Проблемы международного усыновления. Проблемы международного усыновления в современной россии. Правовые проблемы правового регулирования отмены международного усыновления

В современной России без родительской опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных обстоятельств, будь то смерть родителей, материальные либо жилищные трудности семьи, рост вне брачной рождаемости. У ребенка есть право жить и воспитываться в семье не смотря на утрату своих родных родителей, это право у ребенка никто не отнимал. Государство предусмотрело следующие формы устройства детей в семьи- это усыновление, опека и попечительство, и приемная семья. Усыновление или удочерение (далее- усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований Семейного кодекса РФ, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Усыновление (удочерение) представляет собой процесс принятия на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

Важнейшим международным документом, регулирующим вопросы усыновления, является Конвенция о правах ребенка 1989 года. Конвенция закрепляет право каждого ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Конвенция предусматривает такую помощь как передача на воспитание или усыновление в другой стране.

Признание трансграничного усыновления является серьезной проблемой современного общества; коллизионные проблемы усыновления появляются даже в случаях, когда усыновитель и усыновленный имеют гражданство одной страны, а само усыновление происходит в другом государстве. Еще более сложными для рассмотрения являются дела, в которых усыновитель и усыновленный имеют гражданство разных стран, в особенности когда они не являются гражданами и не имеют постоянного места жительства в государствах, присоединившихся к Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 года (далее - Конвенция 1993 года).

Повсеместно используется норма римского права, которая гласит, что "усыновление подражает природе". Именно из-за этого усыновитель обязан быть существенно старше усыновляемого. По общему правилу в России усыновителю должно быть 18 лет (ст. 127 Семейного кодекса РФ), а разница в возрасте - 16 лет (ст. 128); во Франции усыновителю - 28 лет (ст. 343 Гражданского кодекса Франции), разница в возрасте - 15 лет (ст. 344); в Италии усыновителю - 35 лет, разница в возрасте - 18 лет (ст. 291 Гражданского кодекса Италии); в Великобритании возрастной ценз - 25 лет, в Швейцарии, Франции, Австрии - 40 лет, а в Испании такой возраст вообще 45 лет. При этом, например, по российскому законодательству по причинам, которые могут быть признаны судом уважительными, данная возрастная разница может сокращаться, а при усыновлении мачехой или отчимом возрастная разница не учитывается (ст. 128 СК РФ).

Законодательство Российской Федерации при усыновлении ребенка - гражданина Российской Федерации иностранцами на территории России, отсылая их к законодательству усыновителя, постановляет в ст. 165 СК РФ соблюдение требований законодательства Российской Федерации, включая согласие усыновляемого на усыновление и согласие заинтересованных лиц (статьи 129 - 130). Однако при усыновлении ребенка - гражданина Российской Федерации на территории другой страны соблюдение данных условий необязательно. Так, согласно СК РФ данное усыновление может быть признано в Российской Федерации, если оно производилось компетентными органами другой страны при соблюдении ее законов, и при условии, что было получено предварительное разрешение от компетентного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого усыновляемый или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы России.

В соответствии с российским законодательством, иностранные граждане-кандидаты в усыновители вправе проводить процедуру усыновления ребёнка как самостоятельно, так и через представительства иностранных органов и организаций, получивших разрешение на осуществление такой деятельности на территории России. Желающие принять детей на воспитание в свои семьи вправе обратиться за информацией об оставшихся без попечения родителей детях к любому региональному или федеральному оператору государственного банка данных о детях. При выборе ребёнка соответствующий оператор выдаёт потенциальному усыновителю-иностранцу направление на его посещение - и информирует об этом орган опеки и попечительства или регионального оператора по месту фактического нахождения этого ребёнка. По результатам посещения иностранный гражданин обязан проинформировать оператора о принятом им решении об усыновлении или отказе, а также представить пакет необходимых документов. Досудебная подготовка дела по международному усыновлению осуществляется федеральным или региональным оператором государственного банка данных, сотрудником органа опеки и попечительства.

В конце декабря 2012 года Президентом Российской Федерации В. Путиным был подписан Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2013 года. Данный закон называют «законом Димы Яковлева», который в том числе подразумевает запрет на усыновление российских детей родителями из США.

Благодаря данному закону государство заставляет иностранцев уважать права и свободы российских граждан. Отдавая ребенка в приемную семью, органам опеки и попечительства необходимо строже проводить отбор личностей попечителя, чтобы мы потом не сталкивались с проблемой жестокого обращения детей в семье. Попадая в приемную иностранную семью, ребенку представляется сложный процесс адаптации в чужом для него государстве: незнание языка, обычаев, культуры очень часто являются существенными препятствиями для нормальной жизни и развития ребенка.

Исходя из выше сказанного, хотелось бы отметить, что проблема международного усыновления детей в России остается острой, необходимо ужесточить административную ответственность должностных лиц за нарушение порядка усыновления российских детей иностранцами.

Актуальность усыновления российских детей российскими гражданами снижается по ряду причин: бедность семей с детьми продолжает оставаться острой проблемой. Источники материального неблагополучия малообеспеченной семьи, основу которой составляет супружеская пара в трудоспособном возрасте с 1-2 детьми, на протяжении последних десятилетий остаются всё те же: отсутствие заработка у взрослых или мизерные её размеры, не обеспечивающие удовлетворение элементарных потребностей её членов, особенно детей. Постоянный страх потерять работу или, наоборот, чрезвычайная загруженность родителей на работе, наличие в семье больных детей, детей-инвалидов, всё это лишает даже самых добросовестных родителей возможности защитить своего ребенка, обеспечить ему достойное существование Абдулина О. П. Усыновление в Российской Федерации. Правовые проблемы. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -- 224 с..

Таким образом, следует констатировать, что усыновление, как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения в современной России не приобретает широкого распространения.

Государство, издавая соответствующие законы, стремится по возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных норм, которые необходимы для осуществления и защиты прав и законных интересов членов семьи, и в первую очередь ребенка, как более уязвимого её звена.

Необходимость защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей и передаваемых на воспитание в семьи, проживающие за пределами России, требует особого подхода к процедуре международного усыновления. По мнению Н.В.Летовой, «чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права» Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М., Волтерс Клувер, 2006 из информационного банка "Постатейные комментарии и книги" http://base.consultant.ru/. Имевшиеся пробелы в правовом регулировании международного усыновления нередко приводили к существенным нарушениям прав детей, которые фактически становились объектом коммерческой деятельности.

На территории РФ усыновление и удочерение (как и их отмена) детей российских граждан иностранными гражданами или лицами без гражданства производится соответственно по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель, или по законодательству государства, на территории которого усыновитель имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении, удочерении (об их отмене). Помимо законодательства указанных выше государств должны также соблюдаться с учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей правила российского законодательства, а именно правила о детях, передаваемых на усыновление; об учете таких детей и лиц, желающих усыновить ребенка; о процедуре усыновления; о требованиях к кандидатуре усыновителей; об условиях усыновления - разнице в возрасте между усыновителем и усыновленным, согласии родителей ребенка на усыновление и возможности усыновления без их согласия, согласии ребенка на усыновление, согласии супруга усыновителя, согласии опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находится ребенок.

По статистическим данным за последние 10 лет иностранными гражданами усыновлено более 80 тысяч российских детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, согласно данным эксперта Уполномоченного по правам ребёнка в Москве «С 1991 года из общего количества детей, усыновленных иностранными гражданами, погибли пятеро детей, и еще 16 стали жертвами несчастных случаев», в России за этот же период погибли 1220 детей, из них 12 человек были убиты своими усыновителями" Эксперты: За 15 лет в России погибли 1220 приемных детей, из них 12 человек были убиты своими усыновителями.

Директор департамента Министерства образования и науки Алина Левитская отметила, что «к сожалению, в обществе на эту статистику нет такой реакции, которая бывает, когда случается какой-то печальный случай с нашим ребёнком за рубежом. С одним ребёнком что-то случается и посмотрите, что происходит в СМИ, как ведут себя известные политики. Здесь печальная статистика -- тысячи и при этом сказать, что наши депутаты и политики, другие известные люди также бы себя вели и также обращали внимание, такого, к сожалению, нет» Поведение, описанное Алиной Левитской, особенно характерно для Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова, резко реагирующего на случаи жестокого обращения с детьми со стороны иностранных усыновителей, но игнорирующего тысячи подобных случаев с детьми в российских приёмных семьях Богуславская, О. Супермен на посту омбудсмена, Московский комсомолец (18 января 2012)..

В апреле 2010 года гражданка США Торри Энн Хансен через полгода после усыновления вернула 8-летнего Артёма Савельева обратно в Россию. Павел Астахов привлёк внимание множества СМИ к этому инциденту, несмотря на то, что каждый год тысячи детей возвращаются в детские дома из российских приёмных семей После случая в Петербурге Астахов требует запрета на усыновление детей американцами.

В декабре 2011 года Павел Астахов заявил, что он -- «абсолютный противник международного усыновления» и обратился к Владимиру Путину с предложением полностью запретить международное усыновление в России Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение. Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (15 декабря 2011)..

В декабре 2012 года в Госдуму РФ был внесён законопроект, одна из поправок к которому предусматривает запрет усыновления российских детей гражданами США. По оценке правительства Министерство юстиции поддержало критику «закона Димы Яковлева» -- Новости. Новости@Mail.ru, этот законопроект противоречит Семейному кодексу, Конвенции о правах ребёнка и Венской конвенции о праве международных договоров. А Совет по правам человека при президенте выпустил заключение, в котором заявил о том, что положения законопроекта противоречат Конституции и международным договорам России, а также указал на нарушения 72-й статьи и положений федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ при его принятии. СПЧ: «закон Димы Яковлева» противоречит Конституции | Деловой портал BFM.ru

Кроме того, Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления и поэтому на нее не распространяются ее требования и права. Согласно Конвенции запрет на иностранное усыновление недопустим и подписание Россией закона на запрет усыновления детей гражданами США противоречит ему. Единственной страной СНГ которая ратифицировала и соблюдает указанную Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления является Казахстан. Указанная Конвенция дает возможность защищать права детей и регулирует все вопросы в отношении иностранного усыновления.

Деятельность на территории России специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей может осуществляться в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности и не должна преследовать коммерческих целей. Порядок такой деятельности определяется Правительством РФ по представлению Министерства юстиции и Министерства иностранных дел РФ (п. 2 ст. 126 СК).

Порядок такой деятельности и контроль за ее осуществлением в соответствии с п. 2 ст. 126 СК установлен Правительством РФ. В отличие от п. 2 ч. 2 ст. 126, где говорится об учете на региональном и федеральном уровнях лишь иностранных граждан и лиц без гражданства, нормы указанных Правил распространяют соответствующие процедуры дополнительно на граждан РФ, постоянно проживающих за пределами ее территории и желающих усыновить или удочерить ребенка Левушкин А.Н. К вопросу об особенностях усыновления (удочерения) с участием иностранных граждан // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право, (2011), 27, 216-228..

Наиболее острой в указанных обстоятельствах представляется проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами, так как в настоящее время практически невозможно осуществлять эффективный контроль за положением усыновленных детей и принимать какие-либо меры по устранению нарушений. В то же время российские органы опеки и попечительства не в состоянии контролировать воспитание усыновленных иностранцами российских детей за рубежом, так как юрисдикция РФ заканчивается на границе. Консульские учреждения РФ также не обладают возможностями полноценного контроля за усыновленными детьми, а соблюдение норм и правил страны пребывания ребенка возможно только в пределах консульского округа и в целом малоэффективно.

По результатам рассмотрения дел о международном усыновлении российских детей можно привести следующий пример.

В начале января 2013 года Следственный комитет России сообщил о начале проверки по факту издевательств и домогательств по отношению к 12-летней девочке, которую еще в 2002 году в двухлетнем возрасте забрали в штат Техас американские усыновители из Амурского детского дома. Однако спустя год приемный отец сломал малышке позвоночник. У ребенка оказались парализованы ноги, и с тех пор девочка могла передвигаться только в инвалидной коляске. «Окружной суд приговорил приемного отца к 16 годам лишения свободы, а приемную мать -- к 10 месяцам тюремного заключения. После суда органы соцзащиты передали россиянку в другую семью граждан Америки, имеющих лицензию на опекунство и взявших на воспитание ещё пятерых детей», -- говорится в сообщении СК.

В новой семье обездвиженный ребенок стал объектом сексуального интереса друга семьи -- прихожанина из баптистской церкви в штате Огайо, утверждают в следствии. «Приемная мать девочки позволяла прихожанину совершать сексуальное насилие в отношении малолетней в обмен на деньги и подарки. Опекун выступал против таких отношений, но не смог им воспрепятствовать. А в июле 2012 года он совершил самоубийство. Сексуальное насилие в отношении ребенка прекратилось только после смерти прихожанина в феврале этого года», -- отмечают в СК.

Информация о произошедшем поступила в следственные органы от простых американцев через МИД России. «Все чаще сами американцы стали сообщать о таких случаях в посольство России. К сожалению, по неофициальным каналам информация приходит быстрее», -- прокомментировал Астахов. Следователи намерены изучить обстоятельства произошедшего, а также дать правовую оценку действиям должностных лиц, принимавших решение об удочерении ребенка. Усыновление: перезагрузка Газета.Ru 13/04/2013http://www.gazeta.ru/social/2013/04/12/5253953.shtml.

О неприменимости этих данных к оценке ситуации в отношении российских детей за рубежом в целом можно уверенно утверждать, учитывая, что такая статистика сформирована лишь из фактов, получивших публичную огласку. Сколько детей вне пределов Российской Федерации погибает от рук приемных родителей, точно сказать невозможно. Так же как нельзя сказать, сколько наших детей становятся жертвами побоев, издевательств, работорговли, сексуального насилия и др. На сегодняшний день в России нет ни одного органа, отвечающего за судьбу несовершеннолетних, усыновленных иностранными гражданами.

Сегодня действующее законодательство устанавливает, что усыновление, т.е.возникновение между взрослым и ребенком правоотношений родственников по происхождению, является предпочтительной формой особой защиты и помощи, предоставляемой государством детям, лишенным своего семейного окружения. Усыновление в другой стране актуализируется, если в России несовершеннолетний не может быть помещен в семью, способную и желающую обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода является невозможным.

Еще одна проблема заключается в то, что правила запрещают посредническую деятельность по усыновлению детей. К таковой относится любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

Приведем случай из судебной практики. На скамье подсудимых оказались чиновник мэрии и старший воспитатель социального отделения 2-ой городской детской больницы г.Владивостока. Оба они обвинялись в попытке содействовать незаконному усыновлению ребенка гражданами США.

«Ленинским районным судом г.Владивостока вынесен обвинительный договор о незаконном удочерении по ст.303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу), приговорив бывшего главного специалиста по охране прав детей ОО администрации г.Владивостока Л.В.З. к штрафу в размере ста тысяч рублей.»

Старший воспитатель социального отделения 2-ой городской детской больницы г.Владивостока.Е.Л. признана виновной по ст.154 УК РФ (незаконное усыновление и удочерение), по ст. 327 (подделка официального документа), ст.303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу), за указанные преступления ей назначено наказание в виде одного года лишения свободы условнои штрафа в размере 120тыс.руб.лей, и лишением права заниматься профессиональной деятельностью на два года.

Судебным следствием установлено, что обвиняемые умышленно в целях незаконного удочерения Даши Ч. Гражданами США внесли в официальные документы заведомо ложные сведения о том, что девочка якобы предлагалась для усыновления четырем российским семьям, а также о том, что родственники девочки отказываются брать ее на воспитание».

Из этих примеров и анализа судебной практики становится очевидным, что незаконное усыновление сопряжено со взяточничеством, злоупотреблением долностными полномочиями, фальсификацией документов.

Иностранцы готовы платить и платят от 15 до 80 тысяч долларов за каждого усыновленного ребенка, и эти деньги с легкостью оседают в карманах чиновничества. Необходимо лишь формально отнестись к обязанности устройства одинокого ребенка на воспитание в российскую семью, повременить, а затем и вовсе забыть о необходимости передачи сведений в банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Судебный контроль на сегодняшний день также малоэффективен. Согласно положениям Семейного кодекса РФ любое усыновление на территории России производится судом.

При решении вопроса об усыновлении прокуратурой были выявлены различные нарушения:

  • 1. При рассмотрении указанных дел - не предоставляются необходимые документы, согласно ст.271 ГПК РФ.
  • 2. Предоставляется недостоверная информация заявителями либо их представителями об усыновлении
  • 3. Зафиксированы случаи, когда положительное заключение о возможности передать ребенка в семью иностранных граждан давали должностные лица органов опеки без достаточных оснований.

Следует разделить точку зрения А.И.Чуваева о субъекте ст.154 УК РФ, которая гласит: «Субъект преступления - это лицо, достигшее 18 лет, незаконно усыновившее ребенка, ставшего его опекуном либо приемным родителем или в связи с выполнением служебных обязанностей принимавшее участие в совершении указанных действий» Комментарий к УК РФ (постатейный). Под ред..А.И.Чучаева.2-е изд., испр., идоп. М.,- М.: 2010. - С.39..

Незаконными являются действия по усыновлению детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи,совершенные в нарушение установленного законом порядка. Такие как: а) разрешения усыновления братьев и сестер разными семьями или устройство их в разные приемные семьи. Если это противоречит интересам братьев и сестер (ч.3ст.124,п.2ч2 ст154 СК РФ), б) разрешение на усыновление ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, если есть возможность передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников (ч.4ст.124 СК РФ); и) указание органом опеки и попечительства заведомо ложных сведений в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка(ч.2 ст.125 СК РФ): г) умолчание или сообщение заведомо ложных сведений об обстоятельствах, относящихся к личности усыновителя, если данные обстоятельства препятствуют усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи (ч. 1 ст. 127, ч. 1 ст. 128, ст. 146, ч. 1 ст. 153 СК РФ, п. 2 ст. 35 ГК РФ) (например, подделываются документы о возрасте и состоянии здоровья усыновителя, органы опеки и попечительства «закрывают глаза» на наличие у усыновителя судимости, отсутствие у него постоянного места жительства) ; д) игнорирование этнического происхождения ребенка, его принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечить преемственность в воспитании и образовании (п. 3 ч. 1 ст. 123 СК РФ); е) игнорирование согласия родителей, опекунов, приемных родителей ребенка на его усыновление, когда такое согласие требуется (ст. 129--131 СК РФ) и иные незаконные действия усыновления (дача взятки, подделка документов).

По мнению О.В. Пристанской, многочисленные факты усыновления детей -- граждан России иностранными гражданами, «по сути своей являющиеся продажей несовершеннолетних, нередко свидетельствуют о преступно-корыстном характере со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства, других государственных органов» См Слюсарева Н.Д. Проблемы с соблюдением законности, связанные с усыновлением российских детей иностранными гражданами //Актуальные проблемы российского права 2012 №1 с188-195.

На основании этого объективно возникла необходимость в государственном контроле за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами.

Таким образом, в настоящее время усыновление детей иностранцами вопрос достаточно проблемный: с одной стороны проблемы возникают с предоставлением необходимой документации и применением коллизионных норм права, с другой стороны проблемы возникают с личностью усыновителей -имели место случаи жестокого обращения иностранных родителей с усыновленными детьми вплоть до их убийства. Но в большинстве случаев только иностранные родители могут обеспечить нормальные условия жизни детям, ведь усыновляемые ими дети как правило, инвалиды, которых отказываются усыновлять российские граждане. Таким детям требуются квалифицированный уход и дорогостоящая медицинская помощь, которые не могут обеспечить в полной мере учреждения, где они содержатся. Для разрешения проблем иностранного усыновления необходимо принятие внутри страны дальнейших мер по улучшению работы органов опеки и попечительства, судов, к ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления. Усыновление ребенка в России должно стать более распространенным и престижным. Во избежание негативных последствий предлагается расширение перечня заболеваний, препятствующих усыновлению, и исключение возможности усыновления детей лицами с любыми видами психических заболеваний, вне зависимости от признания их судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Предлагается также запретить усыновление детей лицами с нетрадиционной сексуальной ориентацией, установить максимальный предельный возраст кандидатов в усыновители, чтобы у них с учетом возраста и состояния здоровья была реальная возможность содержать и воспитывать усыновленного ребенка до достижения им совершеннолетия.

Необходимость защиты прав и интересов детей, оставшихся без попече-ния родителей и передаваемых на воспитание в семьи, проживающие за пределами России, требует особого подхода к процедуре международ-ного усыновления. Имевшиеся пробелы в правовом регулировании меж-дународного усыновления нередко приводили к существенным наруше-ниям прав детей, которые фактически становились объектом коммерче-ской деятельности.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ре-бенка 1989 г.. Это, во-первых, как уже говорилось ранее признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными се-мейного окружения, допустимого лишь тогда, когда "обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхожде-ния ребенка является невозможным". Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных ор-ганов государства. В-третьих, необходи-мость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые исполь-зуются при внутригосударственном усы-новлении. И, наконец, в-четвертых, недопу-щение, чтобы устройство ребенка приво-дило к получению неоправданных финан-совых и иных выгод связанными с усынов-лением лицами.

Эти принципы были в полной мере вос-приняты и закреплены в тексте специально посвященной вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении ино-странного усыновления от 29 мая 1993 г. В ней употребляется термин "иностранное усыновление", в целом созвучный термину "международное усыновление". Иностран-ное усыновление имеет место, "когда ре-бенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве ("государ-ство происхождения"), переехал, переез-жает или должен переехать в другое Дого-варивающееся государство ("принимаю-щее государство") либо после его усынов-ления в государстве происхождения супру-гами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем госу-дарстве или в государстве происхождения" (п.1 ст.2 Конвенции).

В Гаагской конвенции нашли более дета-лизированную форму положения Конвен-ции ООН о правах ребенка относительно усыновления, а также закреплен ряд новых правил такого усыновления, например, от-носительно его признания и правовых последствий; об использовании личных сведе-ний, собранных или переданных в соответ-ствии с конвенцией, только для соответст-вующих целей и др. Особое значение имеют правила о соотношении норм конвенции с национальным законо-дательством стран-участниц и международными договорами, о применении конвенции государствами, имеющими две и более правовых систем на своих территориях.

Многие положения Гаагской конвенции находят отражение в российском законо-дательстве. Ряд аналогичных правил был присущ отечественному семейному праву еще до принятия Семейного кодек-са РФ, некоторые были введены в него впос-ледствии путем принятия внутригосударст-венных актов.

В частности, созвучна положениям Гааг-ской конвенции норма п. 1 ст. 165 СК о праве, применимом к усыновлению рос-сийских детей иностранными гражданами. На территории РФ усыновление и удочере-ние (как и их отмена) детей российских граждан иностранными гражданами или лицами без гражданства производится со-ответственно по законодательству государ-ства, гражданином которого является усыновитель, или по законодательству госу-дарства, на территории которого усынови-тель имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновле-нии, удочерении (об их отмене). Помимо законодательства указанных выше госу-дарств должны также соблюдаться с уче-том положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей правила российского законодательства, а именно правила о детях, передаваемых на усынов-ление; об учете таких детей и лиц, желающих усыновить ребенка; о процедуре усыновления; о требованиях к кандидатуре усыновителей; об условиях усы-новления - разнице в возрасте между усы-новителем и усыновленным, со-гласии родителей ребенка на усыновле-ние и возможности усыновления без их согласия, согласии ребенка на усыновление, согласии супруга усыновителя, согласии опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей уч-реждений, в которых находится ребенок.

Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, производится органами исполнительной власти субъектов РФ или федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ч. 2 ст. 126 СК), т. е. Министерством образова-ния и науки РФ. Однако непосредственное обра-щение в Министерство образования для постановки на учет допускается только в случаях, если кандидаты в усыновители предварительно не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов РФ. Порядок учета на регио-нальном и федеральном уровнях опреде-ляется в разделе IV Правил передачи де-тей на усыновление (удочерение) и осуще-ствления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 № 275 // Справочная правовая система «Гарант».

Порядок такой деятельности и контроль за ее осуществлением в соответствии с п. 2 ст. 1 26 СК установлен Правительством РФ. В отличие от п. 2 ч. 2 ст. 126, где говорится об учете на региональном и федеральном уровнях лишь иностранных граждан и лиц без гражданства, нормы указанных Правил распространяют соот-ветствующие процедуры дополнительно на граждан РФ, постоянно проживающих за пределами ее территории и желающих усыновить или удочерить ребенка.

Деятельность на территории России спе-циально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей может осуществляться в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности и не долж-на преследовать коммерческих целей. По-рядок такой деятельности определяется Правительством РФ по представлению Ми-нистерства юстиции и Министерства ино-странных дел РФ (п. 2 ст. 126 СК).

Указанные органы и организации вправе представлять интересы граждан РФ, по-стоянно проживающих за ее пределами, иностранных граждан и апатридов в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории России через свои представительства. Правительством РФ 28 марта 2000г. принято постановление «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроля за ее осуществлением», регламентирующее порядок открытия и деятельности на российской территории представительств органов (организаций) иностранных государств по усыновлению. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 №267 // Справочная правовая система «Гарант». В настоящее время действует разреши-тельный (аккредитационный) порядок от-крытия такого представительства. Аккреди-тация осуществляется Министерством об-разования и науки РФ. Разрешение на открытие представительства может быть выдано только некоммерческим иностранным ор-ганизациям, осуществляющим на основа-нии лицензии деятельность по усыновле-нию на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи в уста-новленном российским законодательством порядке заявления об аккредитации и представления всех необходимых докумен-тов. Решение вопроса об аккредитации представительства принимается Минис-терством образования РФ по согласова-нию с Министерствами иностранных дел, юстиции, здравоохранения и социального развития РФ. При положительном решении представи-тельства аккредитируются сроком на один год, который впоследствии может быть продлен.

На основании выданного разрешения осуществляется обязательная регистрация открывшегося представительства в Госу-дарственной регистрационной палате Ми-нистерства юстиции РФ, где информация о нем вносится в реестр и выдается соответ-ствующее свидетельство. Свидетельство представляется в Минобразования и науки РФ и в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будет осуществ-ляться деятельность представительства по усыновлению.

Российские дети могут передаваться на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за ее пределами, иностран-ным гражданам или лицам без гражданст-ва, не являющимся родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в го-сударственный банк сведений о детях, ос-тавшихся без попечения родителей (п. 4 ч. 2 ст. 124 СК).

Граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами, иностранцы и лица без гражданства, желающие усыновить детей, должны обращаться с заявлением об уста-новлении усыновления не в районные (го-родские) суды общей юрисдикции, а в су-ды субъектов РФ (областные, краевые и другие суды этого уровня) по месту жительства ребенка (ст. 269 ГПКРФ). Эти лица при обращении с заявлением об установ-лении усыновления помимо общего переч-ня необходимых документов обязаны пред-ставить дополнительно: заключение ком-петентного органа государства, граждана-ми которого они являются, или для апатри-дов - государства, в котором они имеют постоянное место жительства, об условиях их жизни и о возможности быть усынови-телями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории этого государ-ства. Кроме того, в числе необходимых

для усыновления документов, без которых не могут быть выданы сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и на-правление для его посещения по месту жи-тельства (нахождения), пп. "е" п. 27 Правил передачи детей на усыновление называет "письменные обязательства иностранной организации государства проживания кан-дидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Россий-ской Федерации в установленном поряд-ке".

Защита прав и интересов детей, являю-щихся гражданами РФ и усыновленных иностранцами (апатридами), вне террито-рии Российской Федерации осуществляет-ся в пределах, допускаемых нормами меж-дународного права, если иное не предус-мотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульски-ми учреждениями РФ, в которых усынов-ленные дети состоят на учете до достиже-ния ими совершеннолетия (п. 3 ч. 1 ст. 165 СК). Порядок постановки на учет опреде-лен в постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г.

Постановка на учет усыновленных детей-граждан РФ осуществляется консульским учреждением РФ, находящимся в пределах консульского округа на территории госу-дарства проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения - диплома-тическим представительством РФ в тече-ние трех месяцев со дня въезда их в госу-дарство места проживания усыновителей на основании представленных усыновите-лями документов. По желанию усыновите-лей постановка на учет может осуществ-ляться до выезда из России через Депар-тамент консульской службы МИД РФ. Сведения о постановленном на учет ребенке вносятся в учетную карточку, а в паспорте усы-новленного делается соответствующая от-метка.

Обязанность усыновителей поставить усыновленного ребенка на учет сохраняет-ся и при перемене ими места жительства. Контроль за постановкой усыновителями ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или ор-ганизация по усыновлению, которые пред-ставляли в установленном порядке интере-сы кандидатов в усыновители на террито-рии России. Для обеспечения своевремен-ной постановки на учет усыновленных де-тей Министерство образования и науки РФ каждые 6 месяцев обязано направлять консульским учреждениям информацию об усыновлен-ных детях.

Консульские учреждения в конце каждого календарного года направляют в Минобра-зования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыно-вителей.

Основным условием международного усыновления, устанавливаемого на терри-тории России, является соблюдение прав и законных интересов усыновляемых несо-вершеннолетних детей. Если в результате усыновления или удочерения могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от граждан-ства усыновителя, а произведенное ранее подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165 СК).

Усыновление (удочерение) детей - граж-дан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, может произ-водиться в компетентных учреждениях иностранных государств с соблюдением установленных ими процедур. В соответст-вии с п. 4 ст. 165 Семейного кодекса такое усыновление признается действительным в России при соблюдении следующих ус-ловий: если усыновление было произведе-но компетентным органом иностранного государства, гражданином которого явля-ется усыновитель; если на усыновление было предварительно получено разреше-ние от органа исполнительной власти субъ-екта Российской Федерации, на террито-рии которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пре-делы территории РФ. Для получения раз-решения иностранные граждане и лица без гражданства представляют через соответ-ствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ либо непосредственно в орган исполни-тельной власти субъекта РФ необходимые документы (п. 33 Правил передачи детей на усыновление). Если усыновляемый ре-бенок или его родители никогда не прожи-вали на территории России, предваритель-ное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки РФ.

К любым семейным отношениям, которые в силу указания коллизионной нормы о применимом праве должны регулироваться законодательством иностранных госу-дарств, может быть применена оговорка о публичном порядке. С помощью этой ого-ворки на легальной основе не допускается применение на российской территории норм иностранного семейного права в слу-чаях, когда такое применение противо-речило бы основам правопорядка (публич-ному порядку) Российской Федерации (ст. 167 СК). Если оговорка о публичном порядке используется, для регулирования семейных отношений применяется не ино-странное право, а законодательство РФ. Дюжева О. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право, 1995, №6, С. 45.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

В последнее время усыновление российских детей иностранными гражданами становится все более актуальным. Так, в 2013 г. иностранные граждане усыновили 2 604 российских ребенка. К сожалению, иногда такие усыновления заканчиваются трагически. С 1996 г. в США погиб 21 ребенок из России. Проверки Генеральной Прокуратурой агентств, занимающихся международным усыновлением, выявили огромное количество нарушений в этой сфере.

В прошлом году был принят Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», так называемый «закон Димы Яковлева», в память умершего 8 июля 2008 г. в США из-за халатности своих приемных родителей российского сироты Димы Яковлева. Данный закон запретил усыновление российских детей гражданами США, прекратил действие соглашения о сотрудничестве в области усыновления между Россией и США. Запрещен въезд на территорию РФ лицам, совершившим правонарушения в отношении детей. Кроме того, поправка к Постановлению Правительства «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле над ее осуществлением» ввела императивную меру, согласно которой международное усыновление должно осуществляться только через аккредитованные агентства, то есть запрещается усыновление «напрямую». Принятие этих поправок разрешило некоторые противоречия, возникшие в сфере передачи детей в иностранные приемные семьи. Но вместе с тем остались еще некоторые проблемы, и мы предлагаем их рассмотреть.

Наиболее важная проблема? коррупция. Зачастую агентства, даже аккредитованные, используют в работе посредников, что прямо запрещено законодательством, а те получают плату, которая может доходить до 50 000 долларов США и выше. Вместе с тем агентства очень часто необоснованно затягивают процедуру усыновления, требуя предоставления многочисленных документов помимо установленных в перечне. В связи с этим необходимо, во-первых, предусмотреть срок процедуры усыновления в три месяца; во-вторых, установить в императивном порядке личное участие усыновителей во всех процедурах, начиная с момента обращения с просьбой о постановке на учет, и до принятия решения об усыновлении. То есть мы предлагаем отменить норму ч. 3 ст. 126.1 СК РФ, которая допускает возможность представительства.

Еще одно серьезное правонарушение - часть агентств не ведет списки усыновленных детей и не следит за их положением в приемных семьях. В Постановлении Правительства «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» закреплено правило, согласно которому компетентный орган или организация иностранного государства. На территории, которого проживает усыновленный ребенок, должны предоставлять отчеты в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителей. Государственные органы Российской Федерации практически не имеют возможности влиять на разрешение неблагоприятных ситуаций с усыновленными детьми. Это происходит, потому что усыновители могут написать заявление об отказе от гражданства ребенка. В прошлом году был внесен на рассмотрение Государственной Думы законопроект, предлагающий введение императивной меры, которая запрещала бы иностранным гражданам лишать детей российского гражданства, а по достижении 18 лет усыновленный мог бы лично написать заявление об отказе от гражданства, но он был отклонен. Мы предлагаем все же ввести такую поправку в Федеральный закон «О гражданстве». усыновление иностранный российский законодательство

Таким образом, несмотря на то, что в последние два года внесено несколько существенных изменений, ужесточающих требования к кандидатам в усыновители и контроль над усыновленными детьми, некоторые положения все еще нуждаются в доработке. Необходимо полностью устранить коррупционную составляющую процедуры усыновления, но вместе с тем не превращать ее в волокиту. Кроме того, российским властям нужно следить за жизнью усыновленного за границу ребенка, учитывая рост числа преступлений, которые иностранцы совершают в отношении детей. Ребенок должен иметь право самостоятельно определиться гражданством по достижении совершеннолетнего возраста, чтобы приемные родители не могли решать за него вопрос его взаимоотношений с Российской Федерацией. Принятие таких поправок поспособствует устройству российских сирот в иностранные семьи с полной гарантией, что их охраняемые законом права и интересы не будут нарушены.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Порядок усыновления (удочерения) детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами. Правовые проблемы, возможные пути решения. Гаагская конвенция "О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления". Социологический опрос.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2016

    Понятие, условия усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации. Проблемы законодательства усыновления (удочерения) детей иностранными гражданами. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения) детей.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2010

    Правовое регулирование юридической поддержки детей-сирот и их законных представителей. Анализ судебной практики по отдельным вопросам защиты прав детей-сирот. Актуальные проблемы сиротства после принятия Закона "Димы Яковлева"; опекуны и попечители.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2017

    Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок и принципы усыновления детей иностранными гражданами, нормативно-законодательные основы. Обоснование изменений в законодательстве по усыновлению иностранными гражданами.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2015

    Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, его последствия. Порядок судебного производства по усыновлению. Права и обязанности усыновителей. Особенности усыновления детей иностранными гражданами, проблемы законодательства.

    реферат , добавлен 20.11.2010

    Усыновление в Республике Беларусь как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Факты в юридический состав - основании, порождающем правоотношения между усыновителем и усыновленным. Характеристика условий усыновления.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Правовая форма устройства детей в семью. Усыновление как юридическое основание возникновения семейных правоотношений. Процессуальные проблемы усыновления. Отмена усыновления и ее последствия. Основные особенности и проблемы международного усыновления.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2010

    Понятие, условие и порядок усыновления (удочерения). История усыновления. Тайна усыновления. Усыновление детей иностранными гражданами. основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения). Отмена усыновления.

    дипломная работа , добавлен 04.01.2007

    История становления и развития института усыновления (удочерения). Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Регистрация и правовые последствия усыновления. Условия и порядок усыновления белорусских детей иностранными гражданами.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2013

    Усыновление как форма воспитания детей, оставшихся без опеки родителей. Анализ прав биологических родителей, решивших отказаться от своего ребенка для усыновления. Обзор необходимых мер для предотвращения наживы на усыновлении в финансовой или иной форме.

Последние годы нашу страну все чаше сотрясают скандалы, связанные с усыновлением российских детей иностранцами. Хотелось бы разобраться и попытаться хотя бы приблизиться к пониманию того, порождаются ли эти проблемы недостаточным или неправильным законодательным регулированием, или, по большей мере, проистекают из правоприменения.

Согласно ст. 124 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) усыновление (удочерение) допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 СК РФ (при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании), а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

По вопросу применения положения абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ и учета этнического происхождения, языка и т. п. имеется следующее разъяснение: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», в котором указано, что под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (усыновителей) (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя (заявителей) на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления и т. п.), состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком.

Данные обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.

При этом следует учитывать, что закон не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья. Вместе с тем, если усыновляемый ребенок страдает какими-либо заболеваниями, суду необходимо выяснить, известно ли усыновителям об имеющихся у ребенка заболеваниях, а также смогут ли они обеспечить такому ребенку надлежащий уход и соответствующее лечение (см. п. 15 Постановления № 8).

Вышеуказанное Постановление № 8, однако, вовсе не дает разъяснения по вопросу о том, каким образом следует учитывать перечисленные в абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ этнические, языковые и т. п. особенности. То есть этот вопрос отдается откуп соответствующим органам.

Каким образом будет решаться этот вопрос, как и в какой мере будут учитываться вышеуказанные обстоятельства, остается неясным.

Кроме того, возникает вопрос о том, каким образом и как уполномоченные органы должны оценивать возможности обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Опять же, кроме указанного выше в Постановлении № 8, по данному вопросу разъяснений мало.

Ситуация достаточно банальная, как кажется на первый взгляд: оценят по документам, предоставленным в суд, а суд оценит «по своему внутреннему убеждению».

А если разобраться, то отсутствие внятных разъяснений, повторюсь, не просто дословного повтора в разъяснении самой нормы закона, а именно разъяснений, как именно следует понимать и применять положения нормы закона в тех или иных случаях, создают ситуацию неуверенности в исходе дела, так как почти всегда остаются неясности и сомнения в том, что «внутреннее убеждение» конкретного судьи правильно сработает.

Теперь, что касается усыновления детей иностранцами. Статей, касающихся усыновления детей иностранцами, в СК РФ всего четыре — п. 4 ст. 124, п. 2 ст. 126, п. 4 ст. 127, ст. 165.

Вопрос усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства регулируется п. 4 ст. 124 СК РФ. Сразу необходимо отметить, что этот пункт действует в редакции Федеральных законов от 27.06.1998 № 94-ФЗ, от 28.12.2004 № 185-ФЗ. Это само по себе ничего бы не значило, однако, в связи с многочисленными скандалами, становится несколько странным такое продолжительное отсутствие внимания к законодательному регулированию вопроса усыновления детей иностранцами.

Согласно ст. 4 ст. 123 СК РФ, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 СК РФ.

Как следует из п. 2 ст. 126 ГК РФ, учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 СК РФ).

Пунктом 4 ст. 127 СК РФ установлено общее требование о подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, которое осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В том случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном п. 4 ст. 127 СК РФ.

Вышеуказанные требования к программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, разработаны Приказом Минобрнауки России от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации». Данная программа должна содержать изучение следующих разделов:

  1. «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители»;
  2. «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»;
  3. «Этапы развития ребенка»;
  4. «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка»;
  5. «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)»;
  6. «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи»;
  7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»;
  8. «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка»;
  9. «Особенности полового воспитания приемного ребенка»;
  10. «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»;
  11. «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»;
  12. «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям»;
  13. «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители».
При этом, содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме определяют самостоятельно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Установлено, что общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70 % академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование)).

В целях реализации вышеуказанного требования Минобрнауки России подготовило письмо от 24.08.2012 № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (вместе с «Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»). Вышеуказанное касается всех лиц, в том числе и иностранцев, если они не прошли такую подготовку в стране, в которой они постоянно проживают.

Еще одна статья СК РФ, которая касается иностранного усыновления, предусматривает усыновление с учетом особенностей применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства — ст. 165 СК РФ.

Предусмотрено, что усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 — 126, статьи 127 (за исключением абзаца восьмого пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 — 133 СК РФ с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 165 СК РФ предусматривается, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодательство достаточно скупо регулирует усыновление иностранцами российских детей, несмотря на имеющуюся проблему.

Президиумом Верховного Суда РФ вопрос о международном усыновлении подробно рассматривался, 23.05.2012 был утвержден «Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации», где суд анализирует данный вопрос. Судом указывается, что существующее мнение о том, что в России широко распространено международное усыновление, а российские граждане усыновляют детей крайне редко, ошибочно и не находит своего подтверждения.

Согласно статистическим данным, в 2009 году районными судами с вынесением решения было рассмотрено 16 863 дела по заявлениям российских граждан об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, при этом 16 747 дел рассмотрено с удовлетворением заявлений.

Что же касается дел о международном усыновлении, то в 2009 году с вынесением решения областными и равными им судами было рассмотрено 3 427 таких дел (удовлетворено 3 420 заявлений), что в 4,9 раза меньше, чем дел об усыновлении детей российскими гражданами, рассмотренных судами за тот же период.

В 2010 году с вынесением решения рассмотрено 15 513 таких дел, из которых удовлетворено 15 415 заявлений. За 12 месяцев 2011 года с вынесением решения рассмотрено 15 218 дел по заявлениям российских граждан об усыновлении детей, из которых 15 076 заявлений было удовлетворено.

В 2010 году с вынесением решения рассмотрено 2 990 дел о международном усыновлении, что в 5,2 раза меньше, чем за тот же период рассмотрено дел об усыновлении детей российскими гражданами.

За 12 месяцев 2011 года с вынесением решения рассмотрено 3 076 дел о международном усыновлении (в том числе с удовлетворением требования — 3 069 дел), что в 4,9 раза меньше, чем за это же время вынесено решений об усыновлении детей российскими гражданами (15 218).

Процент удовлетворения заявлений и российских, и иностранных граждан об усыновлении детей высокий.

Так, в 2009 году судами удовлетворено 99,3 % заявлений об усыновлении детей российскими гражданами, в 2010 году — 99,4% заявлений, в 2011 году — 99,1 % заявлений.

По делам о международном усыновлении в 2009 году удовлетворено 99,8 % заявлений, за 2010 год и 2011 год процент удовлетворенных заявлений составил 99,7 % и 99,8 % соответственно.

По результатам рассмотрения дел о международном усыновлении российских детей (по данным на 23 декабря 2011 года) в Обзоре отмечается следующее:

В 2011 году по делам о международном усыновлении детей, рассмотренным с удовлетворением заявлений, усыновителями чаще всего являлись граждане США (28 %), а также граждане Италии (21 %) и Испании (20 %).

Кроме того, усыновителями являлись граждане Франции (8 %), Германии (7 %), Ирландии (4 %), Израиля (3 %), Канады (2 %), Великобритании (1,5 %), Финляндии (1 %), Мальты (1 %), Швеции (1 %), Аргентины (0,4 %), Бельгии (0,3 %).

Незначительное число усыновителей (от 1 до 6 случаев) являлись, в частности, гражданами Швейцарии, Австрии, Кипра, Украины, Казахстана, Греции, Мексики.

Наибольшее количество дел о международном усыновлении в 2011 году рассмотрено с вынесением решения Санкт-Петербургским городским судом (314 дел), Московским городским судом (187 дел), Пермским краевым судом (181 дело), Красноярским краевым судом (137 дел), Кемеровским областным судом (124 дела), Хабаровским краевым судом (110 дел), Кировским областным судом (103 дела), Саратовским областным судом (100 дел), Свердловским областным судом (97 дел), Московским областным судом (94 дела), Новосибирским областным судом (92 дела) и Приморским краевым судом (91 дело).

Что касается непосредственно судебной практики по делам, связанным с усыновлением детей иностранными гражданами, то следует отметить, что некоторые судебные акты иллюстрируют недостаточное регулирование данного вопроса и на законодательном, и на правоприменительном уровнях.

Для примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2008 № 33-Г08-1 по конкретному делу, когда иностранным гражданам, семейной паре Г. и Д., судом было отказано в удовлетворении заявления об удочерении малолетней М. в связи с тем, что имелось действующее решение иностранного суда, которое должно учитываться при оценке личности усыновителя Г. При этом, представитель опекуна ребенка — детского дома дала согласие на удочерение девочки супругами Г. и Д. Представитель органа опеки и попечительства полагала, что данное удочерение отвечает интересам М.

При решении вопроса об удочерении российским судом было установлено, что решением иностранного суда от 23 сентября 1982 г. расторгнут брак между истцом Р. и ответчицей Г. по причине жестокого и бесчеловечного обращения ответчицы с истцом. При этом в решении указано, что Г. были даны показания под присягой и представлен аффидевит, доказывающие убедительно для российского суда жестокое и бесчеловечное обращение ответчицы с истцом. В Определении российского суда указывается, что при решении вопроса о допустимости удочерения М. супругами Г. и Д. судом учтены и другие доказательства. Из объяснений представителей детского дома и администрации муниципального образования в судебном заседании следует, что М. — девочка сложная, плохо привыкает к новым условиям, у нее длительный период адаптации. Задержка ее речевого развития составляет шесть месяцев; она непростой в эмоциональном плане ребенок, замкнута, тяжело привыкает к новой обстановке, людям. Будущим родителям понадобится с ней много терпения. Учитывая эти обстоятельства, малолетний возраст М., а также непродолжительность общения с ней супругов Г. и Д. (в отсутствие воспитателей около 30 минут дважды), суд обоснованно посчитал, что не имеется оснований утверждать о наличии устойчивого контакта между заявителями и ребенком, достаточного для его удочерения. Таким образом, суд, исходя из требований ст. ст. 123, 124 СК РФ, пришел к правильному выводу о несоответствии интересам ребенка удочерения супругами Г. и Д. несовершеннолетней М., в связи с чем отказал в удовлетворении их заявления.

Возникает вопрос о том, как так получилось, что только на этапе судебного разбирательства выясняется, что предполагаемая усыновительница ранее жестоко и бесчеловечно обращалась со своим супругом. При этом органы опеки и попечительства на более ранних этапах не проводят надлежащей проверки, направленной на исключение допуска к усыновлению лиц, склонных к насилию и жестокому обращению.

Часть отказов в усыновлении связана с тем, что органы опеки и попечительства не принимают необходимых мер для устройства ребенка в семью в России. Например, Костромской областной суд отказал в удовлетворении заявления гражданки США об усыновлении ребенка, причиной явилось то, что органами опеки и попечительства не были приняты необходимые меры к устройству ребенка в семью граждан Российской Федерации. А именно: по истечении шести месяцев со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных девочка, как установил суд, органами опеки и попечительства российским гражданам не предлагалась, работа по устройству ребенка в семью российских граждан ими фактически была прекращена; после выдачи иностранному кандидату в усыновители направления на ознакомление с ребенком по истечении срока, предусмотренного пунктами 24 и 29 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217, в течение которого иностранный гражданин обязан письменно проинформировать соответствующего оператора о подаче им заявления в суд об усыновлении ребенка, ребенок на протяжении длительного времени другим кандидатам в усыновители, в том числе и российским, не предлагался. Между тем заявителем и ее представителем (усыновительным агентством) процесс сбора документов и предъявления их в суд занял более 10 месяцев, за это время состояние здоровья девочки улучшилось, и судом установлены кандидаты в усыновители из числа российских граждан, желающих усыновить ребенка такого возраста и пола.

Отдельно стоит выделить вопрос создания и формирования государственного банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, что регулируется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также разработанным в соответствии с вышеуказанным законом Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

Этот вопрос связан с тем, что статья 124 СК РФ закрепляет принцип приоритета российских граждан перед иностранными гражданами в усыновлении несовершеннолетних детей. В соответствии с пунктом 4 данной нормы усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается, если невозможно передать усыновляемых детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этих детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников; истекли шесть месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Часть дел, связанных с отказом в усыновлении детей, связана с нарушением требований ст. 124 СК РФ и несоблюдением порядка и сроков, установленных вышеуказанными ФЗ № 44-ФЗ и Постановлением № 217.

Ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, установлена статьей 5.36. КоАП РФ, в ч. 1 которой предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем.

Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 тысяч до 3 000 рублей (ч. 2 чт. 5.36. КоАП РФ).

Также ст. 3.37. КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей.

Указанные выше статьи КОАП РФ действуют в редакции от 22.06.2007, не изменялись, несмотря на громкие скандалы и явные диспропорции между размером административного штрафа и тяжестью правонарушения.

Необходимо отметить, что согласно статье 154 УК РФ, незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, влекут уголовную ответственность в виде штрафа в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Таким образом, из анализа проблем международного усыновления российских детей иностранцами, усматривается явная необходимость в более детальном законодательном регулировании данного вопроса, в более полных разъяснениях правоприменительной практики, в совершенствовании методов воздействия на должностных лиц, ответственных за усыновление, в ужесточении административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка усыновления.



Просмотров