Распоряжение руководителя юридической организации. Распоряжение руководителя организации: виды и порядок составления документа. Журнал регистрации приказов руководителя

  • 9. Основные черты, особенности структуры, функции Конституции Российской Федерации
  • 10. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 11. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации
  • 12. Правовое государство как конституционное понятие
  • 13. Россия – социальное государство
  • 14. Россия – светское государство. Конституционно-правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
  • 15. Экономические основы конституционного строя
  • 16. Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации
  • 17. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации
  • 18. Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации
  • 19. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 21. Конституционно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Политическое убежище
  • 22. Понятие и классификация конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 23. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • 24. Конституционные личные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации
  • 25. Политические права и свободы гражданина Российской Федерации
  • 26. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина
  • 27. Конституционные гарантии свободы слова, печати и право граждан на информацию
  • 28. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 29. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • 30. Федеративное устройство России: понятие, принципы
  • 31. Россия – суверенное федеративное государство. Виды субъектов Российской Федерации, их конституционно-правовой статус
  • 32. Предметы исключительного ведения Российской Федерации
  • 33. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации
  • 34. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
  • 35. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов Российской Федерации
  • 36. Государственная символика Российской Федерации
  • 37. Правовое положение коренных малочисленных народов в Российской Федерации
  • 38. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, принципы, порядок изменения
  • 39. Российская Федерация – член Содружества Независимых Государств
  • 40. Особенности государственно-территориального устройства Чувашской Республики
  • 41. Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации
  • 42. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, порядок проведения
  • 43. Правовое регулирование выборов в Российской Федерации
  • 44. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 45. Прямое избирательное право: понятие, гарантии
  • 46. Избирательные округа: их виды, порядок образования
  • 47. Система избирательных комиссий: их виды, порядок образования, полномочия
  • 48. Порядок выдвижения кандидатов, их права и обязанности
  • 49. Гарантии кандидата по российскому избирательному праву
  • 50. Порядок составления общефедерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 51. Порядок регистрации списка кандидатов по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания рф
  • 52. Финансирование выборов. Избирательные фонды кандидатов в депутаты, избирательных объединений, порядок их создания и расходования
  • 53. Определение результатов голосования по выборам Президента рф и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 54. Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 55. Контроль за соблюдением законодательства о выборах, формы ответственности за его нарушение. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
  • 56. Понятие, признаки и конституционные принципы организации органов государственной власти Российской Федерации
  • 57. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации
  • 58. Президент Российской Федерации: порядок избрания и вступления в должность, компетенция, основания и порядок досрочного прекращения полномочий
  • 59. Юридическая природа актов Президента Российской Федерации
  • 60. Государственный Совет Российской Федерации: порядок формирования, полномочия
  • 61. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования. Место в системе высших органов государства
  • 62. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура
  • 63. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок выборов, структура, основания и порядок роспуска
  • 64. Полномочия Совета Федерации
  • 65. Полномочия Государственной Думы
  • 66. Внутренняя структура палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 67. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 68. Регламентация порядка деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 69. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии
  • 70. Законодательная инициатива: понятие, субъекты, порядок реализации
  • 71. Виды законов в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон
  • 72. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации: состав, порядок формирования и отставки, компетенция, ответственность
  • 73. Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 74. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации
  • 75. Конституционные основы системы судебной власти в Российской Федерации
  • 76. Конституционное правосудие в России. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция
  • 77. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: их виды, юридическая сила
  • 78. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие, система, принципы осуществления
  • 79. Органы местного самоуправления: понятие, виды, полномочия
  • 80. Предметы ведения органов местного самоуправления
  • Конституционное право

    1. Конституционное право как отрасль российского права: понятие, предмет

    Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

    Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

    Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права – финансовые отношения, гражданского права – имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

    Особенность предмета конституционного права состоит и в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.

    В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

    В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Это прежде всего те отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений.

    Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения – системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Это прежде всего отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживается его целостность.

    Рассмотрим более подробно общественные отношения , которые являются предметом конституционного права.

    1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

    Общество не может быть жизнеспособной организацией без единых основ экономической системы: установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения определенной системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.п. нормы конституционного права регулируют общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества и в этой области.

    Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества, и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции Российской Федерации обобщаются понятием «основы конституционного строя».

    2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без его взаимосвязей с государством и гражданином. Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

    Естественно, все эти разнообразные отношения между людьми играют неодинаковую роль в формировании тех общезначимых социальных связей, на которых основывается единство общества и которые составляют его сущность как целостной системы.

    Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции Российской Федерации.

    3. Поскольку одной из основ конституционного строя России является федерализм, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ей субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России.

    4. Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

    Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

    Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления. Такой правовой регламентацией обеспечивается управление обществом, основанное на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в процессе реализации властных функций по управлению обществом.

    Исходя из того, что одной из незыблемых основ конституционного строя России является народовластие – главный фактор формирования политического единства общества,–к предмету конституционного права нужно отнести регулирование всей сферы отношений, связанных с законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления. Детальное регулирование деятельности органов исполнительной и судебной власти относится к.предмету иных отраслей права (административного, уголовно-процессуального, муниципального и др.).

    Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

    Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

    По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

    Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

    Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

    Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

    Нормы Конституции – основного источника конституционного права – являются исходными для всех отраслей права.

    Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

    Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства. Конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

    1. Понятие, предмет конституционного права.
    2. Конституционно-правовые нормы.
    3. Конституционно-правовые отношения.
    4. Источники конституционного права, их понятие и виды.

    § 1. Понятие, предмет конституционного права

    Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более — пресечение возможности злоупотреблений и произвола с ее стороны.

    В условиях господства абсолютизма или деспотической власти возможность формирования особой системы норм, которые должны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знакомы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие «демократия», а также ряд других. До сих пор в Великобритании к числу основополагающих актов конституционного значения относят Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного, принятую в 1215 г., Хабеас корпус акт, принятый в 1679 г., и ряд других нормативных правовых актов, издан-ных еще в эпоху Средневековья. Однако только свержение абсолютизма и ликвидация деспотических режимов создали реальные условия и предпосылки для формирования конституционного права. Они стали решающим условием появления особой системы правовых норм, которые призваны были утвердить как высшей ценности свободу индивида, права и свободы человека и этим высшим ценностям порядок формирования, организацию и осуществление государственной власти.

    Становление конституционного права как отрасли национального права - это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не менее можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельно, ведущей отрасли национального права.

    Российское право представляет собой совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных (санкционированных) государством, исполнение которых обеспечивается также государством. Будучи единым по своей сущности, содержанию и предназначению, право подразделяется на составные частиотрасли .

    Отрасль права — это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения. К числу отраслей права относятся: конституционное (государственное), административное, гражданское, финансовое, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, экологическое и др.

    Необходимость большого многообразия отраслей права в правовой системе обусловлена широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Эта необходимость вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию нормативных актов.

    Таким образом, конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм национального законодательства, регулирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

    Почему конституционное право в Российской Федерации является основной, главной отраслью национальной системы права? Тому есть следующее подтверждение.

    Во-певых, конституционное право является базой для других отраслей. Это связано с тем, что в нормах конституционного права формируются те отправные начала, которые составляют как бы основу для других отраслей права. Так, например, положения ст. 8 Конституции РФ лежат в основе хозяйственного и гражданского права; ст. 9 — земельного права; ст. 37 — трудового права и т. д. Связь между конституционным (государственным) правом и другими отраслями нельзя сводить только к определяющему, ведущему положению конституционного. В свою очередь нормы других отраслей конкретизируют правила поведения, установленные нормами конституционного (государственного) права.

    Конституционное право как отрасль права — единая органичная система. Его нормы сгруппированы по отдельным государственно-правовым институтам, с учетом специфики как содержания, так и значения в регулировании тех или иных видов общественных отношений.

    Во-вторых, основным источником конституционного права является Конституция, а источники всех иных отраслей права исходят из норм, институтов и принципов государственного (конституционного) права. Как подчеркивается в ст. 15 Конституции РФ, «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

    В-третьих, Конституция регламентирует законодательный процесс — порядок внесения на рассмотрение и обсуждение законопроектов, являющихся источниками других отраслей права, принятия законов и введение их в действие.

    В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являютсяпредмет и метод правового регулирования .

    Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права.

    Предметом государственного (конституционного) права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

    • основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства Конституции в государстве;
    • взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;
    • федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т. д.
    • организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления;
    • назначение, организация, проведение выборов, определение итогов голосования как в высшие органы государственной власти, так и в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

    Под методом правового регулирования понимаются специфические приемы, способы воздействия на общественные отношения со стороны государства (его органов) с помощью правовых норм.

    Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование«метод властеотношений».

    Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями. Разновидностью способов воздействия государства на общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, являетсяустановление конкретных правомочий и обязанностей участников отношений (организация выборов, деятельность депутатов, реализация компетенции государственными органами и др.).

    Методу регулирования общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, свойственны такие особенности, какполитико-правовой характер регулирования (закрепление в Конституции моральных принципов, категорий общественных идеалов и т. д.).

    Метод конституционного (государственного) права использует и такие классические способы воздействия на участников общественных отношений, как дозволение, запрет, возложение обязанностей, установление равенства сторон в отношениях.

    Таким образом, определив предмет конституционного права и особенности его метода, можно сформулировать понятие конституционного (государственного) права как отрасли российского права.

    Конституционное (государственное) право это ведущая отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления, избирательное право и избирательная система.

    § 2. Конституционно-правовые нормы

    Конституционно-правовым нормам присущи общие признаки, что и всем правовым нормам:

    • устанавливаются (санкционируются) государством;
    • определяют общественные границы возможного и должного поведения субъектов;
    • их реализация в необходимых случаях обеспечивается принудительными государственными мерами;
    • выступают государственным регулятором типового общественного отношения;
    • имеют обязывающе-представительный характер.

    Особенности конституционно-правовых норм обусловлены их отраслевой принадлежностью и состоят в следующем:

    • содержание конституционно-правовых норм (обусловлены сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены);
    • своеобразие источников, в которых они выражены (Конституция РФ, федеральные конституционные законы и др.);
    • своеобразие видов конституционно-правовых норм (большое количество по отношению с другими отраслями права общерегулятивных норм: нормы-принципы, нормы-определения, нормы-задачи);
    • учредительный характер содержащихся в конституционно-правовых нормах предписаний (эти нормы базовые, первичные для других отраслей права);
    • особый механизм реализации (связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния. Например, состояние в гражданстве РФ);
    • особенности структуры конституционно-правовых норм (для них не характерна трехчленная структура, выделяемая в правовой норме: гипотеза, диспозиция, санкция. В них обычно имеются гипотеза и диспозиция, в отдельных случаях — санкция).

    Виды конституционно-правовых норм:

    • по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений):
    • нормы, закрепляющие основы общественного строя;
    • нормы, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина;
    • нормы, закрепляющие национально-государственное устройство;
    • нормы, закрепляющие систему, порядок организации и компетенцию органов государства и местного самоуправления;
    • нормы, закрепляющие избирательное право РФ;
    • по юридической силе:
    • нормы, выраженные в Конституции РФ;
    • нормы федеральных конституционных законов РФ;
    • нормы федеральных законов РФ;
    • нормы нормативных указов Президента РФ;
    • нормативно-правовые акты Правительства РФ и т. д.;
    • по территории действия:
    • нормы, действующие на всей территории РФ;
    • нормы, действующие на территории субъекта РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономного округа, автономной области);
    • местные правовые нормы.
    • по характеру предписания, содержащегося в норме:
    • управомочивающие (закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов). Например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов (ст. 71—73 Конституции РФ);
    • обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершить определенные положительные действия, избрать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям). Например, ч. 3 ст. 107 Конституции РФ обязывает Президента РФ подписать в течение 7 дней и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен в ранее принятой редакции;
    • запрещающие нормы — запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан).

    § 3. Конституционно-правовые отношения

    Специфика конституционно-правовых отношений заключается, прежде всего в том, что в них присутствует в той или иной степени публично-правовой элемент. Субъективные права участников правоотношения реализуются через определенные правомочия. Эти правомочия возникают на основе субъективных прав и принадлежат каждому человеку независимо от их урегулированности нормами права, но реализуются они юридически в опреде-ленной и специфичной правовой оболочке. Так, субъективное право каждого гражданина на личную неприкосновенность существует независимо от того, записано оно в законе или нет. Тем не менее реализуется это право в результате наличия у субъекта-носителя этого права правомочия требовать соблюдения правил, гарантирующих его личную неприкосновенность, чему соответству-ют определенные обязанности государства и третьих лиц.

    Обычно на конституционно-правовом уровне это находит свое отражение в постановлении, запрещающем произвольное лишение свободы и устанавливающем, что то или иное лицо может быть задержано или арестовано только на основе судебного решения или постановления иного специально уполномо-ченного независимого органа, который, действуя на основе за-кона, вправе санкционировать применение мер, связанных с лишением свободы.

    Иначе говоря, субъективное право человека на личную неприкосновенность, так же как и остальные субъективные права, реализуется посредством определенных правомочий, которые предоставляют возможность индивиду требовать их исполнения и обязывают государственные органы, администрацию или должностных лиц, или третьих лиц неукоснительно соблюдать это законное право и принимать меры к его реализации. Таким образом, в случае, когда правоотношение возникает на основе или в силу неотъемлемо присущих человеку субъективных прав, реализация этого права, обеспечение гарантий его осуществления и его защиты требуют вмешательства публичной власти, принятия мер, необходимых для ограждения и реализации этого права. И в свою очередь непринятие таких мер со стороны государства и его представителей должно повлечь за собой определенные формы ответственности, устанавливаемые законом.

    Норма права устанавливает, как правило, дозволенную меру поведения. Это справедливо и для такой отрасли, как конституционное право. Специфика этого права заключается в том, что данная норма дозволенного поведения адресуется не только и не столько физическим лицам, сколько государству и его органам. Это объясняет, отчасти, почему в конституционном праве преобладают нормы, регламентирующие структуру государства, систему органов государства, условия и порядок их функционирования.

    § 4. Источники конституционного права, их понятие и виды

    В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. К источникам права следует отнести конституции, нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты, международно-правовые акты, общие принципы права. В настоящее время все возрастающую роль приобретают юридические акты наднациональных правовых образований, например европейское право (охватывающее право Европейских Сообществ, право Европейского Союза и европейскую систему защиты прав человека, в рамках которой особо важная роль принадлежит праву Совета Европы). Нормы этого права имеют прямое действие и обладают верховенством по отношению к нормам права, создаваемым самим национальным государством.

    В большинстве государств основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Законом в формальном смысле слова является нормативный акт, принятый в соответствии со специальной процедурой соответствующим законодательным органом, формируемым на основе всеобщего избирательного права. Наряду с законом в формальном смысле слова используется и понятие закона в материальном смысле. Речь в данном случае идет о нормативном правовом акте, независимо от процедуры его принятия, который по своей значимости и кругу регулируемых отношений имеет столь же большое значение, как и закон в формальном смысле слова. Кроме того, в целом ряде стран существует практика делегированного законодательства, при которой парламент передает исполнительной власти свои полномочия по изданию закона, устанавливая обычно специальные условия применения таких актов.

    Законодательные акты различаются по своему статусу и юридическому режиму. Они образуют своего рода иерархическую структуру, местом в которой определяется юридическая сила данного закона. Ведущая роль в национальном законодательстве всех стран принадлежит конституции, за ней следуют конституционные и органические законы, и затем — текущее или обычное законодательство.

    Конституция как основной источник конституционного права

    В подавляющем большинстве государств конституция представляет собой главный законодательный акт государства. Она разрабатывается и принимается на основе специальной особо усложненной процедуры. Один из главных юридических признаков конституции — ее верховенство.

    В конституции фиксируются основные права и свободы, принципы общественного и государственного устройства. Структура конституции, как правило, предопределяет и общую структуру конституционного права как отрасли национального права. В конституции находят свое отражение и закрепляются те ценности и ценностные ориентиры, которые определяют общественное и государственное развитие. Конституционные принципы лежат в основе построения всей национальной системы права и во многом предопределяют характер образующих ее отраслей.

    В настоящее время проявляется еще одна тенденция, весьма важная для характеристики конституции как источника права — установление внутренней иерархии норм самой конституции. В рамках законодательного текста вычленяются постановления, которые пользуются особой конституционной защитой, не подлежат пересмотру или для пересмотра которых устанавливается более сложная процедура, чем для других статей или разделов конституции.

    Конституционные и органические законы

    В некоторых странах конституционными законами именуют те акты, посредством которых вносятся изменения в конституцию. Органическими, как правило, называют такие законы, издание которых предусмотрено непосредственно в конституции и которые как бы представляют собой продолжение и развитие конституционных постановлений.

    Конституционный закон, вносящий изменения в конституцию, принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной для принятия поправок к конституции. Обычно это особо усложненный процесс, поскольку подавляющее большинство писаных конституций является жесткими конституциями. Несколько отличается порядок принятия органических законов. Он неодинаков в различных странах, но тем не менее для применяемой при его принятии процедуры характерно либо ограничение круга субъектов права законодательной инициативы, либо требование вотирования законопроекта только абсолютным большинством голосов, а в некоторых странах органические законы подлежат обязательному направлению до подписания главой государства на проверку в орган конституционного контроля.

    Обычные или текущие законы

    Эти законы образуют основную массу законодательных актов, принимаются на основе процедуры, непосредственно предусмотренной в основном законе государства, и могут охватывать чрезвычайно широкий круг вопросов.

    Важную составную часть нормативных правовых источников конституционного права образуют акты исполнительной власти. К ним относят акты, издаваемые главой государства или от имени главы государства, а равно акты, принимаемые правительством. Иногда в их число включают также некоторые категории ведомственных актов (министерские постановления, инструкции), а равно акты муниципальных органов.

    Обычай как источник конституционного права

    Под обычаем в конституционном праве принято понимать неоднократно применяемое правило, чаще всего санкционированное государством в лице судебных органов, которое применяется при регулировании определенных общественных отношений, относимых к сфере конституционного права. Наиболее значительное место обычай занимает в странах англосаксонского права. Так, в Великобритании, установленный обычаем порядок формирования правительства, роль и полномочия кабинета — прерогативы премьер-министра.

    Наряду с обычаем в традиционном смысле этого слова в целом ряде стран, особенно стран третьего мира, при регулировании конституционно-правовых отношений в качестве источника права могут использоваться обычаи и традиции, свойственные корпоративному праву. В мусульманских странах чрезвычайно важна роль адата и шариата. В странах тропической Африки, а также бассейна Тихого океана довольно широко распространено использование так называемого традиционного права, т. е. неписаных обычаев, восходящих еще к условиям племенной жизни.

    Судебный прецедент

    В странах англосаксонского права именно судебный прецедент является основным источником права вообще и в значительной мере — источником конституционного права. Господство судебного прецедента, несомненно, порождает большую казуистичность правовой системы, требует значительно более высокого профессионализма при работе с правовым материалом. Тем не менее в правовой доктрине в целом превалирует мнение, что сфера конституционно-правовых отношений, как и сфера публичного права вообще, подлежит регулированию в решающей степени писаным конституционным правом.

    Значимость судебного прецедента получает в последние годы определенное подтверждение и подкрепление на международно-правовом уровне, на уровне деятельности судебных учреждений интеграционных образований и группировок. Так, Суд Европейских Сообществ, чьи решения являются обязательными и окончательными для всех стран Европейского Союза, применяющих европейское право, признает свои решения судебным прецедентом, ссылается на этот прецедент в своих последующих решениях.

    В доктринальном плане нередко проводятся различия между императивным и индикативным прецедентом. Первый принадлежит, безусловно, к числу источников права, поскольку подлежит обязательному применению судами. Во втором случае судебное решение признается обязательным только для спорящих сторон, но не является обязательным для третьих лиц.

    Нормативно-правовые акты интеграционных объединений государств и международные договоры

    Право Европейских Сообществ по общему правилу обладает верховенством по отношению к национальному праву государств-членов. Оно имеет прямое действие, т. е. порождает права и обязанности не только государств и институтов, но и частных (физических и юридических) лиц. Нормы права Сообществ напрямую интегрируются в национальные системы права и подлежат обязательному применению властями государств-членов и их судебными органами. Европейское право обеспечено юрисдикционной защитой. Граждане государств-членов, входящих в Евросоюз, автоматически становятся гражданами Европейского Союза. Их права и интересы, основанные на нормах права ЕС, подлежат защите национальными судебными органами и судебными учреждениями Евросоюза.

    Весьма близким к нормативно-правовым актам интеграционных объединений является правовой режим международных договоров и соглашений.

    Общие принципы права и конституционное право

    Общие принципы права представляют собой концентрированное выражение наиболее важных сущностных черт и ценностей общей системы права. В них находят свое правовое выражение наиболее важные демократические ценности, свойственные современному развитому государству. Так, Маастрихтский договор 1992 г. о создании Европейского Союза содержит статью, которая прокламирует в качестве основных принципов европейского права права и свободы человека, закрепленные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а равно относит к ним те, которые вытекают из конституционных традиций, общих для конституционного строя всех государств-членов ЕС.

    Несоответствие нормы материального и процессуального характера общим принципам права порождает ее ничтожность и недействительность вынесенного на ее основе решения. Все это позволяет сделать вывод о том, что общие принципы права представляют собой в настоящее время важный юридический инструмент.

    В некоторых случаях к числу источников права относят также доктринальные построения и труды выдающихся специалистов в области конституционного права. Воздействие данных трудов проявляется за счет своего влияния на формирование правосознания судей и иных должностных лиц, призванных применять право на практике.

    Виды источников Конституционного права РФ в формально-юридическом смысле:

    1. Нормативно-правовой акт это официальный документ, содержащий юридические нормы, а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы.

    Виды нормативно-правовых актов:

    • законы — это нормативные юридические акты высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающие высшей юридической силой и содержащие первичные (изначальные) правовые нормы страны.

    В зависимости от юридической значимости к ним относятся:

    • конституция это основной источник права, регулирующий наиболее важное в сфере общественных отношений (основы государственного и общественного строя, организацию и систему государственной власти и управления, государственное устройство, права и свободы человека и гражданина, избирательную систему):
    • Конституция Российской Федерации;
    • Конституции республик в составе РФ;
    • федеральные конституционные законы - это такие законы, которые:
    • во-первых, приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108:предусматривается принятие 12 Федеральных Конституционных законов — изменение статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66), государственный герб, гимн и флаг РФ (ч. 1 ст. 70), режим военного положения (ч. 3 ст. 87), режим чрезвычайного положения (ст. 88), порядок деятельности Уполномоченного по правам человека (п. «д» ст. 103), порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114) и т. д.;
    • во-вторых, приняты квалифицированным большинством голосов, то есть не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108);
    • в-третьих, не подлежат отклонению Президентом РФ, предусмотрено обязательное подписание в течение 14 дней и обнародование;
    • федеральные законы - это законы, принимаемые Государственной Думой РФ в обычном порядке (согласно статьям 104-107 Конституции РФ) и не требующих квалифицированного большинства голосов депутатов Государственной Думы, могут быть отклонены Президентом РФ и направлены на новое рассмотрение;
    • уставы (краев, областей, автономных образований, городов федерального значения);
    • законы, принимаемые в субъектах Федерации (по вопросам совместного ведения с федерацией и по вопросам исключительного ведения субъекта федерации, принимаются представительными (законодательными) органами и не могут противоречить Конституции РФ и Федеральным законам).

    2. Указы Президента РФ — это нормативно-правовые акты, не противоречащие Конституции РФ и законам РФ, обязательные для исполнения на всей территории РФ, своеобразие которых связано с компетенцией Президента.

    Виды указов:

    3. Иные правовые акты нормативного характера (исходя из анализа Конституции РФ), если они регулируют государственно-правовые отношения:

    • постановления (обеих палат Федерального Собрания, Правительства, государственных комитетов и ведомств, краевой, областной, городской, районной администрации);
    • распоряжения (Президента, правительства, главы администрации);
    • приказы, инструкции, указания и иные ведомственные акты;
    • акты представительных органов местного самоуправления — решения;
    • акты прямого народного волеизъявления — решения референдумов, итоги выборов, народных собраний;
    • судебный прецедент (от лат. praecedens — предшествующий) — это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел (такой силой обладают решения Конституционного Суда РФ);
    • нормативные договоры — это соглашения двух или более субъектов, которым государство придает общеобязательный характер;
    • международные договоры;
    • внутригосударственные договоры (Федеративный договор в РФ) и соглашения.

    Согласно Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

    Эти положения почти дословно воспроизводятся в Законе «О международных договорах Российской Федерации» (ч. 1, 2 ст. 5). Они устанавливают принципиально новый порядок взаимодействия международного и внутреннего права, отвечающий реалиям современной международной жизни;

    • декларация (с фр. declaration — заявление) — это политико-правовые акты, имеющие целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для государства. В Российской Федерации приняты: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.;
    • общепризнанные принципы и нормы международного права (согласно ст. 15 и 17 Конституции РФ).

    Понятие «конституционное право России», как и, впрочем, зарубежных стран, используется в нескольких смыслах, что часто приводит к известной путанице. Можно отметить три значения, в которых употребляется термин «конституционное право»: 1)

    конституционное право как отрасль права, т.е.

    Как совокупность норм, регламентирующих основы устройства общества (его экономической, социальной, политической и духовной жизни), организацию высших органов государственной власти и фундаментальные права личности. Только конституционное право регулирует эти основы в единстве, что и определяет его центральное положение в правовой системе; 2)

    конституционное право как наука - это интерпетация норм и институтов действующего конституционного права, практика их применения, представленная в теориях, доктринах, концепциях различных исследователей; 3)

    конституционное право как учебная дисциплина - представляет предмет преподавания в высшей школе. Учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем наука, изучает основы действующего права и науки и состоит из двух частей: общей, в которой изучаются основные институты конституционного права России, и особенной, где излагаются политические институты и основы конституционного права страны.

    12.1.1. Понятие конституционного права как отрасли

    Конституционное право России представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в российском обществе и государстве, определяющих основы общественного строя, организации и деятельности органов государства, а также органов местного самоуправления.

    Особая значимость конституционного права России в правовой системе обусловлена специфическим предметом реіулирова- ния. Конституционное право регулирует общественные отношения, образующие основу устройства общества и государства, свя- занные с реализацией государственной власти, а также взаимоотношения индивида с обществом и государством, устанавливающие содержание и гарантии прав человека. Дело в том. что взаимоотношения индивида и государства в России всегда были непростые. Долгое время государство было целью, а личность - средством ее достижения.

    Чтобы гарантировать себя от произвола сильного, сделать свои взаимоотношения с другими людьми упорядоченными и предсказуемыми, человек создает государство. Цивилизованное существование человека возможно в рамках государственно-организованного общества, поскольку государство выступает универсальным инструментом организации и регуляции поведения человека, который исключает хаос, вседозволенность, анархию. Реализация общезначимых потребностей (в безопасности, правопорядке, отражении внешней угрозы) первоначально осуществлялась за счет ограничения индивидуальных прав, а отношения между государством и индивидом (если он не относился к правящему классу) строились на основе господства и подчинения. Однако в результате эволюции человеческого общества возникает потребность в ограничении абсолютной власти государства и ее разумной организации путем разделения на законодательную, исполнительную и судебную, формирования независимого суда и органов местного самоуправления. В условиях развитого гражданского общества государство служит человеку, охраняет его свободу и содействует благополучию. Правила взаимоотношений государства и общества с личностью фиксируются в конституции.

    Конституционное право РФ как отрасль права регулирует основные принципы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, порядок организации и функционирования высших органов власти, их взаимоотношений с гражданским обществом, осуществление основных прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, предметом правового регулирования в конституционном праве являются конституционно- правовые отношения - особая разновидность властных политических отношений, урегулированных нормами конституционного права. Их особенностью является то, что они устанавливают основные права и свободы человека и учреждают в целях их гарантии систему органов государственной власти, определяют принципы организации экономической, политической и духовной жизни и местного самоуправления.

    Исходя из властной природы конституционно-правовых отношений преобладающим методом правового регулирования является императивный метод. Его содержание составляют обязывания. Это относится в первую очередь к деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Так, в ст. 2 Конституции Российской Федерации (1993 г.) говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

    Наряду с этим в конституционном праве используются запреты. Так, в ст. 19, п. 2, говорится о том, что «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В то же время конституционное право знает и диспозитивный метод, реализующийся в дозволениях (правомочиях совершать те или иные действия). Например, статус человека и гражданина регулируется в основном методом дозволения: «каждый имеет право на жизнь» (ст. 20), «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 22) и т.п.

    12.1.2. Субъекты конституционного права

    Субъектами конституционно-правовых отношений в России выступают как физические лица, так и общественные образования. Основным субъектом является человек, выступающий в статусе как гражданина, так и отдельно взятой личности. Человек индивидуально вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Он вправе требовать от них защиты своих закон - ных интересов.

    Однако люди вступают в конституционно-правовые отношения не только индивидуально, но и коллективно, в форме созданных ими объединений: политических партий, движений, общественных организаций и т.п.

    Субъектом конституционно-правовьк отношений выступает народ. Так, в ст. 3, п. 1, Конституции говорится о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

    Кроме этого, субъектом конституционно-правовых отношений является государство, его органы и должностные лица. В Российской Федерации субъектами конституционного права являются само государство как целое, республики, входящие в его состав, края, области, автономная область и округа, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, органы местного самоуправления. Кроме этого, в качестве субъектов конституционного права выступают глава государства (Президент РФ), палаты парламента, их руководители и депутаты, Правительство, его председатель и министры, суды и т.д.

    12.1.3. Источники конституционного права

    Нормы конституционного права находят свое формальное выражение и закрепление в различных формах, которые называются источниками. Они образуют целостную систему.

    Одним из источников конституционного права России выступает естественное право. Оно включает в себя общечеловеческие идеалы и представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Среди них можно выделить такие принципы, как: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», «источником власти является народ», «презумпция невиновности», «право на жизнь, на собственность», «свобода» и др.

    Кроме естественного права источником выступает Конституция РФ. Это - Основной закон государства. Она устанавливает наиболее важные нормы и принципы организации жизнедеятельности общества и государства и определяющие основные права и свободы человека и гражданина. Нормы Конституции имеют прямое действие.

    Источниками конституционного права являются также федеральные конституционные законы. Они касаются применения прав и свобод человека и гражданина, устройства государственной власти и управления. Их издание предусматривается соответствующими статьями Конституции РФ. Так, например, согласно п. 3 ст. 118 «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом».

    Источниками конституционного права являются и обычные федеральные законы. Они издаются Государственной Думой для регулирования прав и свобод человека и гражданина, защиты их чести, здоровья, человеческого достоинства, законных интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

    Кроме этого, в системе источников конституционного права следует отметить: указы и распоряжения Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Конституционного Суда РФ по вопросам соответствия нормативно-правовых актов требованиям Конституции РФ, акты органов местного самоуправления, которые касаются прав и свобод человека и гражданина. Особым источником конституционного права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает верховенство норм международного права над национальным правом. Согласно п. 4 ст. 15 «если между- народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».



    Просмотров