2 субъекты муниципально правовых отношений. Субъекты муниципальных

Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормамимуниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, связанные с функционированием местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также в других муниципальных образованиях.

Юридические нормы, составляющие муниципальное право как отрасль права, регулируют различные по характеру общественные отношения. Это организационные, статусные, процессуальные, материальные и иные отношения. Это общественные отношения в самых различных сферах: экономики, финансов, бюджета, налогов, экологии, земли и других природных ресурсов, социальной сфере и т.д.

Главными объединительными критериями данного круга общественных отношений являются, во-первых, их локально-территориальный уровень, а, во-вторых, специфический характер их содержания (исключительно вопросы местного значения).

Муниципальное право призвано регулировать следующие отношения:

    отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ:

    договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;

    отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления;

    отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;

    отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований;

    отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;

    отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.;

    отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц.

Муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:

1) отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование . Муниципальное образование в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования;

2) отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования . Данные отношения возникают в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения, например устава муниципального образования;

3) отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления . Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.

Субъекты муниципально-правовых отношений

Неотъемлемый признак любых правовых отношений - наличие субъектного состава.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на два вида.

К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с ГК РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Классификация субъектов муниципально-правовых отношений:

1) муниципальное образование - может являться участником не только муниципально-правовых отношений, но и ряда других публично-правовых отношений - административных, конституционных, международных, а также множества частноправовых отношений - гражданских, трудовых, земельных

2) ассоциации или союзы муниципальных образований - создаются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления их прав и интересов; подлежат государственной регистрации;

3) население муниципального образования - жители муниципального образования, имеющие постоянное либо преимущественное место жительства на территории данного муниципального образования. Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Термин «население» понимается широко и включает в себя не только граждан РФ, проживающих на территории муниципального образования, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства либо владеющих имуществом на праве собственности в данном муниципальном образовании. Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации допускает возможность участия иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных выборах, местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В рамках данной группы выделяются следующие субъекты муниципально-правовых отношений:

а) граждане РФ - на основании ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Согласно ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

б) группы граждан - образуются для коллективного выдвижения кандидата на выборную должность в органе местного самоуправления, а также для иных целей;

4) органы местного самоуправления - в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, делегированными от органов государственной власти РФ л ибо субъектов РФ;

Введение

Европейская Хартия Местного Самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года говорит, что «местные сообщества представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, считая, что право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов … будучи убеждены, что наиболее непосредственным образом это право может быть реализовано именно на местном уровне…»

Институт муниципального права в Российской Федерации является сравнительно молодым. Хотя он и получил свое закрепление в главном законодательном акте страны, Конституции Российской Федерации, многие вопросы организации и деятельности местного самоуправления до сих пор остаются не решенными, о чем свидетельствует большое количество принятых и находящихся на рассмотрении законов по данному вопросу.

На мой взгляд, решение всех вопросов нужно искать не в мнимом будущем, а в осмыслении первооснов, а именно того, что представляют из себя муниципально-правовые отношения и что они включают. Давайте попробуем в этом разобраться.

Преамбула

Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Основу данных отношений составляют:

1. субъекты муниципальных правоотношений

2. объекты муниципальных правоотношений

4. юридические факты, вызывающие динамику муниципальных правоотношений.

Субъекты муниципальных

правоотношений

Муниципальные правоотношения, являясь сравнительно новым институтом в системе современного российского права, несут в себе много сложности в понимании. И, на мой взгляд, рассмотрение данного вопроса следовало бы начать прежде всего с определения того, кто является субъектом данных правоотношений.

Я склоняюсь к точке зрения Фадеева В.И. и ряда других ученых, которые предлагают условное деление субъектов муниципальных правоотношений на три вида.

К первому виду относится особый субъект - муниципальное образование. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Согласно ст.124 ГК РФ муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Закон относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Муниципальным образованиям как субъектам муниципально-правовых отношений принадлежит право объединений в форме ассоциаций или союзов в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов. Права и обязанности от имени муниципальных образований реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органв, либо население муниципального образования непосредственно.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения. Это прежде всего население муниципального образования. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Население избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру оргнов местного самоуправления; оно также вправе решать и другие вопросы местного значения. Закон гарантирует право населения городского, сельского поселения на осуществление местного самоуправления См.: ст. 12 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 15.08.1995 г. №154-ФЗ. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам местного самоуправления

Законодательством о местном самоуправлении некоторых субъектов Федерации население муниципального образования именуется местным сообществом. Так, в соответствии со ст. 3 Закона Московской области от 13 июня 1996 г. «О местном самоуправлении в Московской области» См.: Вестник Московской областной Думы. 1996. № 8. С. 9. население. Проживающее на территории муниципального образования, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, образует местное сообщество. Членом местного сообщества является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования.

Вопросы местного значения могут решаться собранием (сходом) граждан. Так, на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Собрание (сход) граждан в отдельных поселениях может осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, который в данном случае не образуется.

Субъектами муниципальных правоотношений, наделенных полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со своей компетенцией выборные и другие органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают решения по самым разнообразным вопросам местной жизни, отнесенным к ведению муниципального образования.

Право на осуществление местного самоуправления принадлежит также гражданам Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют равные права на местное самоуправление как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Реализация наиболее важных прав граждан - субъектов муниципальных правоотношений связывается законом с достижением определенного возраста. Так, избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие 18 лет, а быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане имеют право по достижении возраста, установленного законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом закон предусматривает, что минимальный возраст кандидата при выборах в органы местного самоуправления не может быть ниже 21 года См.: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 93-ФЗ.

Наконец, к третьему виду относятся субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления (органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации).

Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования, осуществляют инициативы в вопросах местного значения; в соответствии с уставом муниципального образования они могут являться юридическими лицами. Данные органы участвуют в организации акций милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности и т.д.

Объединения муниципальных образований в форме ассоциаций и союзов (Союз малых городов Российской Федерации и др.) своей целью имеют координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований. Однако ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Они регистрируются в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципальных правоотношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Государственные органы в соответствии с законом содействуют населению в осуществлении права на местное самоуправление.

К участникам муниципальных правоотношений данного вида относятся предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

Субъектами муниципальных правоотношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления.

Сначала вроде бы все просто. Но это лишь казуальная простота. Население муниципального образования получает право по статье 25 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на правотворческую инициативу, а рассмотрение этих предложений предусматривает открытое заседание представительного органа с участием местного населения. Во-первых, такой порядок может нарушить нормальную работу муниципальных органов; во-вторых, в подавляющем большинстве случаев профессиональный уровень «инициатив» будет очень низким. И это лишь верхушка айсберга тех нерешенных проблем, стоящих сейчас перед российским законодательством, а рассмотрение их и принятие решений требует безотлагательной инициативы, как органов власти, так и самих граждан.

Муниципально-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, т.е. общественных отношений, урегулированных нормами права, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. Посредством правоотношений требования юридических норм воплощаются в поведении людей.

Характер муниципально-правовых отношений определяется в первую очередь их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений, а также спецификой муниципально-правовых норм.

Муниципальные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они по сравнению с другими видами правоотношений имеют свою специфику , им свойственна качественная обособленность, неповторимость.

Муниципально-правовые отношения могут возникать по воле как одной стороны, так и двух или нескольких сторон. Они носят организационный характер, т.е. способствуют организации процессов, и возникают при практической реализации задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т.е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципально-правовых отношений всегда выступает население муниципального образование либо его представители (органы местного самоуправления и др.). Споры, возникающие в рамках муниципально-правовых отношений, могут разрешаться как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке.

К особенностям муниципально-правовых отношений можно отнести следующее.

1) Основной, определяющей особенностью этих отношений является то, что они складываются в специфической области - в сфере местного самоуправления.

2) Они имеют особые территориальные пределы распространения – те территории, в границах которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется местное самоуправление, которые названы муниципальными образованиями.

4) Эти отношения носят комплексный характер , они возникают практически во всех сферах жизнедеятельности – политической, социально-экономической, духовной. Это связано с необходимостью достижения цели местного самоуправления – обеспечения благоприятных условий проживания граждан в конкретной местности, их постоянного улучшения.

5) Обязательными субъектами муниципально-правовых отношений всегда выступает либо население муниципального образование, либо его представители (органы местного самоуправления, собрания, сходы граждан, органы территориального общественного самоуправления и др.). Другими участниками этих могут быть разнообразные субъекты (органы государственной власти, физические и юридические лица, общественные объединения), чьи интересы каким-либо образом связаны с осуществлением местного самоуправления.

Таким образом, муниципально-правовое отношения - это урегулированные нормами муниципального права общественные отношения, т.е. складывающиеся в сфере местного самоуправления.

Структура любого правоотношения, в т.ч. и муниципального складывается из следующих элементов: 1) субъекты; 2) объект; 3) содержание правоотношения.

1. Субъекты - это стороны-участники правоотношения, носители субъективных прав и юридических обязанностей. Необходимо разграничивать понятия «субъекты муниципального права» и «субъекты муниципально-правовых отношений». Субъект муниципально-правовых отношений - это субъект права, вступивший в конкретные правоотношения, а субъект права есть возможный участник такого правоотношения.

Все субъекты муниципально-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты, в свою очередь делятся на индивидуальных (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и коллективных (население муниципального образования, собрание граждан).

Некоторые авторы среди индивидуальных субъектов выделяют также общих и специальных субъектов. К общим субъектам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, к специальным - избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.

Организационные субъекты бывают публичные (муниципальное образование, государство, субъект Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления) и общественные (общественные организации, органы территориального общественного самоуправления).

2. Объект правоотношений - это то, на что направлена деятельность определенных участников в этом отношении, то, по поводу чего могут возникать правовые связи между участниками муниципально-правовых отношений, на что направлены права и обязанности субъектов.

В юридической науке существуют по меньшей мере две теории, различно объясняющие, что может выступать в качестве такого объекта. Одна из них называется монистической (теория единого объекта), другая - плюралистической (теория множественности объектов).

В соответствии с первой теорией объектом правоотношения является то, на что направлено или на что воздействует правоотношение. Но воздействовать право может только на поведение людей. При этом как субъективные права, так и юридические обязанности направлены на обеспечение в интересах управомоченного определенного поведения обязанного лица. То поведение обязанного лица, на которое вправе притязать управомоченный, и составляет по этой теории юридический объект правоотношения.

Подобный подход подвергся критике в научной литературе в связи с тем, что он не может быть применен ко всем правоотношениям. Поэтому плюралистическая теория объекта правоотношения не сводит последний только к поведению обязанного лица, а понимает под объектом различные социальные блага (социальной ценности) .Это могут быть материальные блага - вещи, а также продукты духовного творчества, личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство человека), само поведение участников правоотношения и результаты поведения (доставка груза к месту назначения по договору перевозки, возврат долга). Такую теорию объекта точнее было бы назвать не «плюралистической», а ценностной. Действительно, поскольку правовое отношение представляет собой телеологическое (целенаправленное) отношение, то объектом такого отношения будет то, на что направлены действия участников отношения по реализации своих прав и обязанностей и соответственно, на что интенционально направлено их правовое сознание. Поскольку действия правообязанного направлены на удовлетворение интересов управомоченного, а реализация правомочных интересов есть эйдетическая ценность, то и общим объектом правовых отношений являются самые разнообразные ценности. (Специальным объектом правоотношений можно считать конкретные материальные и нематериальные объекты - носители ценностных свойств).

В качестве общего объекта муниципально-правовых отношений можно назвать деятельность населения муниципального образования и формируемых им муниципальных органов, направленную на решение вопросов местного значения и реализацию отдельных государственных полномочий.

К числу конкретных объектов муниципально-правовых отношений относятся те реальные блага, к обладанию которыми стремятся стороны правоотношения. В качестве конкретных объектов муниципальных правоотношений могут выступать:

а) материальные блага (объекты материального мира): например, территория муниципального образования, отдельные природные ресурсы (земля, недра и т.д.), находящееся в муниципальной собственности имущество;

б) личные нематериальные и духовные блага (нематериальные объекты - образование, культура, здравоохранение).

Большинство авторов придерживается точки зрения, согласно которой содержание любых (в т.ч. муниципальных) правоотношений имеет двойственный характер. Поскольку правоотношение - это опосредованное правом общественное отношение, оно представляет собой своеобразный синтез фактического и юридического. Соответственно и различают материально-фактический и формально-юридический аспекты содержания правоотношения, последовательно выступающие на первый план в процессе его реализации.

Фактическим содержанием правоотношения является поведение участников общественных отношений. Юридическое содержание правоотношения составляют права и обязанности их субъектов (участников, сторон).

Более аргументированной по этому вопросу представляется точка зрения А.В. Полякова. Он предлагает выделять содержание и форму правоотношений. Содержанием правового отношения является само поведение участников правового отношения, реализующих свои права и исполняющих свои обязанности. Правовое отношение не существует вне поведения его участников. Причем содержанием правоотношения является лишь та часть поведения субъектов, которое имеет юридическое значение. Однако поведение, не имеющее формы , не является содержательным поведением. Содержательное, осмысленное поведение есть поведение соразмерное, соответствующее определенной мере. Такой мерой для субъекта является правовая норма. Поэтому поведенческие акты, совершаемые в соответствии с правовой нормой, получают свою правовую форму, форму субъективных прав и юридических обязанностей. Таким образом, субъективные права и юридические обязанности являются формой правоотношения.

Применительно к муниципально-правовым отношениям права и обязанности субъектов (полномочия органов, должностных лиц) возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Так, к примеру, праву граждан на правотворческую инициативу корреспондирует обязанность органов муниципальной власти рассмотреть вносимые предложения и довести мотивированное решение по результатам рассмотрения в письменной форме до сведения внесшей предложения инициативной группы граждан (ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Классификация муниципально-правовых отношений может проводиться по различным основаниям.

В.И. Фадеев с учетом их содержания выделяет следующие группы муниципально-правовых отношений: а) отношения, связанные с организацией местного самоуправления; б) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований; в) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.

В зависимости от выполняемых функций можно выделить учредительные, правоустановительные, охранительные муниципально-правовые правоотношения.

Учредительные правоотношения выражают особое правовое состояние субъектов таких отношений, наиболее значимые, универсальные связи между ними. Примером может служить отношения, возникающие из предписаний ст. 12 Конституции РФ. Таковыми являются отношения самостоятельности и гарантированности института местного самоуправления в правовой связи с государством, общие отношения, вытекающие из закрепленной конституционной нормой обособленности органов местного самоуправления от системы органов государственной власти. Такие отношения некоторые авторы именуют статутными . Эти отношения предопределяют все иные, более конкретные муниципально-правовые отношения.

Правоустановительные (регулятивные) правоотношения возникают при реализации прав и обязанностей субъектов, определенных установительной нормой.

В отличие от учредительных и правоустановительных правоотношений охранительные правоотношения возникают прежде всего в результате неправомерного поведения их субъектов как негативная реакция на это со стороны государства. Таковыми являются, прежде всего, отношения ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Они не имеют широко распространения, но это не умаляет их роль в обеспечении правопорядка. Потребность в них обнаруживается всякий раз, когда права каких-либо субъектов местного самоуправления, интересы местного сообщества нуждаются в государственно-правовой защите.

По характеру действий муниципально-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные - порядок реализации правовых действий, т.е. некая процедура (например, порядок выдвижения инициативы о проведении местного референдума).

Основанием для возникновения, изменения или прекращения муниципально-правовых отношений являются разнообразные юридические факты . Например, основанием учредительных муниципально-правовых отношений является факт признания и закрепления в Конституции РФ института местного самоуправления. Нередко для возникновения или прекращения правоотношения требуется не один, а несколько юридических фактов, необходимая совокупность которых называется юридическим составом.

«Муниципальное» от латинского municipium – самоуправляющаяся община. МП – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений, связанных с осуществлением МСУ.

Муниципальное право РФ - комплексная отрасль, представляющая собой совокупность правовых норм закрепленных и регулирующих общественное отношение, возникающее в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут выделяться органы местного самоуправления. (Решение гос. полномочий например регистрация актов гражданского состояния).

Предметом МП является круг общественных отношений, складывающихся в сфере МСУ. При определении предмета МП и особенностей его метода необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего, это комплексный характер отрасли права. МСУ не изолировано от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права. Например, реализация прав и свобод человека и гражданина, осуществление основных обязанностей граждан защищены конституционным правом; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образования используют нормы бюджетного законодательства; при совершении сделок гражданско-правового характера органы МСУ руководствуются нормами ГП и т.д. Таким образом, предмет МП включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами МП

Метод правового регулирования это также способ воздействия общественного отношения в области местного самоуправления с помощью таких приемов как предписание, дозволение, запрет. Методы:

1) императивный, в котором преобладает предписание (главе мо предписывается осуществить такие то функции;

2) диспозитивный (дозволение, самостоятельный выбор своего поведения например обращение в органы местного самоуправления по каким-либо вопросам);

Специальные методы:

3) метод гарантий – государство определило, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти т.е. оно определило их самостоятельность в вопросах местного значения, но при этом оно гарантирует обеспечить судебную защиту местного самоуправления, его финансовую, организационную и экономическую самостоятельность.

4) метод рекомендаций – ст.12 Конституции органы местного самоуправления не входят в органы гос. власти. Государство чтобы воздействовать на органы местного самоуправления оставляет за собой право рекомендовать органам местного самоуправления (например Постановление правительства)

2 Субъекты муниципального права

    Население . В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии со статьей 3 Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность предоставления права на осуществление местного самоуправления не гражданам Российской Федерации. Так, в соответствии со стать­ей 3 названного Закона иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

    Граждане Российской Федерации . На основании части 2 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления . На основании статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Следует различать выборные и невыборные органы местного самоуправления. Как правило, на местном уровне уставами муниципальных образований предусматриваются такие органы местного самоуправления, как 1-глава муниципального образования, представительный орган и испол­нительный орган местного самоуправления.

    Органы государственной власти, предприятия, учреждении, организации. Так, в соответствии со статьей 133 Конституции РФ местному самоуправлению гарантируется возмещение дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении каких-либо мероприятий. Органы государственной власти оказывают поддержку местному самоуправлению, содействие его становлению и развитию.

    Особым субъектом муниципальных правоотношений является муниципальное образование в целом. Например, в соответствии со статьей 126 Гражданского кодекса РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

    Сельское поселение- один или несколько населенных пунктов плюс прилегающая территория;

    Городское поселение – один крупный населенный пункт;

    Городской округ (например гор. округ Й-Ола, Волжск, Козьмодемьянск);

    Городской округ с внутригородскими территориями(город делян на внутригородские территории, например западный, где будут свои органы самоуправления и будут подчиняться общему органу);

    Муниципальный район, их 14 штук. Муниципальный район состоит из городских и сельских поселений.(Советский,Сернурский…);

    Внутригородские территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)

12. Субъекты муниципально-правовых отношений

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений служит население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления.

Субъекты муниципально-правовых отношений:

Муниципальное образование (может быть участником административных, конституционных, международных, а также множества частноправовых отношений – гражданских, трудовых, земельных и т. д.);

Ассоциации, или союзы, муниципальных образований (подлежат государственной регистрации);

Население муниципального образования;

Органы местного самоуправления;

Органы территориального общественного самоуправления;

Органы государственной власти;

Общественные объединения;

Муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия.

13. Виды субъектов муниципально-правовых отношений

Субъекты муниципально-правовых отношений – это общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Согласно ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных Законом случаях решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допускает возможность участия иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных выборах, местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

К первому виду субъектов муниципально-правовых отношений относится муниципальное образование. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» гарантирует право населения городского, сельского поселения, независимо от его численности, на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся представительный орган местного самоуправления и выборное должностное лицо местного самоуправления.

14. Система муниципального права

Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы, институты с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. Она включает следующие структурные части:

Местное самоуправление в системе народовластия;

Основы местного самоуправления (территориальные, организационные и финансово-экономические);

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

Гарантии местного самоуправления;

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности.

Первый элемент включает муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством.

Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего и др.

Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

Четвертый элемент системы – группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления.

Пятый элемент системы составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования и государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

15. Виды источников муниципального права РФ

Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления тесно связаны с федеративным устройством России, административно-территориальным устройством субъектов РФ и политико-правовой природой местного самоуправления.

Под источниками муниципального права понимаются различные формы их законодательного и иного правового выражения. Эти законодательные и иные правовые акты регламентируют, регулируют и охраняют муниципальные общественные отношения.

Виды источников:

Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления;

Внутрироссийская система источников муниципального права, включающая в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов – нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права; федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права; локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие нормы муниципального права.

Также источники муниципального права классифицируют: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.

Таким образом, источниками муниципального права в юридическом смысле являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы муниципального права.

16. Внутрироссийская система источников муниципального права

Во внутрироссийской системе источников муниципального права выделяют три уровня иерархически взаимосвязанных нормативно-правовых актов.

1. Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, Конституция РФ – главный источник муниципального права и федеральные законы.

Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени местного самоуправления.

Для муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но не главным.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права. Среди них первостепенное значение имеет ФЗ от 12.08.95 № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в данный ФЗ. По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Он определяет основы местного самоуправления в РФ, закрепляет общие принципы организации и деятельности муниципальных образований в нашей стране.

Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся также другие федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы.

2. Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, муниципальной службе, муниципальных выборах, местном референдуме и др.

3. Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Речь идет о нормативных установлениях, прямо регулирующих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного самоуправления и исходящие, прежде всего, от самих муниципальных образований (путем местного референдума).

17. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» был принят в августе 1994 г. Он содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов муниципальных отношений. Его нормами закрепляются основы деятельности и государственные гарантии местного самоуправления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Основная задача этого закона – обеспечение самостоятельности местного самоуправления, которая гарантирована Конституцией РФ.

Это достигается с помощью следующих правовых механизмов:

1) право на самостоятельность населения в формировании органов местного самоуправления для решения своих повседневных проблем и независимость этих органов от государственной структуры управления;

2) способность органов местного самоуправления решать проблемы избравшего их населения;

3) наличие у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться;

4) предоставление органам местного самоуправления гарантии судебной защиты и др.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», допускается только путем внесения изменений и дополнений в него.

ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступивший в силу 1 января 2006 г., содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области местного самоуправления; перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований; основы деятельности местного самоуправления; формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления; государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

18. Европейская Хартия местного самоуправления

Европейская Хартия местного самоуправления была открыта для подписания в октябре 1985 г. и вступила в силу в сентябре 1988 г. К началу 1996 г. Хартию подписали 25 государств.

Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы РФ.

Хартия дополняет общеевропейские законодательные нормы, формулируя права и обязанности местных сообществ, и закрепляет необходимость подведения под независимость местных властей конституционной и иных законных основ, а также определяет принципы деятельности и концепцию формирования местных органов власти, отражает природу и масштаб их правомочности.

По своей структуре Европейская Хартия местного самоуправления состоит из преамбулы, трех частей и 18 статей.

В преамбуле сформулированы цели и основополагающие идеи, в соответствии с которыми разработана настоящая Хартия.

В статье 1 зафиксировано обязательство сторон соблюдать статьи Хартии в том порядке и в объеме, как это предусмотрено статьей 2.

Часть I Хартии называется «Конституционные и законодательные основы местного самоуправления» и включает статьи 3-11. В этих статьях сформулированы основополагающие принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления: его понятие, сфера и объем полномочий, финансовая основа, правовая защита и др.

Часть II включает так называемые «Особые положения» (статьи 12–14). Среди них важное значение имеют положения статьи 12, закрепляющей обязательства сторон соблюдать 20 пунктов Части I. Сторонам, подписавшим Хартию, предоставляется право самим избрать те пункты и статьи, которые они обязуются соблюдать, и уведомить об этом Генерального Секретаря Совета Европы.

Часть III отражает вопросы процедурного характера, связанные с порядком подписания, ратификации и вступления в силу настоящей Хартии, а также ее денонсации, то есть прекращения ее действия в отношении той или иной стороны.

19. Муниципальное право как наука

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т. п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяются характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются: понятие местного (муниципального) самоуправления; соотношение его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового регулирования организации и деятельности муниципальных образований и др.

Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.

Муниципальное право как наука является составной частью юридической науки и поэтому оперирует такими основными терминами, разработанными в рамках общей теории права, как: правовое государство, государственная власть, закон, нормативно-правовой акт, органы государственной власти, органы местного самоуправления и др.

Муниципальное право как наука является составной частью юридической науки в целом, поэтому ему присущи научные методы, применяемые в большинстве правовых наук:

1) общенаучные методы изучения;

2) диалектический – рассмотрение основ местного самоуправления в их непрерывном развитии и видоизменении;

3) системный – изучение круга вопросов местного самоуправления в их взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимозависимости.

20. Муниципальное право как учебный предмет

Термин «муниципальное право» используется для обозначения не только отрасли российской правовой системы, но и учебной дисциплины «Муниципальное право». Предмет муниципального права преподается в рамках учебных программ юридических вузов, а также по направлениям специальности «юриспруденция», «административное управление» и др. Задача учебного курса «Муниципальное право» – выработка практических и теоретических знаний в области местного самоуправления у будущих юристов, административных деятелей, политиков.

Трудности в преподавании и изучении муниципального права могут возникнуть в связи с тем, что:

Это сравнительно молодая отрасль российского права;

Система местного самоуправления на территории РФ окончательно не сложилась, находится в процессе формирования;

Муниципальное право является комплексной отраслью права, вследствие чего возникают трудности в разграничении предметов ведения муниципального, административного, конституционного, финансового и земельного права. Наиболее целесообразно здесь руководствоваться критерием разграничения предмета и метода правового регулирования указанных отраслей российской правовой системы;

Изучение муниципального права невозможно без анализа регионального и местного нормотворчества.

Изучение основ местного самоуправления в рамках учебной программы составляют многочисленные труды и статьи ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной и послереволюционной России (В. Н. Лешков, А. И. Васильчиков и др.), а также в а в многочисленных трудах ученых современной России (М. А. Краснов, О. Е. Кутафин, С. А. Авакьян, В. М. Манохин, Ю. А. Тихомиров, В. И. Фадеев и др.).

Практической базой для изучения дисциплины «Муниципальное право» являются принятые федеральными, региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления нормативно-правовые акты, которые вместе с тем служат источниками отрасли муниципального права.

21. Понятие местного самоуправления

Как в нашей стране, так и за рубежом на сегодняшний день трудно найти универсальное определение понятия местного (муниципального) самоуправления.

В Законе № 154 от 12 августа 1995 г. определение понятия местного самоуправления сформулировано следующим образом: «Местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантированная Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». В этом определении нашло свое отражение положение статьи 12 новой Конституции РФ, принятой в 1993 г.

Одним из недостатков определения местного самоуправления является отсутствие указания на то, в каких территориальных пределах осуществляется местное самоуправление.

Местное самоуправление – одна из форм представительной демократии, при которой народ делегирует свои властные функции органам местного самоуправления. Это форма реализации власти народа. Законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Итак, обобщив все вышесказанное, местное самоуправление в РФ – это:

1) самоорганизация или организация деятельности граждан РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях;

2) самостоятельное решение вопросов местного значения через органы местного самоуправления.

22. Местное самоуправление и правовые нормы

Правовые нормы – это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Они образуют муниципальное право как отрасль российского права.

Нормы муниципального права классифицируются по видам, в основу которых положены различные критерии.

По кругу регулируемых отношений муниципально-правовые нормы бывают закрепляющими. В данном случае в процессе организации и деятельности местного самоуправления лежат территориальная, организационная и финансово-экономическая основы.

По характеру предписаний правовые нормы делятся на:

разрешающие нормы, определяющие предметы ведения местного самоуправления;

обязывающие нормы – содержат предписания, что нужно делать. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина;

запрещающие нормы – закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления.

По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов местного значения.

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления. Процессуальные – определяют порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления.



Просмотров