Номера статей конституции о личных правах. Личные права и свободы

1. Конституция РФ 1993 г.: общая характеристика

Конституция является атрибутом государства. В настоящее время в мире действует более 200 конституций, одна из которых — Конституция России.

Конституция представляет собой нормативно-правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, регулирующий отношения, возникающие между человеком (обществом) и государством, а также устанавливающий основы организации самого государства.

Иммунитет свидетелей и экспертов. Свидетель или эксперт, который по вызову, поданный запрашиваемым судебным органом, появился до того, как запрашивающий судебный орган, независимо от его гражданства, не может быть привлечен к ответственности на территории запрашивающей Договаривающейся стороны, задержан или задержан наложил наказание за преступление, совершенное до пересечения его государственных границ.

Свидетель или эксперт утрачивает эту гарантию, если он не покинет территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны в течение одной недели со дня, когда запрашивающий судебный орган уведомляет его о том, что его присутствие не является необходимым, Этот период не включает время, в течение которого свидетель или эксперт по не зависящим от него причинам не смог покинуть территорию запрашивающей Договаривающейся стороны.

Отметим, что в истории России насчитывается 5 конституций:

1) 1918 года, когда была принята первая Конституция (Основной закон) РСФСР;

5) Действующая Конституция РФ, которая была принята в порядке референдума (всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г.

Юридические свойства Конституции РФ:

1) Высшая юридическая сила - Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).

Запрашиваемый орган обслуживает службу в соответствии с применимой процедурой для обслуживания документов в своей собственной стране, если документы составлены на его родном языке или к нему прилагается заверенный перевод, в противном случае он передает документы получателю, если он соглашается принять их.

В заказе на обслуживание должен быть указан точный адрес получателя и название подаваемых документов. Если услуга ценных бумаг не может быть выполнена по указанному адресу, запрашиваемый орган должен предпринять необходимые шаги для установления точного адреса; если адрес не может быть установлен, запрашиваемый орган должен уведомить запрашивающий орган и вернуть документы, которые будут поданы.

Верховенство конституции в правовой системе России обеспечивается специальным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов, толкования конституционных положений занимается Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ).

2) Прямое действие - независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих нормы Конституции, органы государственной власти в своей деятельности обязаны применять эти нормы.

Сертификат обслуживания бумаг. Подтверждение обслуживания документов должно осуществляться в соответствии с правилами обслуживания документов, действующих на территории запрашиваемой Договаривающейся стороны. В подтверждении указывается место и дата службы и кому поданы документы.

Обслуживание документов для собственных граждан. Договаривающиеся стороны имеют право подавать документы своим гражданам через своих дипломатических или консульских представителей. Такое принуждение не может быть применено. Расходы, связанные с юридической помощью.

3) Учредительный характер - конституция учреждена властью народа.

4) Особый порядок принятия и изменения Конституции - конституция была принята на референдуме, а по порядку внесения в нее изменений Конституция РФ 1993 года характеризуется как жесткая, т.е. она предусматривает достаточно сложную процедуру внесения в нее поправок и дополнений (глава 9 посвящена конституционным поправкам и пересмотру Конституции).

Запрашиваемая Договаривающаяся Сторона не требует уплаты судебных издержек. Сами Договаривающиеся Стороны несут все расходы, связанные с оказанием правовой помощи на их территории. Запрашиваемый судебный орган уведомляет запрашивающий орган о размере расходов. Если орган-заявитель собирает эти расходы от лица, подлежащего выплате, собранная сумма остается в пользу Договаривающейся стороны, чей орган собрал сумму.

Документы, которые были составлены или заверены компетентными органами на территории Договаривающейся стороны в соответствии с установленной формой, принимаются на территории другой Договаривающейся стороны без легализации. То же самое относится к документам граждан, чьи подписи удостоверяются правилами, действующими в соответствующей Договаривающейся стороне.

Конституция РФ 1993 г. имеет следующую структуру: преамбула и 2 раздела.

Преамбула - это важная часть Конституции РФ, в которой концентрированно выражены базовые ценности, ориентиры государственного строительства: государственная целостность, суверенная государственность, незыблемость ее демократической основы, гражданский мир и согласие, преемственность поколений, добро и справедливость и др.).

Документы, которые на территории одной из Договаривающихся сторон считаются официальными документами, должны иметь доказательную силу в официальных документах на территории другой Договаривающейся стороны. Отправить документы о гражданском статусе. Органы по гражданскому статусу Договаривающейся Стороны по просьбе другой Договаривающейся Стороны бесплатно направляют бесплатно и бесплатно через вышестоящий орган по гражданскому статусу выписку из книг для регистрации документов о гражданском статусе для официального использования.

Раздел 1 содержит 9 глав:

1 - основы конституционного строя (включает 16 статей);

2 - права и свободы человека и гражданина (включает 48 статен);

3 - федеративное устройство (включает 15 статей);

4 - Президент РФ (включает 14 статей);

Эти документы направляются непосредственно запрашивающим органам. Запросы граждан Договаривающейся стороны на выдачу свидетельств о гражданском статусе органами гражданского состояния другой Договаривающейся стороны могут быть направлены непосредственно в компетентный орган по гражданскому статусу. Этот орган выдает документ в соответствии с законодательством его государства и отправляет его без письменного перевода и бесплатно через вышестоящий гражданский статус в орган гражданского состояния заявителя.

Тот же орган передает этот документ заявителю с оплатой расходов, понесенных в объеме, определенном в соответствии с законодательством Договаривающейся стороны, на территории которой проживает заявитель. Собранные расходы несет договаривающаяся сторона, орган которой их собрал.

5 - Федеральное Собрание (включает 16 статей);

6 - Правительство РФ (включает 8 статей);

7 - судебная власть (включает 12 статей);

8 - местное самоуправление (включает 4 статьи) и 9 - конституционные поправки и пересмотр Конституции (включает 4 статьи).

Раздел второй — заключительные и переходные положения — не имеет постатейного деления и содержит заключительные и переходные положения.

Если заявка не может быть выполнена, запрашиваемый орган должен сообщить компетентному органу по гражданскому статусу место жительства заявителя по обстоятельствам, которые препятствовали исполнению. Запросы граждан одной из Договаривающихся сторон на предмет выдачи и передачи документов об образовании, трудоустройстве или других документах, касающихся личных или имущественных прав и интересов таких граждан, делаются дипломатическими средствами властями другой Договаривающейся стороны.

Указанные документы направляются другой Договаривающейся Стороне по дипломатическим каналам без перевода и бесплатно. Положения п. 1 и 2 не влияют на порядок выдачи и отправки документов, установленных другими соглашениями между Договаривающимися сторонами.

Ст. 2 Конституции РФ гласит: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита — обязанность государства.

Права человека - это мера возможного поведения лица как участника общественных отношений вне зависимости от того, в каком государстве возникают эти отношения.

Права же гражданина тесно сопряжены с государством, гражданство которого имеет данное лицо.

Информация о законодательстве. С другой стороны, Министерство юстиции и Генеральная прокуратура Народной Республики Болгарии, с одной стороны, и министерство юстиции, и прокуратура Союза Советских Социалистических Республик, с другой стороны, по запросу информируют друг друга о действующем законодательстве или в их стране.

Власти Договаривающихся Сторон при оказании правовой помощи используют болгарский или русский язык. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ГРАЖДАНСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ПАРТИЯХ, ЛИЧНОМ СТАТУСЕ И СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. Способность человека регулируется законодательством Договаривающейся стороны, гражданином которой он является.

Обязанности - это мера должного поведения лица, установленная в нормативном порядке в соответствии с индивидуальными и коллективными интересами.

Структуру правового статуса личности составляет совокупность его прав и обязанностей.

Можно классифицировать права личности по ряду оснований:

1) по статусу субъекта : права человека (например, право каждого свободно выезжать за пределы РФ) и права гражданина (например, право российских граждан беспрепятственно возвращаться в страну гражданства) (ч. 2 ст. 27);

При совершении сделок для удовлетворения повседневных потребностей способность лиц определяется законодательством той Договаривающейся стороны, на территории которой заключена сделка. Объявление отсутствующих и умерших лиц. В ходе разбирательства по объявлению лица, отсутствующего, умершего или смерти, власти Договаривающейся стороны, гражданство которой лицо находилось в момент, когда были получены последние данные, были компетентными.

Судебные власти Договаривающейся стороны могут признать гражданина другой Договаривающейся Стороны отсутствующей или умершей и установить факт его смерти по просьбе лица, проживающего на его территории, чьи права и интересы основаны на законе этой Договаривающейся стороны.

2) по количественному признаку : индивидуальные права (например, право на имя, честь, достоинство (ст. 21), коллективные права (например, право на объединение (ст. 30), на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы (ст.3));

3) по происхождению : естественные права (право на жизнь ч. 1ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22)), позитивные права (право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37), на социальную защиту (ст. 39));

В случаях, указанных в п. (1) и (2), власти Договаривающихся сторон применяют закон своего государства. В случае лишения способности применяется закон, и суды этой Договаривающейся стороны, гражданство которых является лицом, признанным недееспособным, должны быть компетентными.

Если судебный орган Договаривающейся стороны считает, что существует причина лишить гражданина другой Договаривающейся стороны, проживающего или постоянно проживающего на территории этой Договаривающейся стороны, он информирует об этом судебную власть другой Договаривающейся стороны.

4) по содержанию : личные, политические, социально-экономические и культурные права.

Личные права и свободы наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе и гарантируют невмешательство государства в сферу частных интересов личности. Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.

Если судебный орган Договаривающейся стороны, уведомленный в соответствии с предыдущим подпунктом, уведомляет о том, что судебное учреждение может понести решение по месту жительства или жительства этого лица или не постановило в течение трех месяцев домашний суд места юрисдикции или место жительства лица может привести к дисквалификации этого лица в соответствии с законодательством его или ее государства, если основание для лишения также предусмотрено законом Договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо.

Решение о лишении дееспособности направляется в соответствующий орган другой Договаривающейся стороны. В случаях, которые не задерживаются, суд по месту жительства или жительства лица, являющегося гражданином другой Договаривающейся стороны, который может быть лишен права, может издавать приказы, необходимые для защиты этого лица или его имущества. Копия решения по этим инструкциям направляется компетентному органу другой Договаривающейся стороны. Если иное не предусмотрено распоряжением этого органа, заказы аннулируются.

К данной группе прав и свобод человека относятся:

Право на жизнь (ст.20) - первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют свою ценность;

Право на достоинство личности (ст.21);

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

Право на неприкосновенность частной жизни (ст.23. ст.24);

Форма брака определяется законодательством Договаривающейся стороны, на территории которой заключен брак. Личные и имущественные правоотношения между супругами. Личные и имущественные отношения между супругами, являющимися гражданами Договаривающейся стороны, но имеющие постоянное местожительство на территории другой Договаривающейся Стороны, регулируются законодательством страны, в которой они имеют постоянное местожительство.

Если один из супругов является домицилированным на территории Договаривающейся стороны, а другой находится на территории другой Договаривающейся стороны, но является гражданином одной из Договаривающихся сторон, их личные и финансовые отношения определяются законодательством той Договаривающейся стороны, гражданином которой они являются.

Право на неприкосновенность жилища (ст.25);

Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст.26);

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст.27);

Право на свободу совести (ст.28).

Политические права и свободы российских граждан непосредственно связаны с организацией и осуществлением власти в государстве и характеризуют положение личности в политических отношениях.

Если один из супругов является гражданином одной Договаривающейся стороны, а другой другой Договаривающейся стороны и один из них проживает на территории другой Договаривающейся стороны, а другой из них на территории другой Договаривающейся стороны, их личные и имущественные права регулируются законодательством этой Договаривающейся стороны Договаривающаяся Сторона, на территории которой они имели последний домициль.

В случаях развода компетентные органы этой Договаривающейся стороны, чьи супруги являются гражданами при подаче заявки на развод, являются компетентными. Если супруги проживают на территории другой Договаривающейся Стороны, власти этой Договаривающейся Стороны также компетентны. Если один из супругов является домицилированным на территории одной из Договаривающихся сторон, а другой находится на территории другой Договаривающейся стороны, власти обеих Договаривающихся сторон будут компетентными. Условия развода определяются законодательством Договаривающейся стороны, супруги которой являются гражданами.

К ним относятся:

Право граждан на свободу слова и информацию;

Право на объединение (свобода ассоциаций);

Право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

Право на участие в управлении делами государства (право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме и других формах прямой демократии, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия);

Если во время подачи заявления о разводе один из супругов является гражданином одной из Договаривающихся сторон, а другой является гражданином другой Договаривающейся стороны, и оба имеют свое местожительство на территории одной из Договаривающихся сторон или если один из них является домицилированным на территории одной из Договаривающихся сторон а другой на территории другой Договаривающейся стороны, компетентные органы обеих Договаривающихся сторон. Орган, рассматривающий заявление о разводе, применяет закон своего государства.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (право на петиции).

Социальные, экономические и культурные права связаны с удовлетворением значимых для каждого человека потребностей в жилье, питании, работе, отдыхе и т.п. Поэтому можно сказать, что экономические, социальные и культурные права являются, в конечном счете, предпосылкой развития всех иных прав и свобод.

К ним относятся:

Право частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35);

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36);

Право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34)

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37).

Право на образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);

Право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 чт.43);

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч.1 ст.44);

Свобода преподавания (ч.1 ст.44);

Право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и на пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);

Право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 с.44).

Право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7 и ч.3 ст.37);

Право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37);

Право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38);

Право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7);

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);

Право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст.41).

Право на отдых (ч.5 ст.37);

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42).

Право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13, 30);

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч.4 ст.37).

С правами тесно связаны обязанности . Они являются формой выражения ответственности личности перед государством и обществом.

Российские граждане несут следующие обязанности:

1) соблюдать Конституцию и федеральные законы (ч.2 ст.15), соблюдать права и свободы других, нести установленные законом обязанности;

2) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58);

3) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.44).

4) родительские обязанности (ст.38);

5) обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.57);

6) воинская обязанность (ст.59).

В ст. 59 Конституции России закреплено, что защита Отечества — долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Он несет воинскую службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», который определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва, льготы но призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.

Конституцией РФ закреплена возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или его вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59). Конкретизация данного конституционного права осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», который вступил в силу с 1 января 2004 года. Законодательством определено, что альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Срок альтернативной, гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные иди имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 21 месяц.

Федеральным законом от 25 июля 2002 года установлены случаи, в которых гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Важной гарантией реализации конституционного права на альтернативную гражданскую службу является возможность судебного обжалования решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Гражданство РФ: принципы, приобретение, прекращение

Определение российского гражданства дано в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство составляет основу правового статуса личности, т.к. им опосредуется, например, система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

Гражданство как важный государственно-правовой институт строится на системе принципов , позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан.

Так, Конституция России устанавливает следующий их ряд:

- принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6), означающий, что в межгосударственных отношениях значимо исключительно федеральное гражданство, несмотря на то, что 21 республика в составе РФ определенная в ч, 2 ст. 5 Конституции России в качестве государства, вправе устанавливать свое гражданство;

- принцип равного гражданства (ч.1 ст.6), т.е. каждый из российских
граждан обладает одинаковым правовым статусом, независимо от оснований приобретения гражданства РФ и «давности лет» его приобретения;

- неотчуждаемость гражданства означает недопустимость лишения российского гражданства (ч. 3 ст. 6) по инициативе государства и его органов;

- недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ч. 1 ст. 61);

- недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы (ч. 1 ст. 61) в качестве административного, уголовного, любого иного наказания;

- недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака;

- принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства; следует особо обратить внимание, что одновременное наличие гражданства России и гражданства республики в составе РФ не может называться двойным. Для данной ситуации уместнее характеризовать гражданство как «двуединое» или «совмещенное »;

- принцип покровительства и защиты российских граждан за границей (ч. 2 ст. 61).

Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» установил основания приобретения гражданства РФ.

Гражданство России приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства и по иным основаниям.

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (по рождению) . В международном и национальном праве в рамках названного способа приобретения гражданства выделяются два принципа: «крови» (когда ребенок приобретает гражданство родителей, вне зависимости от государства, где он появился на свет) и «почвы» когда гражданство ребенка опосредуется государством, на территории которого он родился).

Вторым способом приобретения гражданства является натурализация (прием в гражданство). Федеральный закон о гражданстве от 31 мая 2002 г. устанавливает прием в российское гражданство в общем (ст. 13) и упрощенном порядке (ст. 14).

Третье основание - восстановление (реинтеграция) устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в российском гражданстве. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Четвертое основание - оптация - выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации. В соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.

К иным основаниям приобретения гражданства России являются усыновление (удочерение), установления опеки и попечительства .

Гражданство Российской Федерации прекращается :

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 18).

Федеральным законом о гражданстве установлены основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20):

В случае если гражданин РФ имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное Федеральным законом;

Привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

Не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Решение о приеме в гражданство РФ может быть отменено в отношении лица, которое приобрело российское гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, что устанавливается в судебном порядке (ст. 22).

К органам, ведающим вопросами гражданства относятся: Президент РФ, МВД, МИД, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России.

Эти права составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. На международно-правовом уровне эта группа прав определяется в качестве «гражданских» - т.е. именно они лежат в основе построения гражданского общества, их наличие, объем, практика реализации показывают о степени сформированности гражданского общества в конкретном государстве.

Личные права принадлежат каждому конкретному лицу, т.е. человеку и не связаны с понятием гражданство . Эта группа прав принадлежит каждому независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности и может быть реализована только самим гражданином.

Основное назначение гражданских (личных) прав:

Гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия и жестокого обращения (право на жизнь, на достоинство личности);

Создать условия личной неприкосновенности, условия не вмешательства в частную и семейную жизнь (неприкосновенность частной жизни ст. 23 Конституции РФ, право на личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и др.);

Гарантировать возможность выбора беспрепятственно различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений (свобода совести, свобода вероисповедания, свобода указывать свою национальность, свобода мысли, свобода слова и др.).

Характеристика личных прав и свобод человека (их 9 , запомнить все и хотя бы основную суть каждого права):

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20). Никто не может произвольно быть лишен жизни. Признание этого права означает, что государство должно реально применять законодательство, которое квалифицирует как преступление преднамеренные убийства. Во многих странах под углом зрения защиты права на жизнь рассматривается вопрос о защите абортов. Также к данному праву относятся вопросы эвтаназии. Право на жизнь предполагает ведение государством миролюбивой внешней политики. Особое значение имеет вопрос о смертной казни. В настоящее время приостановлена и по ряду составов заменена пожизненным заключением.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции). Ничто не может быть основанием для умаления достоинства. Запрещено подвергать человека пыткам, насилию, жестокому или другому унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным и иным опытам.

Право на свободу и личную неприкосновенность . Арест, заключение под стражу, содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (хабеас корпус - гарантия свободы личности, состоящая в праве любого лица, подвергшегося задержанию, требовать немедленной судебной проверки законности задержания).

Впервые в КРФ закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Если честь и доброе имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он вправе потребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 23, 24). ОГВ и ОМС, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Неприкосновенность жилища . Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ, или на основании судебного решения.

Право на национальную принадлежность . Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. РФ гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения.

Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой формы свободы личности, как свобода передвижения . Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически. КРФ признает право каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в нее.

Свобода совести и вероисповедания . Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Свобода совести означает, что человек имеет право как верить в Бога, так и быть атеистом. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением.

Свобода мысли и слова . Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется ФЗ. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.



Просмотров