Правовые акты трудового законодательства. О работниках районов Крайнего севера и приравненных местностей. Классификации нормативных правовых актов о труде

Нормативные акты о труде (источники трудового права)

Как идентичные понятию "источник права" обычно рассматриваются термины: "форма права" или "внешняя форма права". Чаще всего, употребляя термин "источник права", имеют в виду лишь юридический источник права, или "источник права в формальном смысле". При этом понятие "источник права" нельзя отрывать от правотворческого процесса как деятельности государства, или результата деятельности органов государства по формированного права: законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов.

Только на определенном этапе этой деятельности, то есть со вступлением акта правотворчества в силу, сам акт обретает качества источника права. В этом формальном, или юридическом, смысле понятие источник права используется в настоящем учебнике.

Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники -- это нормативные правовые акты:

законы, указы, постановления и т.п., регулирующие трудовые и производственные от них иные отношения в сфере применения труда работников. Однако к источникам трудового права в силу особенностей их формирования относятся и акты локального нормотворчества самих работников, их представителей и работодателя (его представителей). В организации таким источником является коллективный договор либо иные локальные акты, принятые в установленном порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от отраслевых тарифных до генеральных), принимаемые на основе двустороннего или трехстороннего сотрудничества организациями работодателей и трудящихся в лице их представителей и с участием органов государственного управления при трехстороннем сотрудничестве. Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: источники трудового права -- это результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников. Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам.

Федеральные законы:

  • 1. Закон о занятости населения в РФ от 19 апреля 91 г.
  • 2. Кодекс законов о труде РФ 12 марта 92 г.
  • 3. Конституция 12 декабря 1993 г.

Указы президента:

Постановления правительства:

  • 1. О федеральной программе содействия занятости населения в российской федерации на 1995 год
  • 2. О мерах по улучшению условий и охраны труда 26 августа 1995 г.

Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения.

Статья 37 Конституции провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не низке установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признано право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Следующим по значимости источником трудового права являются законы -- как федеральные, так и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) вопросы законодательства о труде находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции осуществляется, также на основе Конституции. К ведению Федерации, как следует из ст. 71, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового законодательства, поскольку они закреплены в ряде статей гл. II Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 64 Конституции). Это уже рассмотренные трудовые права и свободы, предусмотренные ст. 37 Конституции, или право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30) и др. Среди федеральных законов важнейшее место занимает Кодекс Законов о труде.

Трудовое право достаточно специфическая отрасль права, выполняющая две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики (производства), а с другой -- на защиту человека и его прав в сфере применения труда. И та и другая функция связаны с экономической реформой, но первая касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а вторая -- как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников. Рассматривая природу данной отрасли, представитель науки трудового права С.А. Иванов достаточно четко выявил социальный характер и истоки этой отрасли. Он указал, что трудовое право сложилось на Базе не только частного, но и публичного права. Это обусловило своеобразный и социальный характер трудового права, которое развивается главным образом по своим собственным законам, в значительной мере отличающимся от гражданско-правовых. На социальную роль трудового права указывают и представители иных отраслей юридической науки. Ю.А. Тихомиров, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, ибо оно предназначено не только для реализации и защиты индивидуальных прав граждан, но и их совокупной охраны.

Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее значение имеют Указы Президента Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере применения труда. В свое время большую роль в становлении социально-партнерских отношений сыграл Указ Президента от 15 ноября 1991 г. "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)".

Президентом изданы ряд иные важные указов, например Указ от 20 июля 1994 г."0б утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции)" и др.

Еще один источник трудового права представляют собой акты соглашения:

региональные, межотраслевые тарифные, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и др. Соглашения являются результатом договоренностей всех участников соглашений, выступающих как равноправные партнеры. Это представители интересов работников на отраслевом, профессиональном и территориальном (федеральном, субъекта Российской Федерации, местном) уровнях в лице соответствующих органов профсоюзов и их объединений. Представителями интересов работодателей на указанных уровнях выступают полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы. Государственные органы являются третьей стороной, участвующей в коллективных переговорах и заключении соглашений.

Представители работников и работодателей соответствующего уровня могут договориться и о заключении двустороннего соглашения. Следовательно, участники соглашений на основе трехстороннего или двустороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее нормотворчество в сфере применения труда.

К локальным нормативным актам, например, относятся: правила внутреннего трудового распорядка данной организации, положение о премировании или положение о вознаграждении по итогам работы организации за год и т.п.

Локальные акты -- это, как правило, результат совместного нормотворчества, осуществляемого непосредственно в организации между работниками и работодателем (их представителями), например профсоюзным органом данной организации и ее руководителем (директором, администрацией).

Развитие договорных начал в регулировании социально-трудовых отношений, в свою очередь, ведет к закреплению возрастающего числа специальных норм в соглашениях всех видов: генеральном, региональном, отраслевом тарифном и др.

Соответствующее место этих норм в указанных соглашениях может быть определено и отдельными законами, например Федеральным законом от 17 мая 1996 г. "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности". Данный Закон в ряде случаев предусматривает порядок регулирования согласно Трехстороннему соглашению, заключенному уполномоченными представителями организаций по добыче угля профессиональными союзами работников угольной промышленности и Правительством Российской Федерации (ст. 18, 20 и др.).

трудовой право нормативный регулирование

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Современное трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ в разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия. Федеральные законы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. Необходимо четко следовать Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. В настоящее время "Российская газета" и "Собрание законодательств РФ" являются официальными изданиями, которые публикуют полный текст федерального конституционного закона, федерального закона, акты палат Федерального Собрания. Вслед за Конституцией РФ главным источником трудового права является КЗоТ РФ.К иным актам трудового законодательства относятся: Законы, регулирующие трудовые отношения. Так, например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях"; Федеральный закон РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г.; Закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г. Вторую группу источников а сфере трудового права составляют подзаконные акты. Вторую подгруппу подзаконных актов составляют нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ. Третью подгруппу составляют подзаконные акты Министерства труда РФ. Четвертую подгруппу составляют нормативные акты министерств, ведомств и государственных комитетов РФ. Кроме указанных выше нормативных актов, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соответствующими видами соглашений.

Охрана труда женщин, молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

Охрана женщин- это защита женского организма, ее материнства от производственных вредностей, позволяющая женщине сочетать труд на произв-ве с материнством. Защита направлена и на будущих детей. Охрана женщин- это важнейшая соц. проблема для всех стран. Общие и спец. нормы тр. права по охране труда женщин в коплексе состовляют правовую охрану труда женщин. Содержание: 1.запрет на применение женщин на тяжелых работах и на вредных условиях труда, подземных работах, в качетсве трактористок, машинистов, водителей грузовых автомашин и женщин до 35 лет к работе с растениями, животноводстве, птицефабриках с применением пестицидов, ядохимикатов и т.д. 2. запрет на переноску и передвижение женщинами на работе тяжестей, превышающие для них нормы- не более 2 раз в час не более 10 кг, а при постоянной работе в смену не более 7 кг. 3. ограничение труда женщин в ночное время (с 22- 6 утра), только в качестве временной меры. 4. женщинам в сельской местности предостовлять один выходной в месяц при их желании без сохранения з/п, а в условиях Крайнего Севера- 36 часовая неделя и сохранение з/п. Содержание повышенной особой охраны труда женщин- при их активном материнстве: беременным и с детьми до 3 лет- запрет на ночные, сверурочные, в выходные и командировки (162). Если женщина отказывается от них- это не нарушение. 2. женщинам с детьми от 3-14 лет, детей инвалидов, и с уходом за больными не могут привелкаться к сверхурочным работам и направлять без согласия в командировки. 3. работники, осуществляющие уход за больными к ночным работам только с согласия (163)4. один из работающих родителей ребенка-инвалида до достижения им 18 лет 4 дополнит. Оплачиваемых выходных в месяц.; 5. беременные и с детьми до 14 лет не должны привлекаться к дежурствам на произ-ве после окончания дня и в выходные/праздничные дни; 6. беременным снижаются нормы выраоботки, обслуживания, либо переводятся на легкую работу с сохранением з/п. До решения вопроса о переводе она освобождается от работы с сохранением з/п за счет предприятия. Женщины с детьми до 1,5 лет переводятся над ругую работус сохранением з/п по достижению ребенка 1,5 лет. 7. беременным предостовляется дополнительные отпуска. 8. с детьми до 1,5 лет дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже чем через 3 часа и не менее 30 мин.; с 2-мя детьми такого возраста не менее часа. Перерывы включаются в рабочее времяи оплачиваются по среднему з/п. Ст. 170 предусмотрены гарантии при увольнении беременных и с детьми. Запрет на отказ в приеме на работу и снижение з/п по мотиву- с детьми; отказ может быть обжалован суде. Особая охрана труда молодежи- система специальных норм, предостовляющих молодежи (особенно до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда и тд.Особая охрана позволяет безопасно для организма, психики трудиться и сочетать работу в конкретной организации с продолжением учебы. Содержание: запрет на применение труда детей до 18 лет на тяжелых работах и вредных. С ними нельзя заключать договоры о полной материальной ответсвенности и о работе по совместительству. 2. ограничен возраст приема на работу- моложе 15 лет, с 14 лет с согласия родителей в свободное от учебы время; 3. до 18 лет они приравниваются в правах к совершеннолетним, а в областти охраны труда, отпусков имеют льготы. Ограничен вес подъема14-15 лет- 3кг, 16-17- 4 кг. Все моложе 21 года принимаются только с медицинским обследованием и ежегодный досмотр., сокращенное время работы с полной оплатой, запрет на ночные, сверхурочные, удлиннеый отпуск- 31 ден. и т.д. увольнение только согласия гос. Инспекции труда по несовершеннолетних и лишь в исключит случаячх+ трудоустройство. С пониженной работоспособностью- облегченные условия труда. Рекомендуется применять труд инвалидов, пенсионеров в форме посильного для них труда. Если возможно организуются специальные цеха, участки.Предпочтителен надомный труд и неполный рабочий день. На предприятии есть квота о приеме на работу инвалидов- у них 36 часов в неделю.нельзя к ночным, сверхурочным работам. Им дают дополнительные отпуска до 2 мес. Надзор за ними комисси по ограниченно трудоспосбным, гос. и общественные организации.

Подведомственность индивидуальных трудовых споров, органы их расследующие.

Подведомтсвенность- это определение по сво-вам и содержанию трудового спора, в каком превоначальном органе должен решаться этот спор. Таким указателем в индивид. спорах явл. хар-р спора и то правоотношение, из кот. он вытекает,и субъект спора. Сначал надо выявить вид спора (индивид. (+ его хар-р) или коллеткт.) о применении тр. законод-ва или об устанвол-ии новых условий труда, и установить из какого правоотношения вытекает. Индивидуальный сопр об установлении новых условй труда не подведомтсвен ни Коллективным трудовым спорам, ни суду, хотя возник из трудового правоотношения. Споры из правоотнош-ий тесно связаных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны (о пенсиях и пособиях). Если не выяснить указанные св-ва конкретного сопра, можно неправильно определить его подведомтсвеность. Решение же по спору. Не подведомтв-го данному органу подлежит отмене. Это брак в работе юр. органов, затягивающих решение тр. спора. Установленный порядок рассмотрения тр. сопров, включая и подведомтсвенность споров, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган или суд с жалой на конкретног руководителя. Правильное определ. подведомственности конкретного тр. спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным органом не имеет юр. силы и не может быть применено. Все тр. споры делятся по подвед. на три группы: рассматриваемы в общем порядке, когда КТС явля. Обязательной первичной стадией, после кот. спор может вступить на рссмотрение суда. В общем порядке рассматриваются споры из трудовых правоотношений. Споры о примыкающих правоотношений к трудовому не рассматриваются; 2. рассматриваются непосредственно судом; 3. администр и проф органа; 4. расматриваемые вышестоящим органом; 5. коллектиывные трудовые споры по впопрасам установления новых или применение существующих условий труда и быта, заключенния и исполнения кол. Договров и иных соглашений, рассматриваемых примирит. комиссиями, посредником, трудовым арбитражем

Право на забастовку тр. коллектива и условия ее проведения.

Признание е незаконной: основания и правовые послед-вия.

Забастовка- это временный добровольный отказ работников от выполнения тр. обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения кол. Тр. спора. Участие в забастовке явл. добровольным и никто не может быть принужденк участию или отказу в забастовке. Забаствоку возглавляет избранный собранием работников орган или соответсвующий орган профсоюза. Закон о коллективных трудовых спорах закрепляет обязанности сторон входе заб-ки. Она признается незаконной решением Верховного Суда. Такое решение суд принимает по заявлению работадателя или прокурора и доводит решение до сведения органа, возгалвл. Забастовку, кот. обязан немедленно проинформировать о решении суда участинков заб-ки. Незаконными признаются заб-ки, если они были объявдлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований закона о кол-ных тр. спорах, а так же забаствка ранее указанных работников, кот. законом ограничено право на их проведение (правоохранительные орг.) или они запрещены в преиод чрезвычайного положения. Решение суда о признании заб-ки незаконной вступает в законну юсилу и подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить заб-ку и приступить к работе не позднее следу-го дня после вручения им копии решения суда. Суд вправе отложить начавшуюся заб-ку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся- на тот же срок. Отложить и прекратить забастовку могут: Верховный Суд и орган ее начавший. В исключительных случаях Президент до решения суда, но не более чем на 10 дней. Прекращается в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллкт. Тр. спора или в случае признании недействительной. Заб-ка окоанчивается подписанием соглашения спорящими сторонами, а так же решением суда.Участие работников в заб-ке не может рассматриваться как нарушение тр. дисциплины и служить основанием расторжения труд. Договора, кроме случаев если работники не прекратили заб-ку после решения суда или преступили к забастовке когда она была отсрочена. Закон запрещает применять к работникам меры дисциплинарного взыскания. Во врмея заб-ки у них сохранятеся место работы и должность. З/п моджет не выплачиваться.Коллективн. договором могут быть предусмотрены опред. компенсационные выплаты участниками заб-ки. Это может быть более льготный порядок выплат не учавствующим в заб-ке.

Нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей. Локальные нормативные акты о труде регулируют трудовые отношения в трудовом коллективе и распространяются на работников данной компании, фирмы, организации. Они принимаются руководителем в пределах его компетенции, носят подзаконный характер и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. Вместе с тем, возможно установление в локальных нормативных актах дополнительных трудовых и социально-бытовых льгот для работников за счет собственных средств организации (ст.5 КЗоТ).Локальные нормативные акты о труде выполняют особую роль в системе правового регулирования трудовых отношений. Прежде всего они реализуют предписания нормативных актов большей юридической силы. Например, ст.851 КЗоТ предусматривает, что размеры доплат за выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, и условия их выплаты устанавливаются организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (положениях об оплате труда). Установив соответствующие нормы, коллективный договор реализует предписание законодательства. Наряду с реализацией законодательных предписаний локальные нормативные акты о труде выполняют функцию детализации, конкретизации положений закона применительно к условиям конкретной организации. Так, Правилами внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены иные поощрения в дополнение к перечню, закрепленному ст.131 КЗоТ. Акты, принимаемые в организации, могут также восполнять пробелы в праве и осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующих актов, принятых государственными органами или социальными партнерами на уровне отрасли, территории и т.п. Локальные нормативные акты о труде распространяют свое действие на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, например в случае установления дополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей. Они могу приниматься на определенный срок или без указания срока действия. Порядок принятия локального акта о труде зависит от его вида. Коллективный договор разрабатывается в процессе коллективных переговоров и утверждается общим собранием (конференцией) работников (см. Коллективный договор). Соглашения по охране труда заключаются между администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом (ст.148 КЗоТ). Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются общим собранием (конференцией) работников организации по представлению администрации. Большинство других локальных нормативных актов о труде принимается по согласованию с профсоюзами. Так, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом разрабатываются графики сменности, графики отпусков, положения об оплате труда, премировании, выплате вознаграждений по итогам годовой работы. Согласовывается с профсоюзом и перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем. Исключение составляют лишь приказы руководителя, решения правления, совета директоров или общего собрания акционерного общества, которые могут приниматься без участия представителей работников в порядке, определенном уставом. Локальные нормативные акты о труде охватывают практически все сферы трудовой деятельности (рабочее время, время отдыха, дисциплина труда, охрана труда, социально-бытовые льготы работникам и др.). Локальные нормы дополняют государственное и коллективно-договорное (на отраслевом, территориальном, профессиональном уровне) регулирование

  • - виды, встречающиеся только в какой-либо группе ценозов...

    Словарь ботанических терминов

  • - термин, принятый в культурологии, обозначающий, с одной стороны, разнообразие географических и социальных параметров, накладывающихся на культуру, а с другой - осваиваемых ею, что ведет к формированию конкретных...

    Этнопсихологический словарь

  • - гомологии группы определенные в точках - гомологии с компактными носителями...

    Математическая энциклопедия

  • - юр. коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - подземные воды, приуроченные к определенным горным породам, имеющим незначительные площади распространения...

    Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • - См. АКТЫ О ТРУДЕ НОРМАТИВНЫЕ...

    Словарь бизнес терминов

  • - нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей...

    Словарь бизнес терминов

  • - местные договоры...

    Справочный коммерческий словарь

  • - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной канализации...

    Экологический словарь

  • - См. Акты о труде нормативные...

    Словарь бизнес терминов

  • - Сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной...

    Словарь бизнес терминов

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "..."локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента перед их сбросом в систему коммунальной канализации;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 12...

    Официальная терминология

  • - "...1.2...

    Официальная терминология

  • - "...1.5. Нормативные акты Банка России издаются в следующих формах: указание Банка России; положение Банка России; инструкция Банка России..." Источник: Приказ Банка России от 15.09...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"АКТЫ О ТРУДЕ НОРМАТИВНЫЕ ЛОКАЛЬНЫЕ" в книгах

6.1.2. Нормативные акты по инвестициям

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

6.1.2. Нормативные акты по инвестициям В России действуют следующие основные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере инвестиций:? Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме

2. Нормативные правовые акты

Из книги Бухгалтерский и налоговый учет прибыли автора Нечитайло Алексей Игоревич

2. Нормативные правовые акты 1. Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.97 № 81н // Нормативные акты для бухгалтера. 1998. № 1. С. 3–21.2. Инструкция о порядке исчисления и

Глава 6. Нормативные и организационные локальные документы

Из книги Современные требования к кадровой службе (отделу) автора Пономарева Наталья Г.

Глава 6. Нормативные и организационные локальные документы Положение субъектов трудовых отношений определяют многообразные локальные нормативные акты.Данные локальные акты в общем-то никакими нормами не урегулированы, но принципиальный подход к их разработке и

Из книги Делопроизводство. Подготовка служебных документов автора Демин Юрий

Раздел 2 Локальные нормативные акты компании

1.4. Иные локальные нормативные акты

Из книги Кадровая служба без кадровика автора Гусятникова Дарья Ефимовна

1.4. Иные локальные нормативные акты Помимо вышеперечисленных локальных нормативных актов на практике у любого работодателя, как правило, возникает необходимость в создании дополнительных локальных нормативных актов. В принципе законодателем не установлено никаких

Нормативные акты

Из книги Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке: учебное пособие автора Белоусова Вероника Юрьевна

Нормативные акты 1. О Единообразном законе о переводных и простых векселях. Женевские вексельные конвенции. 1930.2. О Единообразном законе о чеках. Женевские чековые конвенции. 1931.3. Унифицированные правила по инкассо. Публикация Международной торговой палаты № 322. Редакция

2.2. Внутренние локальные нормативные акты

Из книги Кадровая служба предприятия: делопроизводство, документооборот и нормативная база автора Гусятникова Дарья Ефимовна

2.2. Внутренние локальные нормативные акты В число внутренних нормативных актов входят такие документы, как положения. Положения – это нормативные акты, которые устанавливает порядок образования, структуру, функцию, компетенцию, обязанности и организацию работы

Нормативные правовые акты

Из книги Мошенничество с недвижимостью в жилищной сфере [Способы совершения, проблемы квалификации] автора Белов Евгений Валерьевич

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря (в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ № 6-ФКЗ от 30 декабря 2008 и № 7-ФКЗ от 30 декабря 2008); СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.02.2014).2. Уголовный

1. Международные нормативные акты

Из книги Применение и использование боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского огнестрельного оружия автора Милюков Сергей Федорович

1. Международные нормативные акты КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА(Принят 17 декабря 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 34/169)(Извлечение)Статья 3.Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае

§ 5.3. Подзаконные нормативные акты

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 5.3. Подзаконные нормативные акты Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 7. Утратила силу Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы

Нормативные акты

Из книги Жилищное право автора Ромашкова Ирина Ивановна

Нормативные акты 1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // РГ, 1993. – 25 дек.2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // РГ, 1995. – 5 апр.3. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч.

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения 1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее – локальные нормативные акты), в

Нормативные акты

Из книги Диетология: Руководство автора Коллектив авторов

Нормативные акты 1. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст.13818).2. Положение о проведении обязательных предварительных

Для нормализации трудовых отношений и контроля над ними используются нормативно-правовые акты. Все правовые нормы по труду подразделяются на две большие группы:

    установленные вне предприятия (внешние документы)

    установленные внутри предприятия (внутренние документы)

К основным внешним документам трудового права относятся:

Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы; Нормативно- правовые акты; Трудовые соглашения; Законы субъектов РФ; Акты органов местного самоуправления; Трудовые договоры; Приказы и распоряжения руководства по вопросам труда и его оплаты; Правила внутреннего трудового распорядка; Штатное расписание предприятия; Трудовые книжки работников.

Самым главным из них является Трудовой кодекс Российской Федерации. Он представляет собой основной закон, регламентирующий вопросы труда и заработной платы на территории страны. ТК РФ содержит основные нормы социального партнерства, трудовых договоренностей, времени работы и отдыха, нормирования и оплаты труда, материальной ответственности.

Трудовое соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на внешнем по отношению к предприятию уровне (страна, регион, отрасль, территория)

Трудовой договор - это правовой акт, регулирующий, социально-трудовые отношения на предприятии и заключаемый работодателем с работниками.

Трудовая книжка - это документ, в котором содержатся сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. (заносятся сведения о работнике; работе, в том числе о приеме на работу; награждениях и поощрениях; открытия сделанные работником)

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками предприятия. Порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, состав рабочей комиссии, ход заключения договора. Это решение оформляется приказом администрации и протоколом заседания профсоюзных организаций. Разработанный рабочей комиссией проект договора обсуждается, дорабатывается и утверждается общим собранием трудового коллектива, а затем подписывается участниками.

Обязательства коллективного договора :

форма, система и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда работников; оздоровление и отдых работников; гарантии и льготы работникам; Правила внутреннего трудового распорядка.

Индивидуальный трудовой договор - это правовой акт между работодателем и наемным работником, предусматривающий права и обязанности сторон. Договор заключается в письменном виде при найме работника на работу, а для ранее принятых работников-при их согласии на его заключение. Контракт позволяет сторонам ставить четкие условия, которые они обязаны соблюдать.

Существенными условиями, включаемыми в договор, являются:

место работы; дата начала работы; наименование должности, профессии и специальности; права и обязанности сторон; характеристики условий труда;

режим труда и отдыха; условия оплаты труда; виды и условия социального страхования.

Договор может включать также дополнительные условия, которые конкретизируют обязательства сторон, например такие, как: установление испытательного срока, неразглашение охраняемой законом тайны, в том числе и коммерческой;

  • Административно-правовые гарантии прав граждан в сфере государственного управления. Обращения граждан. Административный и судебный порядки обжалования.
  • Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан РФ.
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Амнистия, помилование, судимость. Их правовые последствия.
  • Билет № 105 Нормативные документы в сфере обеспечения БДД.
  • Билет № 4 Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды
  • Для нормализации и регулирования социально-трудовых отношений, связанных с организацией, нормированием и оплатой труда, используется широкий круг нормативных правовых актов и нормативных материалов. Их принято делить на две большие группы: установленные вне предприятия, то есть внешние, и внутрифирменные, то есть локальные нормативные материалы.

    В первую группу включаются:

    3. Трудовой кодекс РФ и федеральные законы, посвященные вопросам труда, например, «О занятости населения», «О минимальном размере оплаты труда» и др.

    4. Указы, постановления, инструкции федеральных органов исполнительной власти, которыми утверждаются и вводятся в действие нормативные документы федерального значения, например, общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Госстандарт РФ), тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих (Минтруд РФ), квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (Минтруд РФ), инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера (Госкомстат РФ), форма отчета о численности, заработной плате и движении работников (Госкомстат РФ), система стандартов безопасности труда (Госстандарт РФ, Госстрой РФ), санитарные нормы и правила (Минздравсоцразвития РФ) и др.

    5. Отраслевые и региональные нормативно-правовые акты и рекомендации, например, отраслевые и региональные тарифные соглашения, типовые нормы времени на работы по текущему ремонту жилищного фонда, отраслевые типовые нормы времени на работы по ремонту автобусов, троллейбусов, трамвайных вагонов, отраслевые положения об оплате труда и премировании, об аттестации персонала и др.

    6. Акты органов местного самоуправления. Они могут регламентировать сроки выполнения определенных работ в городском хозяйстве, маршруты движения общественного транспорта и т.д.

    К нормативно-правовым актам второй группы относятся:

    1. Коллективные и индивидуальные трудовые договоры.

    2. Приказы и распоряжения администрации предприятия по вопросам труда и его оплаты (положения об оплате труда, о премировании, приказы о приеме и переводе работников, о присвоении квалификационных разрядов и др.).



    3. Устав предприятия, правила внутреннего трудового распорядка, положения о функциональных подразделениях.

    4. Штатное расписание предприятия и должностные инструкции.

    5. Документы по аттестации персонала и рабочих мест, по нормированию труда.

    6. Графики выходов на работу, графики сменности и другие регламенты по организации труда, по режимам труда и отдыха, графики отпусков.

    7. Инструкционно-технологические карты, планы планово-предупредительного ремонта оборудования, технического обслуживания и ремонта оборудования и рабочих мест и др.

    8. Внутрифирменные нормативы и нормы времени, обслуживания, численности, выработки, расхода ресурсов, нормированные задания.

    9. Внутрифирменные этические нормы и правила социально-трудовых отношений.

    Важнейшей разновидностью нормативно-правовых актов по труду является статистическая отчетность предприятий по труду и заработной плате. На предприятиях учет личного состава и его движения производится службой (отделом) кадров. Учет использования рабочего времени сотрудниками обычно ведется в специальных табелях по формам Т-12 или Т-13, которые затем используются бухгалтерией при расчетах заработной платы.



    Основная форма статотчетности по труду – это форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за очередной месяц, включающая три раздела.

    В первом разделе (численность и заработная плата) показывают:

    Среднюю численность работников за месяц с выделением числа внешних совместителей;

    Количество отработанных человеко-часов с начала года;

    Фонд начисленной зарплаты за месяц, в т.ч. совместителей;

    Выплаты социального характера с начала года.

    Во втором разделе (использование рабочего времени) показывают:

    Сколько человек работало неполное рабочее время;

    Количество неотработанных человеко-часов;

    Количество работников в отпусках без сохранения заработной платы;

    Количество человеко-дней болезни.

    В третьем разделе (движение работников) содержатся следующие сведения:

    Принято работников;

    Выбыло работников;

    Количество вакантных рабочих мест;

    Количество намеченных к высвобождению.



    Просмотров