Административно-восстановительные меры. Меры административного принуждения

Вопрос о классификации мер административного принуждения имеет большое теоретическое и практическое значение. Классификация необходима по следующим причинам:

· во-первых, чтобы уяснить сущность разнообразных мер принуждения, применяемых различными органами исполнительной и муниципальной власти, их правовую природу, цели, допустимость, достаточность правового регулирования;

· во-вторых, это имеет большое значение для изучения практики применения мер принуждения, обеспечения эффективности их воздействия на правонарушителей, а также на законопослушных граждан, предпринимателей, должностных лиц;

· в-третьих, классификация позволяет лучше оценить правовую урегулированность «защищенности» лиц и организаций, подвергаемых принуждению;

· в-четвертых, правильная классификация мер принуждения является необходимой предпосылкой для их научной кодификации и изучения.

Исторически проблема классификации мер административного принуждения в науке административного права разрешалась следующим образом.

Первой была представлена двухчленная классификация мер административного принуждения:

1) административные взыскания (наказания);

2) иные меры административного принуждения.

Эта точка зрения была выдвинута в конце 1940-х годов С.С. Студеникиным и Ц.А. Ямпольской. В основу данной классификации был положен формальный признак – наличие административных санкций. Кодекса РФ об административных правонарушениях в то время не было. Законодательство об административной ответственности представляло собой огромный, несистематизированный массив нормативных правовых актов: союзных, республиканских, местных, в том числе правительственных, ведомственных и т.д. Для того времени даже такая простая классификация явилась значительным шагом вперед.

Вторая , более развернутая классификация была предложена профессором М.И.Еропкиным в конце 1950-х годов. Она получила наибольшее распространение и

считалась общепринятой до середины 1980-х годов. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения:

1) административно-предупредительных;

2) административного пресечения;

3) административного взыскания (наказания).

В конце 1980-х гг . проф. А.П. Коренев предложил на этот счет свою точку зрения, которая предусматривает:

1) меры административного предупреждения;

2) меры административного пресечения;

3) меры административно-процессуального обеспечения (меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях);

4) меры административного взыскания (наказания).

Ю.М. Козлов меры административного принуждения по целевому назначению подразделяет на следующие три группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) административно-пресекательные меры;

3) меры административной ответственности.

Кодекс РФ об административных правонарушениях выделяет также меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако они, на взгляд ученого, самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются названными видами мер административного принуждения. В то же время административное задержание одновременно используется как в целях пресечения административных правонарушений, так и обеспечения административного производства.

Иногда упоминаются административно-правовые восстановительные меры принудительного характера (проф. Д.Н. Бахрах). Но они не зафиксированы в действующих административно-правовых нормах. Кроме того, уже названные виды административно-принудительных мер в большей или меньшей степени выполняют правовосстановительную функцию (особенно пресекательные и наказательные меры).

Административно-предупредительные меры применяются, как это вытекает из их наименования, с целью предупреждения возможных правонарушений, а также предотвращения иных, посягающих на общественную безопасность, явлений; создания необходимых условий для ликвидации их последствий. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизни людей, нормальные условия для работы предприятий, учреждений, организаций.

Меры подобного рода, несмотря на ярко выраженный профилактический характер, осуществляются в принудительном порядке, в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий органов исполнительной власти. Ю.М. Козлов в связи с этим считает безосновательными попытки представить их в качестве мер, лишенных элементов административного принуждения. Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что убедительно характеризует их принудительный характер. Их, в свою очередь, можно разделить на следующие две группы:

мерам, направленным на предупреждение правонарушений , необходимо отнести следующие:

1) отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия (гражданину, ранее судимому за умышленное преступление или неоднократно привлекавшемуся к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок или порядок управления);

Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации: учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. — М., 2001. — С. 229.

1) административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (законодательная база о котором сегодня противоречива);

2) таможенный досмотр;

3) привод, регистрацию и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения. Такая мера ранее применялась в отношении лиц, систематически допускающих нарушения общественного порядка, и лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда (тунеядцев). Сегодня применение регистрации и официального предостережения предусмотрено в отношении лиц, занимающихся проституцией; предостерегаются родители подростков-правонарушителей и некоторые другие лица;

4) проверку документов (при контроле соблюдения правил паспортно-регистрационной системы; у водителей транспортных средств; в пограничной зоне и т.д.);

5) запрещение допуска лиц к какой-либо деятельности (например, граждан, имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление, связанное с наркотиками, больных наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами);

6) другие.

К административно-предупредительным мерам, направленным на обеспечение общественной безопасности , относятся:

1) аннулирование разрешения на хранение и ношение оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями, поставленных на учет органов здравоохранения как наркоманы или хронические алкоголики;

2) изъятие оружия у таких лиц;

3) личный досмотр;

4) спецконтроль пассажиров и судов гражданской авиации;

5) предрейсовое медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (в том числе и пилотов воздушного транспорта);

6) закрытие государственной границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией или эпизоотией;

7) введение карантина (при эпидемиях, т.е. массовом заболевании людей, и эпизоотиях, т.е. массовом заболевании животных);

8) оцепление (блокирование) участков местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.п.;

9) учет, фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация (например, иностранных граждан, незаконно находящихся в России);

10) другие.

Перечень таких мер детализируется законодательством применительно к задачам конкретных органов исполнительной власти и охватывается их полномочиями. Так, сотрудники Госавтоинспекции вправе:

· ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;

· запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков; транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения;

· использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан (кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и автомобилей специального назначения), для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи.

В соответствии с уставом патрульно-постовой службы все сотрудники милиции вправе:

· производить по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий и эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств;

· временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан;

· производить многие другие действия административно-предупредительного характера.

Особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых состоит не только в обеспечении общественной безопасности, но и в лечении опасных для общества лиц (душевнобольных; ВИЧ-инфицированных, больных некоторыми венерическими заболеваниями, наркоманов, хронических алкоголиков и т.д.).

Меры административного пресечения используются как средства силового прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий, но в то же время направлены на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.

По своей непосредственной цели меры административного пресечения отличаются от административных наказаний и административно-предупредительных мер.


Главная их цель состоит в прекращении уже начавшегося противоправного деяния, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках установленных государством правил поведения.

Такие меры также разнообразны и применяются различными органами исполнительной власти. К их числу относятся:

1) требования прекратить противоправные действия . Например, полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей наделена правом требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений. Такого рода требования носят юридически обязательный характер, их невыполнение влечет за собой юридические последствия;

2) задержание . Применяется как средство прекращения правонарушения (например, появления в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность), а также для доставления нарушителя в милицию, установления его личности и составления протокола об административном правонарушении. Эта мера, являясь пресекательной, одновременно относится к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций . Может быть применено в отношении указанных субъектов, допускающих нарушения тех или иных общеобязательных правил, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных, санитарных и других правил). Применение данной меры может проявляться в виде

1) приостановления либо аннулирования лицензии на тот или иной вид деятельности. Например, приостановление действия лицензии на право ведения фармацевтической деятельности осуществляется лицензирующим органом (органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности) в случае привлечения лицензиата в судебном порядке к административной ответственности на срок до девяноста суток за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);

2) временное отстранение от работы . Используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим (например, инфекционных больных), а также в отношении определенной категории лиц (например, водителей транспортных средств), находящихся в состоянии опьянения;

3) ликвидация результатов неправомерных действий . Является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенного строения;

4) принудительные госпитализация и лечение . В настоящее время может применяться решением суда в отношении лиц, совершивших правонарушение и больных определенными видами заразных заболеваний (венерических, СПИД) или психически больных граждан;

5) депортация . Это принудительная высылка иностранного гражданина (или лица без гражданства – на государственной границе) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России. Осуществляется решением суда или должностным лицом на Государственной границе РФ.

Применение мер административного принуждения во всех его проявлениях усиливается в условиях действия чрезвычайных правовых режимов (правового режима чрезвычайной ситуации или правового режима контртеррористической операции) или особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положений, а также правового режима военного времени). Органы государственной власти (постоянно действующие или специально создаваемые, т.е. органы оперативного управленияоперативные штабы различного вида), осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями, соответствующими характеру и виду реально складывающейся обстановки. Такие полномочия соответствуют требованиям норм международного права. Они необходимы для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан, государства и общества в целом.

Например, чрезвычайным законодательством Российской Федерации предусмотрено:

· временное выселение граждан из районов, опасных для проживания;

· введение особого режима въезда и выезда граждан;

· запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций;

· запрещение проведения забастовок;

· введение особых правил пользования связью;

· ограничение движения транспортных средств;

· введение комендантского часа;

· приостановление деятельности политических партий, общественных объединений;

· приостановление полномочий местных представительных органов власти и т.п.

Большинство специалистов по административному праву (в том числе таких авторитетных, как М.И. Еропкин, А.П. Коренев) одной из крайних мер административного пресечения считают применение огнестрельного оружия. В частности, в отношении

Например: Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 6 июня 2008 года № 263н (пункт 29).

водителей транспортных средств, игнорирующих требование автоинспекторов остановиться и создающих обстановку реальной угрозы общественному порядку.

В.Е. Севрюгин занимает противоположную точку зрения. Он утверждает, что огнестрельное оружие должно применяться только к лицам, совершившим не административное правонарушение, а только тяжкое преступление. Поэтому, на взгляд данного автора, применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения.

Профессор Д.Н. Бахрах различает: меры пресечения, административно-восстановительные меры и наказания. Он отмечает, что меры пресечения направлены на прекращение начавшихся противоправных действий и состояний, восстановительные меры (снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятого жилого помещения и др.) – применяются с целью восстановления прежнего положения вещей, должного правового состояния.

Принудительные меры применяются к тем лицам (физическим и юридическим), кто не выполняет обязанности, нарушает запреты, т.е. совершает неправомерные действия. Отмечая большое значение предупредительных средств, следует признать, что они не являются принудительными. А вот восстановительные санкции, с точки зрения Д.Н. Бахраха, – это особый вид административного принуждения.

Восстановительные и пресекательные средства прямо и непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение (снос самовольно возведенных строений, приостановление работы, задержание и др.). Это средства прямого побуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания – это меры негативного стимулирования. Кара (наказание, взыскание) побуждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нормы, воздействует на их поведение косвенно.

Профессор И.И. Веремеенко считает, что предложенная Д.Н. Бахрахом классификация не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (доставление, административное задержание, личный досмотр и т.д.), и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например, приостановление работы предприятия ).

В свою очередь, И.И. Веремеенко считает, что критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить непосредственная цель применения тех или иных мер. По данному критерию они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции. Он считает, что система мер административного принуждения состоит из следующих самостоятельных разделов:

1) административно-процессуальные меры;

2) административно-предупредительные меры;

3) административно-правовые санкции.

Под административно-правовой санкцией И.И. Веремеенко предлагает понимать элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащий указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке.

При этом ученый отмечает, что административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности его реально обеспечивают. Соответственно, они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер.

Бахрах, Д.Н. Принуждение и ответственность по административному праву / Д.Н. Бахрах. — Екатеринбург, 1999. — С. 10.

Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом. Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления.

Принудительные меры административного характера применяются органами государственной исполнительной власти, судами (судьями) для воздействия на граждан и должностных лиц с целью выполнения ими юридических обязанностей, пресечения противоправных действий, привлечения к ответственности правонарушителей, обеспечения общественной безопасности.

Большое теоретическое и практическое значение имеет классификация административного принуждения по видам, поскольку это дает возможность осознать сущность разнообразных средств принуждения, применяемых в государственном управлении, их цели и взаимосвязи, обеспечить эффективное воздействие на правонарушителей, решать вопросы привлечения их к ответственности. Характер конкретных общественных отношений требует свойственной только им защиты. В одних случаях правопорядок обеспечивается путем использования средств предупреждения правонарушений, в других -- пресечения правонарушений, в третьих -- наказания за совершенные правонарушения.

Административное принуждение обладает всеми признаками, которые имеются у государственного принуждения. Однако административное принуждение имеет и свои особенности (специфические признаки):

  • 1. оно применяется в отношении как физических, так и юридических лиц;
  • 2. осуществляется в сфере обеспечения правопорядка для охраны складывающихся в данной сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права;
  • 3. механизм правового регулирования административного принуждения, который устанавливает основания и порядок применения административно-принудительных мер воздействия, определяется административным законодательством (нормы КоАП РФ, Таможенного кодекса РФ и т. д.);
  • 4. применение мер административного принуждения осуществляется, как правило, во внесудебном порядке и относится в большинстве случаев к компетенции органов управления, специально уполномоченных должностных лиц (представителей административной власти), т. е. оно является результатом реализации их государственно - властных полномочий. Меры административного принуждения применяются, как правило, только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти, т. е. они осуществляют в отношении неподчиненных им должностных лиц и организаций надзорные функции. Следует еще раз акцентировать внимание на том, что административное принуждение осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с правоприменяющим органом или его представителем. Субъекты реализации мер административного принуждения должны обладать специальными полномочиями по отношению к субъектам, непосредственно не подчиненным по службе. Они выполняют контрольно-надзорные функции (являются представителями власти). Меры административного принуждения применятся также судами (судьями);
  • 5. система мер административного принуждения отличается разносторонним характером, включая возможное применение физического воздействия;
  • 6. меры административного принуждения менее значительны по своей суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);
  • 7. административное принуждение имеет основной целью понуждение к исполнению гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми нормами юридических обязанностей в сфере правопорядка;
  • 8. порядок применения административного принуждения определен административно-процессуальными нормами (рамками административного процесса); однако процессуальный порядок оформления факта применения мер административного принуждения, по общему правилу, связан с производством меньшего круга процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством;
  • 9. специфический (упрощенный) порядок применения мер административного принуждения -- это порядок оперативного воздействия (реагирования). Процессуальные формы здесь более простые, чем судебные. Процессуальной формой административного принуждения является, например, производство по делам об административном правонарушении и одновременно элементом административной юрисдикции;
  • 10. меры административного принуждения могут применяться как к лицам, совершившим административный проступок, так и к лицам, не совершившим его (в целях превенции, предупреждения наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях);
  • 11. при применении мер административного принуждения должна обеспечиваться законность, которая гарантируется установлением систематического контроля за реализацией мер административного воздействия, осуществлением прокурорского надзора, возможностью обжалования, другими способами, закрепленными в законодательстве.

Наиболее признанной сегодня является четырехзвенная классификация мер административного принуждения:

  • 1) административно-предупредительные меры;
  • 2) меры административного пресечения;
  • 3) меры административного взыскания (административная ответственность);
  • 4) административно-восстановительные меры.

Важно отметить, что меры каждой из этих групп реально закреплены законодательством Российской Федерации.

Наиболее часто под мерами административного предупреждения понимают действия уполномоченных органов или должностных лиц, направленные на принудительное обеспечение выполнения гражданами общественных обязанностей, обеспечение общественной безопасности и общественного порядка, предотвращение и борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и ликвидацию их последствий.

Условиями для возникновения конкретных отношений, связанных с использованием административно-предупредительных мер, являются разного рода юридические факты, в том числе противоправные действия отдельных лиц и организаций. Меры административного предупреждения имеют свои особенности, они отличаются от мер пресечения административных правонарушений и административных взысканий тем, что их использование не связано с совершением неправомерных действий. Это предупредительные, профилактические меры.

Независимо от своего профилактического характера административно-предупредительные меры могут применяться и в принудительном порядке, поскольку опасность, которой они противодействуют, угрожает либо конкретному физическому лицу, либо обществу и государству. Это выражается, как правило, в виде определенных ограничений и запрещений. Эти меры весьма разнообразны, применяются в разных областях общественной жизни и разными субъектами. Законодательной базой применения этих мер являются КоАП и Таможенный кодекс, законы о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о Службе безопасности, о чрезвычайном положении, о государственной границе, о пожарной безопасности, о дорожном движении. Наиболее широкую компетенцию в их использовании имеют органы внутренних дел (милиция). Принудительное воздействие при использовании этих мер может проявляться в физическом или психическом воздействии, сугубо принудительных действиях.

Наиболее типичными являются такие средства административного предупреждения:

  • 1. требование прекращения отдельных действий;
  • 2. проверка документов;
  • 3. осмотр вещей и личный досмотр;
  • 4. временное ограничение или запрещение доступа граждан к отдельным участкам местности или объектам с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны здоровья людей;
  • 5. ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных путей при возникновении угрозы общественной безопасности;
  • 6. закрытие участков государственной границы;
  • 7. осуществление административного надзора за лицами, в отношении которых он установлен, а также контроля за осужденными за уголовные преступления в случаях применения наказаний, не связанных с лишением свободы;
  • 8. учет и официальное предупреждение лиц;
  • 9. право вхождения на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, жилые и иные помещения граждан;
  • 10. введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях;
  • 11. медицинский осмотр лиц и осмотр санитарного состояния предприятий общественного питания;
  • 12. реквизиция имущества;
  • 13. контроль и надзорные проверки.

Применение этих мер законодательно регламентировано. Так, законом «О милиции РФ» для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право требовать от граждан и должностных лиц, нарушающих общественный порядок, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению ее полномочий; проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие личность; в установленных законом случаях проводить досмотр лиц, вещей, транспортных средств; входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, на земельные участки, в жилые и иные помещения граждан; выявлять и вести учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию на основании и в порядке, установленном законодательством, выносить им официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения.

Административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения правонарушений в сфере обеспечения правопорядка, общественной безопасности, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями.

Осуществляют такие действия и устанавливают запреты в рамках предоставленных им полномочий милиция, государственные инспекции, другие надзорные органы.

В системе административного принуждения пресечение представляет собой обособленную группу административно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие при совершении административных проступков. Следует отметить, что иногда одна и та же мера относится к нескольким классификационным группам. Например, досмотр вещей и багажа гражданина, который проводится работниками милиции, подозревающими данного гражданина в совершении административного правонарушения, считается мерой пресечения; если же досмотр проводится с предупредительной целью, то эта мера -- административно-предупредительная.

Относительная самостоятельность мер административного пресечения характеризует их как правовой институт. По материальному признаку отношения пресечения имеют один объект -- это противоправные действия, антиобщественный характер поведения, незаконная деятельность граждан и юридических лиц, т. е. без совершения определенных противоправных действий, без противодействия законным требованиям отношения пресечения не возникают. Определяющим признаком пресечения является прямое юридически - властное воздействие одной стороны -- государства (его представителей, должностных лиц) -- на других. Меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить (пресечь) противоправные действия и предотвратить их вредные последствия. Меры пресечения выполняют также функцию процессуального обеспечения, т. е. они обеспечивают привлечение в будущем виновных лиц, совершивших правонарушения, к административной ответственности.

Меры административного пресечения применяются:

Видами административно-пресекательных мер являются:

  • 1) требование к нарушителю прекратить противоправное поведение, соблюдать общеобязательные правила в сфере общественного порядка (оно формулируется письменно, либо высказывается устно) со стороны представителя надзорного органа (работников милиции);
  • 2) предписание (осуществляется различными государственными инспекциями, другими надзорными органами, различными должностными лицами);
  • 3) привод лиц (например, хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц и уклоняющихся от обследования в наркологических учреждениях; лиц, уклоняющихся от обследования на предмет заболевания СПИД и т. д.);
  • 4) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
  • 5) доставление нарушителя (ст. 238 КоАП РФ);
  • 6) административное задержание -- принудительное кратковременное ограничение свободы действий или передвижения гражданина, совершившего административный проступок (ст. 240--242 КоАП РФ; ст. 331 Таможенного кодекса РФ); задержание транспортного средства (ст. 245 КоАП РФ).
  • 7) личный досмотр, досмотр вещей, ручной клади, изъятие вещей и документов у лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения или производимых при задержании этих лиц в момент совершения правонарушения

Меры административного пресечения используются как средство прекращения правонарушений. Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Среди средств административного принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, что обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на интересы государственных, общественных и иных организаций, граждан.

Тем не менее, их можно свести в следующие группы:

  • 1. меры пресечения, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (задержание, физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных средств и оружия и др.);
  • 2. меры пресечения имущественного характера (изъятие имущества, незаконных средств охоты, рыбной ловли, снос самовольно возведенных строений и др.);
  • 3. меры пресечения технического характера (приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);
  • 4. меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания при нарушении санитарных норм и др.);
  • 5. меры пресечения финансово-юридического характера (изъятие в фонд бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др.).

Однако следует отметить некоторую условность данной классификации. Имеются и другие меры административного пресечения.

В юридической литературе выделяются как самостоятельные группы мер административного принуждения административно-правовые восстановительные меры, которые применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, возмещения причиненного ущерба.

Меры административной ответственности применяются к лицам в случае совершения административного правонарушения и находят свое выражение в наложении на виновных лиц административных взысканий.

Подводя итоги, мы выяснили, что административное принуждение - это самостоятельная разновидность государственного принуждения, метод внешнего государственно-правового воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере государственного управления в целях наказания правонарушителей.

Противоправное поведение может проявляться в конкретном административном правонарушении либо в неоднократных, систематических противоправных действиях, антиобщественном поведении отдельных лиц. Это предопределяет необходимость применения государственными органами или должностными лицами к определенным субъектам разнообразных мер пресечения антиобщественных действий или административных проступков.

Следует отметить, что правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

  • · правомерность поведения участников управленческих отношений;
  • · функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;
  • · существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

В зависимости от своего целевого назначения и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения можно свести в три классификационные группы: административно - предупредительные меры; меры административного пресечения (административно-пресекательные меры); меры административной ответственности.

В целом, меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности.

Государственная служба это отрасль права, которая состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и деятельности исполнительной власти в Российской Федерации
это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, наделенная полномочиями распорядительного характера
Орган исполнительной власти это не просто работа по найму в государственном органе, а профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов
Административное право это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение
Административное взыскание это посягающее на государственный или общественный порядок, на собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность
Административное nравонарушение (проступок) это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь, применение мер административной ответственности
Административная ответственность это мера государственного принуждения, применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение или иное правонарушение, за которое по закону могут быть применены меры административной ответственности.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

1. Государственные должности в РФ подразделяются на три категории:

· ……………………………………..

· государственные должности категории Б;

· ……………………………………..

2. Прохождение государственной службы включает несколько



· поступление на службу;

· ……………………………………..

· ……………………………………….

3. Ситуации, при наличии которых гражданин не может быть призван на государственную службу:

· …………………………………….

· ограниченная дееспособность;

· …………………………………….

· наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей;

· …………………………………..

· наличие гражданства иностранного государства и др.

4. К основаниям увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа относятся:

· достижение предельного возраста;

· ……………………………………

· несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего;

· ……………………………………

· возникновение обстоятельств, препятствующих поступлению госслужбы.

5. Мерами административного принуждения являются:

· ……………………………………

· меры административного пресечения;

· ………………………………..

6. Признаки административного правонарушения являются:

· деяние, выраженное в виде действия или бездействия;

· ………………………………..

· ………………………………….

· виновное деяние.

7. Признаками состава административного правонарушения являются:

· объект;

· ………………………………..

· ……………………………….

· субъективная сторона.

8. Существуют виды административных правонарушений:

· ………………………………..

· посягающие на собственность;

· …………………………………

· посягающие на общественный порядок;

· …………………………………………..

9. Целями административного взыскания являются:

· ……………………………………..

· предупреждение совершения новых правонарушений самим

правонарушителем;

· ………………………………….

10.Виды административных взысканий являются:

· предупреждение;

· …………………………………

· возмездное изъятие предмета;

· ………………………………….

· лишение специального права;

· …………………………………

· административный арест;

· …………………………………

11. Принципами наложения административного взыскания являются:

· …………………………………..

· принцип законности;

· …………………………………..

12. Обстоятельствами, смягчающими ответственность, являются:

· чистосердечное раскаяние виновного;

· ……………………………………..

· добровольное возмещение ущерба;

· …………………………………….

· совершение правонарушения несовершеннолетним;

· …………………………………..

· другие смягчающие обстоятельства.

13. Отягчающими обстоятельствами являются:

· ……………………………………….

· повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию:

· ……………………………………….

· вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

· ………………………………………

· совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

· …………………………………….

Задание 3. Заполните таблицу

Состав административного правонарушения
Объект
Объективная сторона
Субъект
Субъективная сторона

Задание 4. Прочитайте выдержки из кодекса. Дайте определение

административному правонарушению. Какие формы вины выделяются в административном правонарушении? С какого возраста может налагаться административная ответственность? Назовите цели и виды административных наказаний.

_____________________

Кодекс Российской Федерации

Об административных правонарушениях

С т а т ь я 2.1. Административное правонарушение.

Административным правонарушением признается противоправное,

виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность<...>

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

Наиболее распространено деление мер административного принуждения на три группы:

Административно-предупредительные меры,

Меры административного пресечения,

Меры административной ответственности (взыскания).

Можно выделить еще меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако они самостоятельного юридического значения не имеют, так как поглощаются тремя названными видами мер административного принуждения (например, административное задержание).

Административно-предупредительные меры – способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.

Основания применения административно-предупредительных мер: наступление особых условий как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.).

Цель применения: предупреждение правонарушений в сфере государственного управления, предотвращение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что достаточно показательно характеризует их принудительную природу.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции и т.п.) В основном они носят отраслевой (ведомственный) профиль, но могут осуществляться и органами с общей управленческой компетенцией.

Говоря об общности всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между ними по их непосредственному назначению и характеру правоограничений. По данному критерию можно выделить четыре группы административно-предупредительных мер:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а также тяжких последствий (введение карантина и т.д.);

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр и т.д.);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (постановка на специальный учет и т.д.);

4) лечебно-предупредительные меры (ограничение действий и лечение инфекционных больных, наркоманов и т.д.).

Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:

Проверка документов;

Прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

Регистрация транспортных средств, регистрация и перерегистрация оружия;

Надзор за техническим состоянием транспортных средств;

Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов;

Постановка на специальный учет;

Надзор за соблюдением правил дорожного движения;

Надзор за соблюдением правил пожарной безопасности;

Вызов для регистрации и официального предостережения;

Посещение и осмотр подконтрольных объектов;

Выселение из домов, грозящих обвалом;

Введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);

Реквизиция имущества;

Закрытие участков государственной границы и т.д.

Неподчинение лиц или невыполнение ими определенных требований, предъявляемых при проведении названных мер административного принуждения влечет различные правовые последствия.

Меры административного пресечения – способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий.

Суть подобных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Основание применения мер административного пресечения – совершение административного правонарушения. Они также могут применяться и для прекращения преступных действий. Кроме того, основанием применения указанных мер может послужить совершение объективно противоправных деяний или наступления представляющих опасность противоправных состояний или событий. Например, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. И это несмотря на то, что непригодными продукты могут стать как в силу правонарушения, так и в силу естественных причин.

При применении мер пресечения установление вины не требуется, так как в процессе осуществления этих мер отсутствует всесторонняя оценка нарушения с точки зрения предстоящего наказания. Их применение не влечет для субъекта состояния наказанности. Указанными особенностями объясняется то, что меры пресечения могут применяться и для прекращения объективно-противоправных деяний, совершенных невменяемыми, душевнобольными.

Среди средств административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. В связи с этим их можно сгруппировать в несколько видов:

Меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;

Меры имущественного характера;

Меры технического характера;

Меры финансово-юридического характера;

Меры медико-санитарного характера;

Меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;

Меры специального или исключительного назначения.

Более обобщенная классификация мер пресечения в зависимости от цели и способа воздействия. В соответствии с ней все меры пресечения подразделяются на:

Обычные;

Специальные.

Обычные меры пресечения:

Требование прекратить противоправное деяние;

Превентивное задержание: помещение в медицинский вытрезвитель, приемник-распределитель; неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.;

Принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных;

Запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

Запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности;

Приостановление работы объектов разрешительной системы;

Снос самовольно возведенных строений;

Изъятие в доход государства сумм, полученных предприятием, учреждением или организацией в результате нарушения финансовой дисциплины;

Запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и другие меры.

К обычным мерам пресечения также относятся меры, тесно связанные с административной ответственностью, нередко ей предшествующие и обеспечивающие возможность ее фактической реализации. Их еще иногда называют мерами административно-процессуального обеспечения. Данные меры также могут быть сведены в определенные группы:

Меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение, в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения ими и лицом осуществляющим меру пресечения процессуальных обязанностей (доставление правонарушителя, административное задержание, привод);

Меры, направленные на получение доказательств, воздающие условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела (проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, и транспортных средств, изъятие вещей и документов; осмотр служебных помещений; медицинское освидетельствование: водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения; лиц, допустивших немедикоментозное потребление наркотических или других средств; лиц, направляемых в лечебно-трудовые профилактории; граждан, в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением и др.);

Процессуальные меры исполнения административных взысканий – органы, осуществляющие исполнение вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений судей, наделены правом совершения принудительных действий по реализации предписаний, содержащихся в этих актах, при уклонении лица, привлеченного к административной ответственности, от исполнения взыскания (исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами производится путем изъятия водительского удостоверения и талона к нему (если водитель лишен права управления всеми видами транспортных средств и др.)).

Специальными мерами административного пресечения являются применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их, в основном, регламентировано Законом “О милиции”, пятый раздел которого так и называется “Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия», в котором были реализованы требования, изложенные в основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые восьмым Конгрессом ООН.

При этом необходимо учитывать, что положения Закона “О милиции” в части применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия распространяются не только на работников милиции, но и на другие категории граждан, имеющие право ношения и хранения табельного огнестрельного оружия (например, работники Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатики Республики Беларусь).

Цель применения специальных мер административного пресечения – прекращение противоправного деяния. Они применяются только тогда, когда иными способами прекратить такое деяние не представляется возможным.

При применении специальных мер пресечения могут использоваться:

- средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак);

- воздействие с помощью технических средств (наручников, резиновых палок, средств связывания, специальных химических веществ, светозвуковых устройств отвлекающего воздействия, устройств для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометов, бронемашин и других специальных и транспортных средств);

- использование огнестрельного оружия.

Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать. Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Во всех случаях когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

Применение специальных мер административного пресечения в случаях и порядке, противоречащих Закону “О милиции”, влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

Меры административной ответственности (взыскания) анализируются в специальном разделе. Их специфика состоит в том, что они применяются в случае совершения административного правонарушения.

Применение мер административного принуждения во всех его вариантах усиливается в условиях специальных административно-правовых режимов. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями, необходимыми для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Так, возможно временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; введение комендантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений; приостановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и т.п.

РАЗДЕЛ IV . ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ 1

Понятие и виды ответственности. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву.

Общая характеристика юридической ответственности

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Признаки такого рода наказания имеются и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в лишении свободы, и в административном штрафе, и в гражданско-правовой неустойке. Соответственно и виды юридической ответственности бывают различными, например: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная.

Все эти виды ответственности устанавливаются государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.

Для всех видов юридической ответственности существуют некоторые общие признаки:

Юридическая ответственность представляет собой разновидность государственного, правового принуждения;

Она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя, предусмотренных санкцией правовой нормы;

Она является итоговой правовой оценкой деяния (и его совершившего лица) от имени государства;

Юридическая ответственность всегда рассматривается в качестве негативной ответственности (в отличие от позитивной ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело (т.е. когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга));

Ее несут и субъекты, и объекты управления и т.д.

Таким образом, юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, выражающихся в установлении для него отрицательных последствий.

Нормы административного права предусматривают разнообразные виды юридической ответственности:

Дисциплинарную ответственность;

Материальную ответственность;

Административную ответственность.

Все три перечисленных видов юридической ответственности в той или иной степени регулируются нормами административного права и, соответственно, рассматриваются как “ответственность по административному праву”. Данное понятие необходимо отличать от понятия “административная ответственность”, которое является одним из видов юридической ответственности.

Далее кратко рассмотрим дисциплинарную и материальную ответственность. Учитывая особую значимость для административного права административной ответственности, как одного из институтов, ей будет посвящен отдельный параграф.

Понятие и виды дисциплинарной ответственности по административному праву, основания ее применения

Дисциплинарная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет ее качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.

    Дисциплинарная ответственность применяется чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но может быть использована и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями.

    Дисциплинарная ответственность внесудебна, она - разновидность исполнительно-распорядительной деятельности.

    Ее осуществляют и органы негосударственных организаций в отношении работающих в них граждан. Они делают это на основании норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям.

    Дисциплинарная ответственность может применяться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, военнослужащих, студентов, заключенных и т.д.).

    Для дисциплинарного взыскания характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выговоров).

    Дисциплинарная ответственность применяется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. К конкретному правонарушителю меру дисциплинарного воздействия может применить только непосредственный или вышестоящий руководитель.

    Дисциплинарная ответственность регламентирована многими отраслями права: трудовым, административным, исправительно-трудовым.

    Меры дисциплинарного воздействия могут применяться только к конкретным лицам. Дисциплинарная ответственность не только персонифицирована, но и индивидуализирована. Это частично проявляется в том, что в ее рамках существует множество санкций и процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц. Так, можно выделить санкции, применяемые к солдатам и матросам, офицерам и генералам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.

Таким образом, дисциплинарная ответственность – это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на основе административно-правовых норм на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Различают следующие виды дисциплинарной ответственности:

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

В порядке подчиненности;

В соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в отдельных министерствах и органах.

Для каждого вида дисциплинарной ответственности законодательством предусмотрены свои взыскания.

Дисциплинарная ответственность в отношении определенной категории субъектов регламентируется той отраслью права, которая целиком или в основном регулирует отношения администрации коллектива с ее членами. Так, применительно к рабочим и служащим действует трудовое право, применительно к заключенным - исправительно-трудовое. Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов (членов административных коллективов):

    милитаризованных служащих (военнослужащих, военизированных служащих, аттестованных работников милиции);

    обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

    лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещение в лечебно-трудовые и иные профилактории, специальные приемники).

Кроме этого, административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. С его помощью определяется круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти.

Нормами административного права определяется объем дисциплинарной власти должностных лиц, реализующих дисциплинарную ответственность. В целом, в отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.

Дисциплинарный проступок - это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива, и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. Иногда основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяются различными способами. Например, в понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и военной чести. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание по административному праву есть мера воздействия, применяемая органом государства к подчиненному ему служащему, совершившему должностной проступок, и выражающее от имени органа, его налагающего, официальное осуждение проступка и лица, его совершившего, в целях воспитания и предупреждения совершения новых поступков.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе, служит. Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Основные виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушения трудовой дисциплины, закреплены в ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь (замечание, выговор, увольнение), содержащей оговорку о том, что законодательством и уставами по дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие взыскания. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов - это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД - это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок их применения определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными актами. Общий порядок применения дисциплинарных взысканий закреплен в ст. 199 Трудового кодекса Республики Беларусь, а сроки применения дисциплинарных взысканий – в ст. 200 данного Кодекса.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава МВД могут привлекаться до истечения 10 суток с того дня, как командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, а студенты, аспиранты - не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни или нахождения виновного в отпуске, на каникулах), но не позднее 6 месяцев со дня его совершения. Налагается дисциплинарное взыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегии. В Вооруженных силах, органах МВД взыскания могут налагаться устно. До наложения взыскания должно быть проведено расследование обстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставлена возможность дать устно или письменно объяснение.

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает в силу немедленно. Если начальник избрал взыскание организационного характера (понижение в должности, увольнение и т.п.), его нужно выполнить реально. В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету.

Взыскания, налагаемые на милитаризованных служащих, заносятся в их служебные карточки.

Сотрудник органа внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до министра внутренних дел, а в установленных законом случаях - в суд. Но по общему правилу лица, на которых дисциплинарные взыскания налагаются на основе норм административного права, обжалуют их в административном порядке.

Дисциплинарное взыскание по общему правилу считается снятым при наличии двух условий: истек годичный срок давности, лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности. Устные взыскания автоматически утрачивают силу по истечении одного месяца.

Состояние наказанности может быть прекращено и досрочно приказом того руководителя, который наложил взыскание.

Понятие и основные черты материальной ответственности по административному праву, основания и особенности ее применения

Материальны ответственность – это применение восстановительных санкций за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Административная и дисциплинарная ответственность состоит в применении взысканий, то есть карательных санкций с целью общей и частной превенции правонарушений. А материальная - это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Поэтому она наступает, если государству действительно причинен:

    прямой, реальный ущерб;

    при исполнении служебных обязанностей;

    противоправным деянием;

  1. между противоправным деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД.

Установление и реализация мер материальной ответственности не составляет специальную функцию административного права. Это сфера применения гражданского и трудового права.

Нормы административного права определяют полномочия органов (должностных лиц), связанных с возмещением материального ущерба в административном порядке. При отказе, уклонении работника от добровольного возмещения ущерба, причиненного предприятию, он возмещается по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы, если сумма, подлежащая взысканию, не превышает его среднего месячного заработка. Взыскание сумм в административном порядке может быть произведено в случае их получения путем незаконного повышения цен на продукцию, т.е. нет судебного рассмотрения и решения такого рода дел.

В соответствии со статьей 7.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях “физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Основанием материальной ответственности, регламентируемой административным правом, является вред, причиненный некоторыми категориями граждан в ходе своей служебной деятельности.

Материальная ответственность схожа с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда. Оба вида ответственности являются реализацией правовосстановительных санкций. Но, с другой стороны, материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, соответствующие полномочия - часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб взыскивается с члена устойчивого коллектива. Поэтому в отличие от гражданской ответственности размеры взыскания связываются с размерами должностного оклада (заработной платы), дифференцируются в зависимости от степени вины, выполняемой работы. Очень важно также отметить, что материальная ответственность наступает, когда причиненный ущерб связан со служебной деятельностью. От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что 1) размер применяемых санкций зависит нередко не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда; 2) виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; 3) санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия.

Карательные и правовосстановительные санкции дополняют друг друга, могут применяться одновременно к одному лицу.

Административным правом регулируется не только основание, но и порядок привлечения указанных лиц к ответственности. Он существенно отличается от порядка взыскания ущерба с рабочих и служащих, закрепленного трудовым правом.

Меры материальной ответственности, установленные номами административного права, применяются в административном процессе. На основании Положения о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, имущественный ущерб может быть взыскан с военнослужащих (солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, а также проходящих службу по контракту, курсантов военно-учебных заведений, прапорщиков, мичманов и офицеров), состоящих на военной службе в Вооруженных силах, Пограничных, Внутренних и железнодорожных войсках, в органах государственной безопасности, иных воинских формированиях, созданных в соответствии с действующим законодательством, а также призванных на сборы военнообязанных, виновных в причинении ущерба государству при исполнении ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные за ущерб, причиненный вследствие небрежного исполнения ими служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уставами, приказами и другими актами, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше: прапорщики, мичманы, офицеры, солдаты, матросы, сержанты, старшины, проходящие службу по контракту, - месячного оклада денежного содержания; военнослужащие срочной службы и курсанты - базовой величины; призванные на сборы военнообязанные - трех базовых величин.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине государству, в случаях:

Умышленного уничтожения, повреждения, порчи, хищения, незаконного расходования военного имущества или причинения ущерба другими умышленными действиями, независимо от того, содержат ли они признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;

Приписок фактически невыполненных работ, умышленного искажения отчетных данных, применения неправильных расценок, повышающих коэффициентов и в других случаях завышения объемов и стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ;

Недостачи, а также уничтожения или порчи военного имущества, переданного им под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования или других целей;

Причинения ущерба лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Причинении ущерба действием (бездействием), содержащим признаки деяния, преследуемого в уголовном порядке.

Командиры (начальники) привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания, если они своими неправильными распоряжениями нарушили установленный порядок учета, хранения, списания, использования, расходования военного имущества, а также не приняли необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения и порчи, возмещению виновными лицами причиненного государству ущерба.

Командиры (начальники) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций, виновные в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы рабочего или служащего, полностью возмещают ущерб, причиненный в связи с оплатой времени вынужденного прогула или времени выполнения нижеоплачиваемой работы. Такую ответственность указанные лица несут, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда, отстранение от работы произведены с явным нарушением закона, а также при задержке ими исполнения решения суда или вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) о восстановлении рабочего или служащего на работе, на прежнем рабочем месте, прежде существенных условий труда.

Офицеры, прапорщики, мичманы и проходящие службу по контракту солдаты, матросы, сержанты и старшины за ущерб, причиненный государству по их вине простоями вагонов, судов, автомобилей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не свыше двух месячных окладов денежного содержания.

Административная ответственность

Понятие, основные черты, принципы и основания административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами:

    Она устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законом; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права;

    Основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

    За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

    Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц. Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и хозяйственными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;

    Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

    Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока;

    Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности.Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.

Административная ответственность основывается на принципах:

Законности;

Равенства перед законом;

Неотвратимости ответственности;

Справедливости;

Гуманизма.

Для наступления административной ответственности необходимо наличие трех последовательно наступающих оснований:

1) нормативного основания (системы норм, регулирующих административную ответственность);

2) фактического основания (административного правонарушения, выразившегося в деянии конкретного субъекта, нарушившего правовые предписания, охраняемые административными санкциями);

3) процессуального основания (акта компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение).

Нормативная основа административной ответственности представляет собой систему действующих норм права, с помощью которых закрепляется:

Составы административных проступков (основания ответственности);

Система административных взысканий и принципы их наложения.

Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением (ст. 5.1 КоАП) Необходимая оборона

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.

Не является также административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда он пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административныйпроцесс, если иными средствами задержать такое лицо не представилось возможным (ст. 5.2 КоАП).

Крайняя необходимость (ст. 5.3 КоАП).

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

В статье 5.4 КоАП в качестве обстоятельства, исключающего признание деяния административным правонарушением, указывается обоснованный риск для достижения общественно полезней цели.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

Если же в целом рассматривать обстоятельства, исключающие административную ответственность, то к перечисленным обстоятельствам необходимо добавить: невменяемость и не достижение установленного законом возраста.

Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на три группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях.

Административные меры предупредительного характера применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной опасности, явлений.

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают, и в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека. Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность. Например, наиболее типичными из них являются: (проверка документов, удостоверяющих личность; административное задержание; контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, в аэропорту); введение карантина; временное ограничение и запрещение движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах и т.п.)

Меры административного пресечения своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они применяются, когда правонарушение непосредственно находится в стадии совершения и с помощью этих мер оно пересекается.

К их числу, например, относятся: непосредственное физическое воздействие; временное отстранение от работы инфекционных больных; применении специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ); применение оружия (остановка транспортного средства путем его повреждения); административное доставление для составления протокола об административном правонарушении и т.п.

Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

Основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

После пресечения правонарушения необходимо установить все обстоятельства правонарушения, необходимые для привлечения виновного к ответственности. 13 Для этого законом предусмотрена возможность применения мер административного принуждения. В главе 27 КоАП РФ эти меры называются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Цель применения названных мер административного принуждения указана в их названии: обеспечить производства по делу об административном правонарушении Они включают в свой состав: 1) меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении; 2) меры, направленные на получение доказательств; 3) меры, обеспечивающие исполнение вынесенного по делу решения. 14

К первой группе мер обеспечения относятся: доставление, административное задержание, привод. Основания для применения указанных мер законодательно закреплено в соответствующих статьях КоАП РФ.

Для сбора доказательств применяются следующие меры: личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Основания применения указанной группы мер обеспечения также законодательно закреплено в соответствующих статьях КоАП РФ.

К принудительным мерам, обеспечивающим исполнение вынесенного по делу решения, относятся следующие установленные главой 32 КоАП РФ меры, обеспечивающие исполнение отдельных видов административных наказаний: исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством путем изъятия водительского удостоверения (ч.1 ст. 32.5, ч.1.ст.32.6); исполнение постановления о возмездном изъятии или конфискации оружия или боевых припасов (ч.1 ст. 32.4); исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (п.2 ст. 32.9).

Относительно вопроса о мерах административного принуждения, применяемые органами внутренних дел, следует пояснить, что все рассмотренные нами виды мер административного принуждения применяются уполномоченными субъектами ОВД, при этом отличительной его особенностью является наличие в арсенале милиции таких мер принуждения, как применение физической силы, специальных средств, применение и использования огнестрельного оружия.

Предложенной нами классификацией мер административного принуждения мы не рассмотрели такой его вид, как меры административной ответственности. Согласно КоАП РФ, к компетенции органов внутренних дел отнесено назначение таких видов административных наказаний, как предупреждение и административный штраф.



Просмотров