Правовое регулирование. Правовое регулирование и его механизм

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообществ людей (больших или малых социальных групп). Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулированием.

Основные виды и средства правового регулирования

Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование). На протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы : правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Норма - основное, но не единственное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные предписания, меры физического, психического, организационного принуждения и др.

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию , под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения для их упорядочения и прогрессивного развития.

Юрист должен знать, что в широком смысле слова разностороннее воздействие на общественные отношения оказывает вся совокупность правовых явлений, в том числе правовые идеи, принципы правовой жизни общества, не воплощенные в юридические формы (в законы, другие нормативные правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

Позитивное право характеризуется свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения - эти свойства права позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.

Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, иных правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.

Правовым регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. Воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Но если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Например, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, поскольку это не входило в цели законодателя и не соответствует принципам права - упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, каковой является земля.

Не является правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, пропаганда даже правовых идеалов через средства массовой информации не может быть отнесена к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права пересекается, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, поведение людей специально-юридическими способами и средствами, в свою очередь, оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

Выделение правового регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических способов и средств имеет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Это позволит будущим юристам детально ознакомиться с инструментарием их профессиональной деятельности.

Предмет правового регулирования

Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. На каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.

В зависимости от конкретных правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Нормативное правовое регулирование – регулирование, осуществляемое нормами позитивного права. По сравнению с индивидуальным правовым регулирование оно является первичным и определяющим. Нормативное правовое регулирование, как и нормы права, носит общий характер, т.к. распространяется на неопределенный круг лиц.

Индивидуальное правовое регулирование – регулирование, которое осуществляется различными индивидуальными правовыми средствами (индивидуальные правовые договоры (гражданские, трудовые и т. д.), акты применения права и др.). Индивидуальное правовое регулирование не носит общего характера, т.к. конкретным субъектам, как правило, следует за нормативным, дополняя и корректируя его, применительно к конкретному случаю:

    Координационное - происходит между равными субъектами. Осуществляется самими участниками общественных отношений без вмешательства государства или других компетентных органов.

    Субординационное - осуществляется не равными субъектами, находится в отношения власти подчинения, например, прием на работу, приказ об увольнении. Все же если участники сами не состояние урегулировать отношения, то обращаются за помощью к компетентным, властным органам, например, в суд.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

Во-первых, в сферу правового регулирования должны входить те отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, причем каждый из них идет на некоторое ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным выше признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте). Обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Во вторую группу входят отношения по властному управлению обществом. Эти отношения также отвечают всем признакам, по которым их можно включить в сферу правового регулирования. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно осуществляться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

Третью группу составляют отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Данные отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования . Это общественные отношения, которы е по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Например, отношения по эквивалентному обмену ценностями, в частности имущественные отношения, требуют иных правовых способов и средств регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

От характера, вида общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависит степень интенсивности правового регулирования, т. с. широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

Методы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия.

Из предложенного деления всех общественных отношений на три группы (отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные) отношения) достаточно очевидно различие между отношениями первой группы и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во второй и третьей группах - отношения между властвующим и подвластным. Это характерно как для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, так и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

В зависимости от указанных различий в характеристике общественных отношений в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия .

Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом - пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

    совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);

    совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;

    совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);

    повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

    3. Предмет, сфера и пределы правового регулирования. Вопросы предмета , сферы и пределов правового регулирования тесно связаны между собой, вследствие чего их необходимо рассматривать в единстве. Предмет правового регулирования – это то, что регулируется правом. Правом, как известно, регулируются общественные отношения. Право не способно упорядочивать физические, химические, биологические и другие естественные процессы, которые протекают по своим собственным законам, не зависящим от воли и сознания человека. Право способно упорядочивать только общественные отношения, которые проявляются в поведении, действиях, деятельности людей. Вместе с тем не все общественные отношения составляют предмет правового регулирования, поскольку не все общественные отношения регулируются и могут регулироваться правом. Правом могут (и должны) регулироваться только те общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования.

    Сферу правового регулирования можно определить как круг тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Причём сферу правового регулирования составляют как те общественные отношения, которые уже урегулированы правом, так и те, которые правом ещё не урегулированы, но могут и должны быть им урегулированы. Какие же общественные отношения составляют сферу правового регулирования, т.е. могут и должны регулироваться правом?

    Во-первых, это волевые общественные отношения, т.е. отношения, которые возникают, складываются по воле людей и контролируются их сознанием. Право, регулируя общественные отношения, первоначально воздействует на поведение людей. Не случайно в связи с этим поведение людей рассматривается в качестве непосредственного предмета правового регулирования. Но если поведение человека не носит волевого характера, не контролируется его сознанием, оно не может регулироваться правом. Например, право не может регулировать поведение психически больного человека, поведение человека, находящегося в состоянии гипноза и т.д. Право способно регулировать только волевое поведение, а через него волевые общественные отношения.

    Во-вторых, сферу правового регулирования составляют только конкретные волевые отношения, т.е. отношения, складывающиеся между конкретными их участниками. В этой связи право не может и не должно регулировать массовые социальные процессы (миграционные, демографические и др.), поскольку они протекают по объективным общественным законам. Как уже отмечалось, право может так или иначе воздействовать на эти процессы, но регулировать их не может.

    В-третьих, в сферу правового регулирования входят не все конкретные волевые отношения, а только те, которые поддаются внешнему контролю. Право – это внешний регулятор общественных отношений. Оно исходит от государства и воздействует на поведение человека извне независимо от того, положительно или отрицательно относится человек к праву, принимает он его или отвергает. Воздействуя на поведение человека извне, право может регулировать только те его поступки, которые поддаются правовой регламентации и которые можно проконтролировать извне. Так, например, право не может и не должно регулировать отношения дружбы, товарищества, использование досуга, отдельные внутрисемейные отношения и некоторые другие. Они объективно не допускают формально – юридической регламентации и регулируются иными социальными нормами (обычаями, моралью и т.д.).

    Наконец, в-четвертых, сферу правового регулирования составляют не все конкретные волевые отношения, поддающиеся внешнему контролю, а лишь наиболее значимые для государства, общества и отдельной личности. Право должно регулировать не любое, а только социально значимое поведение, поведение которое затрагивает интересы других людей, общества в целом, государства. В противном случае право превратится в мелочного опекуна, контролирующего каждый шаг человека. Ничего, кроме вреда, такое правовое регулирование принести не способно.

    Итак, в самом общем виде мы определили сферу правового регулирования. Ее составляют наиболее значимые для государства, общества и отдельной личности конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю.

    В юридической литературе, в том числе и в учебниках, кроме общего определения сферы правового регулирования, предпринимаются попытки более детально определить круг тех общественных отношений, которые могут и должны регулироваться правом. Чаще всего в сфере правового регулирования выделяют три группы общественных отношений. Это отношения людей по обмену материальными и нематериальными ценностями, управленческие отношения и отношения, связанные с обеспечением правопорядка.

    Первая группа общественных отношений составляет экономическую основу общества. Здесь определяющая роль принадлежит имущественным отношениям (отношениям производства, обмена, распределения и др.), которые нередко именуются товарно-денежными отношениями. Именно эти отношения в первую очередь нуждаются в правовом регулировании и именно они, как принято считать, вызвали к жизни право и правовое регулирование. Вторая группа общественных отношений составляет основу политических отношений. Здесь определяющая роль принадлежит отношениям, возникающим в связи с государственным управлением обществом. Третью группу образуют общественные отношения, возникающие в связи с нарушениями порядка, установленного в первых двух группах общественных отношений.

    По мнению многих исследователей общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования, и составляют предмет правового регулирования. То есть между этими понятиями практически никакого различия не проводится. Думается, однако, что это не так. Предмет правового регулирования, как представляется, составляют те общественные отношения, которые уже регулируются правом, а сферу правового регулирования – те, которые могут и должны регулироваться правом. При идеальном соотношении сфера правового регулирования должна быть шире предмета правового регулирования, поскольку сферой правового регулирования охватываются отношения, которые могут быть, должны быть и урегулированы правом, а также отношения, которые могут быть, должны быть, но еще не урегулированы правом. Предметом же правового регулирования должны охватываться только те отношения, которые могут быть, должны быть и урегулированы правом. Вместе с тем на практике этого идеального соотношения, как правило, не наблюдается. Это вызвано тем, что право по тем или иным причинам иногда выходит за пределы сферы правового регулирования и пытается регулировать отношения, которые не только не должны, но даже не могут регулироваться правом. В результате в предмет правового регулирования втягиваются отношения, которые лежат за пределами сферы правового регулирования. Разумеется, в этом случае предмет правового регулирования не становится шире сферы правового регулирования, поскольку предметом правового регулирования никогда не охватываются все общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования.

    С предметом и сферой правового регулирования тесно связан вопрос о пределах правового регулирования. Пределы правового регулирования – это границы регулирующего действия права, границы, в рамках которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

    Вопрос о пределах правового регулирования еще не получил должной разработки в отечественной юриспруденции, в связи с чем можно встретить различные его трактовки. Не вдаваясь в анализ взглядов тех или иных авторов по данному вопросу, отмечу, что целесообразнее всего различать объективные и субъективные пределы правового регулирования. Объективные пределы – это границы, которые определяются самими общественными отношениями. Говоря о сфере правового регулирования, мы убедились, что не все общественные отношения могут и должны регулироваться правом. Одни общественные отношения объективно не поддаются правовому регулированию и, следовательно, не могут регулироваться правом. Другие общественные отношения правовому регулированию поддаются, но объективно в нем не нуждаются, и потому не должны регулироваться правом. То есть сами общественные отношения как бы говорят, какие из них могут и должны регулироваться правом, а какие нет. А поскольку сферу правового регулирования составляют общественные отношения, которые могут и должны регулироваться правом, то объективные пределы правового регулирования совпадают с границами сферы правового регулирования.

    Субъективные пределы правового регулирования в отличие от объективных пределов – это границы, которые определяются уже не общественными отношениями, а правотворческими органами – органами, создающими и устанавливающими нормы позитивного права. Правотворческие органы, устанавливая нормы права, определяют, какие общественные отношения и как этими нормами будут регулироваться. Поэтому субъективные пределы правового регулирования – это прежде всего предметные пределы, т.е. границы предмета правового регулирования, или сферы урегулированных нормами права общественных отношений. Кроме того, субъективные пределы правового регулирования могут проявляться в степени урегулированности тех или иных общественных отношений и некоторых других показателях

Сфера правового регулирования - это совокупность общественных отношений, которую возможно и необходимо упорядочить с помощью права и правовых средств. Иначе: сфера правового регулирования - область социального пространства, которая охвачена правом. Это, прежде всего, общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные. Речь идет о тех общественных отношениях, функционирование которых невозможно без использования правовых средств.

Раздел IV. Теория нрава

Не все в общественных отношениях урегулировано правом. Например, не регулируются правом: в области экономических отношений - процессы производства; в области политических отношений - разработка программ и уставов партий; в области духовно-культурных - религиозные отношения и др. Составить сферу правового регулирования могут только отношения, которые поддаются правовому регулированию. Право регулирует конкретные, наиболее сущностные, глобальные отношения, проходящие через волю и сознание людей.

При установлении сферы правового регулирования следует исходить не столько из классификации общественных отношений (экономические, политические и т.п.), сколько из материи самого права как нормативного регулятора, целенаправленность которого - порядок в обществе.

Признаки сферы правового регулирования:

1. Является социальной, поскольку право регулирует социальные отношения, а не естественные процессы (землетрясения, тайфуны, физико-химические явления и др.);

2. Является той областью социального пространства, где имеются общественные отношения, которые могут быть урегулированы правом, то есть могут пройти через волю и сознание людей (нельзя регулировать действия, совершенные в состоянии невменяемости или физического принуждения);

3. Включает в себя совокупность конкретных общественных отношений, которые нуждаются в урегулировании правом (а не общественных процессов, которые протекают по объективным законам общественной жизни и не нуждаются в регулировании правом);

Охватывает наиболее важные общественные отношения, которые в данный момент наибольшим образом затрагивают интересы общества, трудовых коллективов, организаций, предприятий и др. То есть она не статична, подвержена изменению в зависимости от условий внутренней и внешней обстановки, уровня экономического, социального, духовно-культурного развития общества;

5. Имеет ограниченный объем охвата (пределы правовой регламентации) и не может включать в себя те социальные явления, которые объективно не допускают формально-юридического упорядочения (дружба, любовь и др.). Правом не может быть регламентировано поведение человека, его мыслительная деятельность, его личная жизнь. Непосредственный труд чело-

/лава 27. Правовое регулирование и его механизм. Юридическая техника 533

века по созданию материальных или духовных благ также не регулируется правом, если при реализации своих интересов, знаний, навыков, умений, способностей он не вторгается в сферу другого человека, общества, государства.

Имеются различные классификации сфер правового регулирования.

Виды сфер правового регулирования по принципу соотношения возможного и необходимого:

Сфера возможного правового регулирования - область общественных отношений, которая может быть урегулирована правом;

Сфера необходимого правового регулирования - область общественных отношений, которая должна быть урегулирована правом.

Виды сфер правового регулирования но характеру юридической деятельности:

Сфера законодательного регулирования - область общественных отношений, которая фактически регламентирована правовыми нормами (законодательная деятельность)";

Сфера правореализующего регулирования - область общественной жизни, в которой фактически осуществляются правовые нормы (правореализующая деятельность).

Виды сфер правового регулирования по определенным блокям общественных отношений:

1. Сфера экономических, главным образом имущественных, отношений: производство, обмен, распределение. Эти отношения (собственности, распределения, обмена, оплаты труда и т.п.) составляют экономическую основу общества, его каркас, и нуждаются в упорядочении;

2. Сфера политических, главным образом управленческих, отношений внутри страны и на международной арене. Эгя отношения (управления делами общества и государства со стороны граждан, государства, его органов) составляют политическую основу общества, охватывают три ветви государственной власти - законодательную, исполнительную, судебную. Управление обществом осуществляется с помощью механизма субординации (господства - подчинения). В той части, где управленческие отношения совпадают с имущественными (управление экономикой), они относятся к первому блоку;

Следует разграничивать сферу регулирования законов и подзаконных актов.

Раздел IV. Теория прав

3. Сфера социально-культурных, в том числе личных неиму-1 щественных, отношений относится к области здравоохранения, | просвещения, культуры, науки, социального обеспечения. Её | составляют отношения (по поводу образования, медицинской 1 помощи, научной деятельности, занятия спортом и т.п.), кого- ;

рые регулируются правом и не входят в сферу экономических и политических отношений, вытекают из охраны и защиты личных прав и достоинства граждан;

4. Сфера судебных и правоохранительных отношений, т.е. отношений по охране (предотвращению и пресечению нарушений) общественного порядка. Борьбу с правонарушениями, прежде всего, ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура, суд.

Сфера правового регулирования подвержена изменению: в зависимости от задач изменяется содержание правового регулирования, сужается или расширяется его сфера".

Урегулированность правом поведения людей происходит через внедрение правовых отношений в определенную сферу человеческой деятельности.

Основные направления правового регулирования:

1) закрепление и охрана новых общественных отношений. Например, в Украине на конституционном уровне закреплено право на свободу объединения в политические партии и общественные организации, право на предпринимательскую деятель-

Напомним, что на начальной стадии капитализма государство выступало в качестве «ночного сторожа». Оно охраняло частную собственность, однако не вмешивалось в социально-экономические отношения, отношения частной собственности. В 50-60 гг. XX в. экономическая и социальная функции буржуазного государства четко определились, и сфера правового регулирования расширилась за их счет. Государство взяло на себя заботу о социальном обеспечении граждан, за что получило название государства «всеобщего благоденствия».

Произошли изменения в сфере и направлении правового регулирования в Украине. В условиях командно-административной системы Советской Украины принцип планирования распространялся на все экономические отношения, на все отрасли производства. В современных условиях степень вмешательства государства в экономические отношения уменьшилась, однако государство вынуждено программировать экономическую деятельность. Экономика Украины не сможет стать на ноги без поддержки государства, а производство не в состоянии функционировать без государственных заказов. Это не означает, что государство должно заниматься патерналистской деятельностью - поддерживать любые неэффективные производственные структуры, выделяя им дотации, списывая их долги.

Глава 27. Правовое регулирование и его механизм. Юридическая техника 535

ность, право частной собственности; охрана окружающей среды, изобретения, авторства и т.

п.;

2) запрещение определенных общественных отношений и поведения. Например, посягательство на конституционный строй, брак между родственниками, основание коммерческих банков должностными лицами правоохранительных органов, создание партий в воинских формированиях и др.;

3) изменение характера отношений в определенной сфере. Например, развитие фермерского хозяйства наряду с колхозами и совхозами и др.;

4) стимулирование развития определенных общественных отношений. Например, стимулирование государством индивидуального строительства домов при помощи кредитов;

5) содействие (при помощи новых законов) возникновению и формированию новых отношений и общественных явлений. Например, законом Украины о референдуме вводится новое общественное явление - инициативная группа всеукраинского референдума. Она создается на собрании граждан Украины, в котором принимает участие не менее 200 лиц, обладающих правом на участие в референдуме.

Приоритетные направления правового регулирования в современной Украине.

В сфере экономических, имущественных отношений - содействие развитию рыночных отношений, соблюдение равенства форм собственности (государственной, частной, коммунальной).

В политической сфере - содействие развитию в цивилизованной форме политического плюрализма при условии соблюдения гражданского мира и согласия.

В сфере управленческих отношений - содействие эффективной работе управленческого аппарата без увеличения его штата.

В сфере охраны общественного порядка - борьба с коррупцией и иными правонарушениями, охрана и защита прав и свобод человека.

Большое значение имеет развитие и повышение эффективности природоохранного законодательства, совершенствование социального законодательства, окончательное осуществление судебной реформы и др.

Сфера действия всех отраслей законодательства, вместе взятых, совпадает со сферой правового регулирования. (О предмете и методе правового регулирования см. главу «Система права»).

Раздел IV. Теория ярем

Пределы правового регулирования - границы властно-волевого воздействия государства в лице его органов на общественные отношения, поведение человека. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают границы распространения права, определяют характер воздействия права на сознание и деятельность человека. Они обусловливаются как самой материей права, так и особенностями регулируемых отношений, интересами государства и субъектов права, уровнем культуры и цивилизованностью общества, экономическими, культурно-национальными, религиозными и другими факторами.

Пределы в правовом регулировании важно соблюдать:

1) в системе общественных отношений. Регулировать правом необходимо только те общественные отношения, которые объективно нуждаются в таком регулировании. Не должно быть вторжения в область автономной свободы личности: в политическую сферу деятельности, личные семейные отношения, в реализацию духовно-культурных потребностей;

2) в деятельности государства по вырабатыванию новых правовых отношений. Нельзя насаждать новые общественные отношения, для которых еще не созрело общество или которые противоречат правосознанию и культуре личности и общества. Важно, чтобы издаваемые правовые нормы соответствовали экономическим, политическим, правовым и другим социальным закономерностям и способствовали прогрессивному развитию общества, наиболее полному удовлетворению потребностей и интересов личности;

3) в использовании государством способов правового регулирования. Необходимо применение государством правомерных способов регулирования: установление не карательно-устрашающего, а дозволительного режима, благоприятствующего развитию личности. Превалировать должны дозволения; обязывания и запреты должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать в обществе демократию, стабильный правовой порядок, права и свободы гражданина.

Правовое регулирование

Не следует путать с Социальным регулированием.

Правово́е регули́рование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов , которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию - правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации , путём пропаганды или агитации , в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений .

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические , политические и социальные отношения , которые правовом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

Предмет и пределы регулирования

Предмет правового регулирования - это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.

Предмет существует как у каждого отдельно взятого правого средства (норма права , отрасль права , правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом - они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства .

В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений :

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

  • Объективные - зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
  • Субъективные - всегда зависят от воли законодателя , не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Характеристика

Способы

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • Дозволение - предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
  • Позитивное обязывание - обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов , по исполнению договора; воинский долг).
  • Запрет (негативное обязывание) - обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права .

  • Императивный (субординации) - воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права , где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) - при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права , основанных на равенстве сторон .
  • Поощрительный - субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный - субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

Типы

Классические типы правового регулирования

Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.

  • Общедозволительный - субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме тех, что прямо и строго сформулированы в виде запретов. Такие запреты очень точно определены, а круг дозволенного не ограничен. Правовая формула выглядит следующим образом: «разрешено всё то, что прямо не запрещено ». Таким путём регулируется, как правило, правовой статус личности ; осуществление гражданского и предпринимательского оборота .
  • Разрешительный - субъект вправе осуществлять только тот вариант поведения, который ему прямо разрешён, всё остальное считается запрещённым и требует специального разрешения. Правовая формула выглядит следующим образом: «запрещено всё то, что прямо не разрешено ». Таким образом регулируются практически все отношения в сфере публичного права, подобная схема также может иметь место и при регулировании отношений в сфере частного права, например, осуществление отдельных видов деятельности, на которые требуется разрешение (лицензия).

Некоторые исследователи полагают, что существует необходимость выделения ещё одного типа регулирования - Дозволительно-обязывающего . Он предоставляет субъекту тот объём прав, который необходим для исполнения его обязанностей. Здесь достаточно точно определены права и обязанности субъекта, а всё то, что находится за их пределами изымается из сферы регулирования. Правовая формула выглядит следующим образом: «дозволено только то, что предписано законом ». Таким образом регулируется правовой статус государства и государственных органов , их предметы ведения и полномочия.

Классификация

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное - регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
  • Индивидуальное (казуальное) - регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры , правоприменительные акты : административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
    • Координационное (саморегулирование) - регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
    • Субординационное - регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

  • Государственное - осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
  • Негосударственное - осуществляется общественными организациями , коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

В зависимости от степени централизации:

  • Централизованное - единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
  • Децентрализованное - регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

В зависимости от сферы действия права:

  • Общее - распространяется абсолютно на всех субъектов.
  • Ведомственное - распространено только кв какой-либо сфере государственного управления.
  • Местное - распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований .
  • Локальное - распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

Стадии и механизм регулирования

Стадии

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) - происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов , то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

Третья стадия (реализация права) - правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

Четвёртая стадия (правоприменение) - деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.

Механизм

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.

Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):

  • субъективные права и юридические обязанности;
  • акты реализации права;

Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):

См. также

Примечания

Литература

  • Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова . - М .: ИНФРА М-Норма, 1997. - 570 с. - ISBN 5-86225-404-4
  • Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М .: Юрайт-М, 2002. - 432 с. - ISBN 5-7975-0616-5

Ссылки

  • Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: Тема «Правовое регулирование и его механизм» . Сибирский Юридический Вестник. - 2003. - № 1. Проверено 12 декабря 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Правовое регулирование" в других словарях:

    Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие. Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный «агрегат», который бы всякий… … Элементарные начала общей теории права

    Форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагаетосознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых… … Финансовый словарь

    Правовое регулирование - (англ law/juridi cal/legal regulation/rules) гос ное регулирование общественных отношений путем установления норм права, направляющих поведение субъектное права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический… … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, процесс воздействия государства (см. ГОСУДАРСТВО) на общественные отношения с помощью юридических норм. Предметом правового регулирования является форма общественных отношений, которая закрепляется группой юридических норм … Энциклопедический словарь

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Предметом П.р. является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, например,… … Юридическая энциклопедия

    правовое регулирование - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Основывается на предмете и методе П.р. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой… … Большой юридический словарь

    Правовое регулирование - осуществляемая всей системой юридических средств, форм и методов, правовая регламентация (организация, упорядочение) общественных отношений. В правовом регулировании выделяются следующие компоненты: а) предмет регулирования, т.е. то, на что… … Теория государства и права в схемах и определениях

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств.

Предмет правового регулирования – это то, что регулируется правом, правовыми нормами, т.е. определенные общественные отношения.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут. Право, регулируя поведение людей, тем самым регулирует и отношения между ними – экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т.д. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека .

Во-первых , предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т.д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования.

Во-вторых , правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.

В-третьих , правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из 2) вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т.д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо.

В-четвертых , право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.

В связи с тем, что правом регулируются не все общественные отношения, в предмет правового регулирования входят :

1) Все общественные отношения делятся на материальные и идеологические.Материальные - складываются сами по себе и объективно не зависят от воли людей. Такие отношения правом регулироваться не могут, т.к. право способно воздействовать только на волю и сознание людей. Т.о., право не может регулировать материальные отношения-процессы, но в состоянии воздействовать на них. Идеологические - в отличие от материальных, всецело зависят от воли людей, т.е. складываются по воле людей, носят волевой характер и являются волевыми отношениями. Такие отношения правоспособно регулировать (но не все.)

2) Право способно регулировать только конкретные идеологические отношения, т.е. отношения, складывающиеся между конкретными лицами. Но оно не способно регулировать отношения-процессы (например, демографические, миграционные процессы и т.д.). Необходимо заметить, что право регулирует не все конкретные идеологические отношения.

3) Право способно регулировать только те конкретные идеологические отношения, которые подвергаются внешнему контролю (т.е. те, которые можно контролировать из вне, например, дружба, товарищество правом регулироваться не могут).

Сфера правового регулирования . Близким к понятию «предмет правового регулирования» является понятие «сфера правового регулирования» и следует их различать. Предмет правового регулирования это уже урегулированные правом определенного рода и вида общественные отношения, но вместе с тем в жизни встречаются общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но в данный момент правом не регулируются. На основании этого возникает вопрос, входят ли эти отношения в предмет правового регулирования? Если исходить из выше данного определения, то не входят. Эти общественные отношения входят не в предмет, в сферу правового регулирования. Т.о. сфера правового регулирования – это та область общественных отношений, которые либо регулируются, либо должны или требуют регулирования нормами права и поддаются правовому воздействию.

В сферу правового регулирования должны входить отношения, имеющие определенные признаки :

1) отношения, отражающие индивидуальные и общесоциальные интересы;

2) в них реализуются взаимные интересы их участников;

3) отношения строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания их обязательности;

4) отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена действенной силой.

Под сферу правового регулирования подпадают следующие группы общественных отношений, отвечающих указанным признакам :

1) отношения людей по обмену ценностями;

2) отношения по властному управлению обществом;

3) отношения по обеспечению правопорядка, обуславливающие нормальные процессы обмена ценностями и управления обществом.

Пределы правового регулирования. Кроме сферы правового регулирования, большое значение имеют пределы правового регулирования , представляющие те границы, рамки, в которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Пределы правового регулирования определяются, прежде всего, предметом правового регулирования. Предмет правового регулирования говорит о том, в каких пределах может осуществляться правовое регулирование, т.е. общественные отношения материального порядка, идеологические отношения-процессы. Конкретные волевые отношения, не подвергающиеся внешнему контролю, не могут регулироваться правом (это предметный предел). Предметный предел носит объективный характер (здесь мы можем; говорить об объективных пределах правового регулирования.). Например, уровень экономического развития общества.

Помимо объективных пределов , есть и субъективные , которые определяются не общественными отношениями, а самим законодателем (правотворческими органами). К субъективным пределам относятся: временные, пространственные, личностные.

59. Понятие, причины и виды пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права.

Пробел в праве - это отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Это как бы "умолчание" законодателя относительно необходимости правового урегулирования определенного общественного отношения. Случай есть, а нормы нет.

Основные причины : 1) в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; 2) из-за упущений при разработке закона.

Виды пробелов в праве :1) первоначальные - "недосмотр законодателя";2) последующие - когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения; выделяют также 3) реальные;4) мнимые - это когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению.

В любом случае пробел в праве - это состояние неурегулированности, неопределенности, а стало быть, и возможного своеволия, личного усмотрения чиновника.

налогия "(в перев. с лат.)- это сходство, подобие, соответствие чего-либо с чем-либо. В данном случае речь идет о сходстве правовых норм и регулируемых ими отношений . Задача аналогии - разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. В основе аналогии лежит предположение, что все отношения, сходные между собой в главных своих чертах и признаках, разрешаются одинаково. При этом обязательным условия , а) наличие общей правовой урегулированности данного случая; б) отсутствие адекватной юридической нормы; в) существование аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель. К моральным отношениям аналогия права неприменима .

Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов:1) Аналогию закона – это когда отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта. Сходство юридических фактов позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы. 2) Аналогия права – когда не обнаруживается сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права. В такой ситуации особое значение приобретает правосознание, юридическая культура и профессионализм судей.

В научной литературе выделяется еще субсидарную (дополнительную) аналогию – это та же аналогия правовой нормы (аналогия закона), но принадлежащей другой – родственной отрасли права, т.е. аналогия, когда суд при рассмотрении, например, гражданского дела применяет сходные нормы из других отраслей права (административного, семейного, трудового, финансового и т.д.).

Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

— это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

  • совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);
  • совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;
  • совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.


Просмотров