели и задачи государства в соответствующей сфере; методы их решения; устанавливается система органов государственной власти, которые будут решать эти задачи, определяются их компетенция и полномочия; определяются процессуальные формы и процедуры их деятельности).

Правоисполнительная форма реализации функций государства выражается в деятельности органов исполнительной власти, направленной на организацию исполнения нормативно-правовых предписаний, повседневное практическо-организаторское, управленческое воздействие на жизнь общества.

Правоохранительная форма реализации функций – властная оперативная и правоприменительная деятельность охране правопорядка, прав и свобод граждан, которая выражается главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. Посредством правоохранительной деятельности обеспечивается надлежащее осуществление функций государства.

[Определение] Организационные (внеправовые) формы – способы осуществления функций государства, которые прямо правом не опосредуются и представляют однородную по своим внешним признакам организационно-подготовительную деятельность государства, не связанную с совершением юридически значимых действий, влекущих за собой правовые последствия (см.слайд 2).

Необходимо отметить, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Среди методов (способов воздействия на поведения людей) осуществления функций государства можно выделить такие как: убеждение; принуждение; компромисс. Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства.

[Внимание] Можно выделить:

· централизованный метод (государство устанавливает единые правила на всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);

· децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости от географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);

· рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства – они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

· поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).



Просмотров