Функции права: понятие и классификация. Функции права

Выражается в воздействии гражданского права на регулируе­мые им общественные отношения, в процессе чего возникаю­щие между субъектами социальные связи, экономические по своей сути, возводятся в ранг правовых, будучи опосредован­ными нормами гражданского права. Это позволяет органам государственного управления регулировать экономические процессы, направлять и координировать экономическую деятельность, контролировать её осуществление.

Регулятив­ная дина­мическая функция

Проявляется в том развивающем воздействии, которое нор­мы гражданского права оказывают на регулируемые ими общественные отношения. Суть регулятивной динамиче­ской функции заключается в предоставлении субъектам гражданско-правовых отношений законодательной возмож­ности их дальнейшего развития.

Охранительная функция

Выражается в направленности норм гражданского права на охрану регулируемых ими экономических отношений, защиту имущественных и личных прав участников граж­данского оборота. Охранительная функция выражена по­средством закрепления в ГК норм, предусматривающих признание действий субъектов гражданского права не соот­ветствующими требованиям правовых норм и, следователь­но, юридически недействительными, применение к наруши­телям гражданско-правовых предписаний адекватных мер юридического воздействия, а также норм, предоставляющих потерпевшей стороне право самостоятельного применения к нарушителям предусмотренных способов и форм защиты гражданских прав (включая самозащиту).

Неосновные юридические функции права

Компенсационная функция

отражает направленность норм гражданского права на вос­становление социальной справедливости в случае наруше­ния имущественных и личных прав участников граждан­ского оборота, служит гарантом соблюдения их прав.

Восстановительная функция

Свидетельствует о направленности действия норм граж­данского права на восстановление положения субъекта, существовавшего до нарушения его прав, и в связи с этим занимает важное место в механизме правового воздействия на участников гражданских правоотношений. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также возмещение причинённого вреда, включая убытки и упущенную выгоду, т. е. проявление в совокупно­сти компенсационной и восстановительной функций граж­данского права, является основным видом юридической ответственности, применяемой к нарушителям гражданско-правовых предписаний



Ограничительная функция

Указывает на способность гражданского права регулировать общественные отношения в интересах общества, государ­ства, быть барьером на пути нарушения гражданских прав участников гражданского оборота, уравновешивать их разнонаправленные интересы.

Основные социальные функции права

Экономическая функция

Имеет огромное значение в развитии имущественно-стоимостных товарно-денежных отношений. При этом её содержание на раз­ных этапах эволюции общества различно и зависит от полити­ческих устремлений государственной власти. Непосредственно с помощью норм гражданского права тысячелетиями склады­вающиеся между людьми отношения в области производства, обмена и потребления материальных благ приобрели циви­лизованный характер, стали служить социальному развитию общества и государства. Экономическая функция гражданского права проявляется в его направленности на создание наиболее благоприятных условий участия в гражданском обороте на территории Беларуси, эффективного развития предпринима­тельской деятельности и экономики в целом

Воспитательная функция

Отражает способность гражданско-правовых норм проводить в жизнь государственную идеологию в сфере экономического развития, что указывает на зависимость содержания воспи­тательной функции от содержания экономической функции и направления политического развития государства. Роль воспитательной функции гражданского права на современ­ном этапе экономического развития Республики Беларусь заключается в выработке у участников гражданского обо­рота частной предпринимательской инициативы, а также во взаимодействии с охранительной функцией в воспитании добросовестности и разумности субъектов при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей.



Принципы гражданского права

Под принципом права следует понимать исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений.

Гражданское право основывается как на общеотраслевых (конституционных) принципах права, которые закреплены в Конституции и используются как основа построения всей системы права Республики Беларусь, так и на специальных (отраслевых) принципах, являющихся основой построения непосредственно отраслевого массива гражданско-правовых норм.

Конституционные принципы

1. Принцип верховенства права , в соответствии с которым все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах норм, закреплённых в Конституции Республики Беларусь и в принятых в соответствии с ней нормативных правовых актах; закреплён в ст. 7 Конституции. В соответствии с названным принципом устанавливается иерархическое соотношение нормативных правовых актов, составляющих систему гражданского законодательства, а также определяется порядок применения гражданско-правовых норм.

2. Принцип социальной направленности регулирования экономической деятельности , в соответствии с которым направление и координация государственной и частной экономической деятельности обеспечиваются государством в социальных (общественных) целях; закреплён в ст. 13 Конституции. Императивы, составляющие содержание анализируемого принципа, предписывают осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.

3. Принцип приоритета общественных интересов , в соответствии с которым осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые правом интересы других лиц; закреплён в ст. 23 Конституции. Согласно императивам названного принципа государство регулирует гражданский оборот таким образом, чтобы интересы отдельных субъектов не противостояли интересам государства и общества.

Функции права: понятие и классификация.

Функции права – основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально–юридических или общесоциальных. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), ком­муникативная (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

1) регулятивно–статистическая функция или функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Данная функция отражает природу права: гражданам и организациям предоставляется правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. Реализуется с помощью управомачивающих и запрещающих норм.

2) Регулятивно–динамическая функция определяет каким должно быть будущее поведение людей.осуществляется с помощью обязывающих норм (обязанность воинского долга, платить налоги, соблюдать дисциплину, охранять природу, выполнять обязанности контракта).

3) Охранительная функция осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением.

4) Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих–либо решений и поступков. Если человек действует правомерно то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Особую роль играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. (Н–р наказание по приговору суда или награждение орденом или грамотой).

5) Экономическая, право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности).

6) воспитательная, отражая определенную идеологию, оказывает воздействие на лиц;

7) политическая, право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства).

Функции права - это основные направления юриди­ческого воздействия права на общественные отношения . Функции пра­ва можно разделить на две группы : социальные функции права и собственно юридические .

1. К социальным функциям права относят политическую, эко­номическую, воспитательную, компенсационную и восстанови­тельную, информационную .

1.1. Политическая функция права выражается в регулиро­вании отношений власти по поводу устройства государства и организации государственной власти: виды и количество госу­дарственных органов, порядок их образования, осуществления полномочий, порядок взаимодействия между собой и обществом, порядок прекращения полномочий.

1.2. Экономическая функция выражена, во-первых, в нор­мативном закреплении гарантий различных форм собственнос­ти и свободы предпринимательства. Во-вторых, важной правовой формой таких экономических отношений был и остается договор. Экономическая функция права реализуется как непосред­ственно через установление правомерных моделей поведения участников экономических отношений, так и косвенно - путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.

1.3. Воспитательная функция права выражается в способ­ности права оказывать влияние на мысли и чувства людей, в воспитании правосознания, формировании стимулов правомерного поведения у граждан.

1.4. Компенсационная и восстановительная функции пра­ва состоит в восстановлении социальной справедливости.

Например, в случаях незаконного использования товар­ного знака законодательство предусматривает одновремен­ную реализацию восстановительной и компенсационной фун­кций: запрет нарушителю использовать чужой товарный знак - восстановление исключительного права владельца (ст. 4 За­кона о товарных знаках, знаках обслуживания и наименова­ния мест происхождения товаров) и компенсацию причинен­ных убытков.

1.5. Информационная функция права заключается в том, что благодаря знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов влас­ти и управления, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка.

2. Ксобственно юридическим относят регулятивную и ох­ранительную функции .

2.1. Регулятивная функция выражается в воздействии пра­ва на общественные отношения путем их закрепления в правовых актах, а затем в реальном воздействии на раз­личные процессы, происходящие в государстве и обществе.

Способами осуществления регулятивной функции права яв­ляются:

Определение праводееспособности граждан;

Закрепление и изменение правового статуса физических и юридических лиц;

Определение компетенции органов власти, пол­номочий должностных лиц;

Определение юридических фактов, связанных с возникно­вением, изменением и прекращением правоотношений;

Установление конкретной правовой связи между субъекта­ми права (регулятивные правоотношения);

Определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к кон­кретным общественным отношениям.

2.2. Охранительная функция права - это такое направле­ние правового воздействия, которое нацелено на охрану наибо­лее важных экономических, политических, национальных, лич­ных отношений, их неприкосновенность. Эта функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать. Охранительная функция характеризуется тем, что право особым способом воз­действует на поведение людей, то есть влияет на их волю угро­зой санкций, установлением запретов и реализацией юридичес­кой ответственности.

Если охранительная функция права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства явля­ется материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это - действие специальных учреждений (МВД, про­куратуры, суда) по охране права. Охранительная функ­ция направлена на охрану общественных отношений, а право­охранительная деятельность - на охрану самого права.



Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами.

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. С их помощью можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действия.

Функции права классифицируют по различным критериям:

1. По направленности действия:

Экономическая;

Социальная;

Политическая;

Экономическая.

2. По основным субъектам правоотношения:

Законодательная;

Исполнительная;

Судебная.

3. По социальному назначению:

Воспитательная;

Культурная;

Информационная.

Если иметь в виду собственно юридические функции права, то выделяют две функции: регулятивную и информационную.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы.

Правовое регулирование – есть часть воздействия права на общественные отношения. Данная функция реализуется в основном путем закрепления соответствующих правил поведения (прав и обязанностей), а так же средств их реализации в нормативно правовых актах.

Охранительная функция выполняется с помощью правовых ограничений – обязанностей запретов, наказаний, приостановлении и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей.

Данная функция осуществляется в основном в принятии и применении запрещающих норм, которые представляют юридическую ответственность в случае нарушений правовых запретов.

Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно – процессуальное, уголовно – исполнительное, административное.

В системе функций права главенствующее) определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осущест­вляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавли­вает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц - во всех этих формах проявляется его основное назначение - ре­гулировать общественные отношения.

Особенности этой функции заключаются прежде всего в уста­новлении позитивных правил поведения, в организации общест­венных отношений, в координации социальных взаимосвязей.

В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую * .

* См. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2 т. М., 1981. T . 1. C . 192.

Регулятивная статическая функция выражается в воздейст­вии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право прежде всего юри­дически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.

Решающее значение в проведении статической функции при­надлежит институтам права собственности, юридическая суть ко­торых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо вы­ражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах по­литических прав и обязанностей граждан, избирательном, автор­ском и изобретательском праве).

Регулятивная динамическая функция выражается в воздейст­вии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах граж­данского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.

Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

Определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;

Закрепление и изменение правового статуса граждан;

Определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц;

Установление правового статуса юридических лиц;

Определение (предусмотрение) юридических фактов, на­правленных на возникновение, изменение и прекращение право­отношений;

Установление конкретной правовой связи между субъекта­ми права (регулятивные правоотношения);

Определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к кон­кретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением на­правление правового воздействия, выражающееся в установле­нии позитивных правил поведения, предоставлении субъектив­ных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Другая собственно-юридическая функция права - охрани­тельная.

Необходимость в охране общественных отношений существо­вала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет сущест­вовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важ­нейших средств охраны общественных отношений. Данное про­явление правового воздействия представляет собой охранитель­ную функцию.

Охранительная функция права - это обусловленное социаль­ным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, по­литических, национальных, личных отношений, вытеснение яв­лений, чуждых данному обществу.

Из предложенного определения вытекает, что право охраняет общепризнанные, фундаментальные общественные отношения и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отноше­ний. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагают, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества - это уже вторичный результат действия права, которое первона­чально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пре­секает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нор­мального развития, противоречащие интересам общества, госу­дарства и граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Ос­новное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются предписанию норм права, выполняют требование запрета. Сам факт установле­ния запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некото­рых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздейст­вия права - охраняется определенное общественное отношение.

Охранительную функцию не следует противопоставлять рег­улятивной в том смысле, что одна из них - это негативная (по­скольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая - позитивная, так как направлена на координацию по­ложительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и ох­раны прав личности, содействия развитию и укреплению общест­венных отношений.

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

Во-первых, она характеризует право как особый способ воз­действия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общест­венных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и куль­турного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если рассматривать ее в контексте правоохра­нительной деятельности государства.

Приступая к рассмотрению социальных функций права, сле­дует отметить, что проблема функций права возникла первона­чально как проблема социальных функций права.

Известный французский юрист Леон Дюги в 1901 г. издал книгу «Государство, объективное право и позитивный закон», в которой отмечал, что право, имея общественную природу, осу­ществляет определенные социальные функции.

В 1907 г. в России вышла книга одного из создателей психо­логической школы права, профессора Л. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», в которой обосновывалось наличие у права двух социальных (общественных) функций: распорядительной и организационной.

Другой известный русский юрист Н.М. Коркунов полагал, что право осуществляет главным образом разделяющую функцию, по­скольку в обществе живут и действуют лица с различными по­требностями и желаниями, урегулировать которые удается по­средством разграничения их правом.

Классификация социальных функций в определенной степе­ни условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового воздействия на реше­ние экономических, социальных, политических и идеологичес­ких (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической, могут проявляться в других функци­ях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функ­ций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздейству­ет право, в свою очередь неразрывно взаимосвязаны, посколь­ку сами являются подсистемами по отношению к обществу в це­лом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодей­ствуют между собой, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.

В чем конкретно проявляется осуществление правом своих ос­новных социальных функций?

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

10.3 Функции права

Функции права

В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия.

По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Социальное назначение права - урегулирование, упорядочение общественных отношений, придание им определенной направленности, стабильности, создание необходимых условий для реализации прав и свобод личности и нормальных условий для развития общества.

Другие ученые полагают, что функции права - это главные направления правового воздействия на общественные отношения, т. е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.

Однако большинство отечественных ученых считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта - и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения способы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, под функциями права следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юридической литературе иногда употребляют термины не только «функции права», но и «функционирование права». Оба понятия очень близкие, но не совпадающие. Функционирование права - это действие права, реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях, а функции права:

1) определяются сущностью права и его социальным назначением;

2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;

3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение;

5) характеризуются непрерывностью, длительностью действия.

Система функций права непосредственно связана с системой права.

Проф. Т. Н. Радько выделяет пять групп функций права:

общеправовые, т. е. присущие всем отраслям права;

отраслевые, т. е. свойственные одной какой-то отрасли права;

межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права);

правовых институтов;

нормы права или отдельных норм.

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права - это способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права.

Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции:

1) культурно-историческую , посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

2) воспитательную - способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения;

3) социального контроля - стимулирует определенное поведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т. е. удерживает от совершения неправомерных действий;

4) информационно-регулирующую - информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению.

Что касается собственно юридических (или специально юридических) функций, то среди них выделяют две главные, или основные, функции - регулятивную и охранительную .

При этом главенствующая роль принадлежит регулятивной функции. Это вытекает из основного назначения права для жизни общества - упорядочить, регулировать общественные отношения, устанавливать позитивные правила поведения, организовать определенным образом общественные отношения. Регулятивная функция права вытекает из способности права предписывать, указывать варианты поведения и действий.

Проф. С. С. Алексеев выделяет в регулятивной функции две подфункции - статическую и динамическую.

Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции государственных органов, или правового статуса юридических лиц, формы правления, государственного устройства и т. д.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, т. е. право направлено на обслуживание правовыми средствами различных социальных процессов - экономических, политических, торговых и др. Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право способствует не только развитию и совершенствованию существующих, но и возникновение новых общественных отношений.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений и вытеснение нежелательных, чуждых данному обществу отношений.

Охранительная функция проявляет свое действие не только тогда, когда совершено правонарушение, но имеет и превентивное (предупредительное) действие. Иначе говоря, ее назначение - предупреждать о негативных последствиях, которые могут наступить, если лицо не соблюдает установленные правом запреты.

Специфика охранительной функции состоит в том, что право влияет на поведение посредством, во-первых, угрозы санкции, установления запретов и реализации юридической ответственности, во-вторых, информации о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государством.

В юридической литературе выделяют также неосновные собственно юридические функции: компенсационную, ограничительную и восстановительную , которые производны от основных.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда.

Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции РФ).

Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т. д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в трех формах : информационной; ориентационного (воспитательное) воздействия; правового регулирования.

Информационная форма направлена на сообщение адресатам требований государства, доведение до сведения личности и организаций о тех вариантах поведения или действий, которые одобряются или порицаются государством.

Ориентационное (воспитательное) воздействие позволяет выработать у личности правовую установку на выполнение норм права, готовность к соблюдению правовых предписаний.

Правовое регулирование осуществляется посредством особого механизма правового регулирования и предполагает специальные средства воздействия на упорядочение общественных отношений. Важнейшим показателем данной формы является эффективность правового регулирования, воплощение правовых предписаний в правомерное поведение субъектов правового общения.

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

4. Функции и цели корпоративного права Каждая отрасль права выполняет в обществе и государстве определенные функции. Функции отрасли права очень важны, поскольку позволяют выявить и изучить направления правового регулирования конкретной отрасли. Функции отрасли тесно

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

4. Функции уголовного права Социальные ценности, созданные многовековой деятельностью людей, уголовное право (в содружестве с другими социально-правовыми регуляторами) охраняет от потенциальных (возможных) преступников и преступных посягательств. Такова охранительная

Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей Сергеевич

Глава 12. АКТИВНАЯ РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРАВА 1. Активная роль права в жизни общества.2. Активная роль права по отношению к экономике.3. Пределы активной роли права в жизни общества.4. Функции права.5. Эффективность права.1. Активная роль права в жизни общества.Здесь, в активной

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки - от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

13.2 Функции норм права Каждая норма права имеет собственное функциональное назначение. Следовательно, нормам права присущи определенные функции.Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

Источники и функции административного права Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если содержит административно-правовые нормы

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

Функции административного права Под функциями административного права понимают основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Они обусловливают значение и роль административного права в уставновлении административных

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

1.2. Цели, задачи и функции трудового права Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.Основные задачи трудового

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

§ 4. Функции инвестиционного права

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

§ 4. Функции теории государства и права Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура,

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 6. Социальная ценность и функции права Ценности – это специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества понять социальную ценность права – значит уяснить, раскрыть его

Из книги автора

Функции теории государства и права Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:? онтологическая (онтология – учение о бытие) –

Из книги автора

7. Понятие права, его значение, признаки, функции На определенном этапе развития общества в человеческом коллективе возникает необходимость урегулирования общественных отношений. Данная функция отведена праву.Понятие права многозначно.Необходимо выделить следующие

Из книги автора

Из книги автора

§ 1.3. Функции права В понимании функций права в юридической литературе нет единообразия и единодушия. По мнению одних ученых, функции права есть реализация его социального назначения, которое складывается из потребностей общественного развития. Другие полагают,

Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:

  • определение посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;
  • закрепление и изменение правового статуса граждан;
  • определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции (полномочий) должностных лиц ;
  • установление правового статуса юридических лиц;
  • определение (предусмотрение) юридических фактов , направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений ;
  • установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
  • определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если рассматривать ее в контексте правоохранительной деятельности государства.

Приступая к рассмотрению социальных функций права, следует отметить, что проблема функций права возникла первоначально как проблема социальных функций права.

Известный французский юрист Леон Дюги в 1901 г. издал книгу «Государство, объективное право и позитивный закон», в которой отмечал, что право, имея общественную природу, осуществляет определенные социальные функции.

Таким образом, экономическая функция права осуществляется как непосредственно через регулирование правомерных действий участников экономических отношений, так и косвенно - путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.

Политическая функция права

Политическая функция права заключается, прежде всего, в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений. История подтверждает положение о том, что политика - это участие в делах государства, это определение задач государства, это отношения между классами и нациями. Роль права в регулировании указанных отношений с момента возникновения государства, классов и наций была весьма значительной и таковой остается до настоящего времени.

Конституция России, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права , вместе с тем подчеркивает, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), т.е. вводит конституционные начала в возможности ограничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан. В развитие этого положения Конституция РФ в ч. 3 ст. 55 прямо устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения прав и свобод граждан предусматриваются и другими статьями Конституции РФ. Например, ст. 29 (не допускается пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду); ст. 32 (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда); ст. 56 (возможность ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения).

Ограничительная функция, несмотря на, казалось бы, изначальный негативный характер, в конечном итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим инструментом правопорядка и реализации прав граждан.

Восстановительная функция права

Восстановительная функция права. Эта функция занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. С помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный порядок и т.д.

Реализация восстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и т.п.).

Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных документах . Например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает:

«Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах»; ст. 12 ГК РФ предусматривает «восстановление положения, существовавшего до нарушения права». Соответствующие нормы трудового права являются важным гарантом восстановления лица на прежнем месте работы и т.д. Следует согласиться с определением восстановительной функции как относительно обособленного воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей, направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение в первоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконных решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица, восстановлении нарушенного общественного порядка и т.п.

Информационная функция права

Информационная функция права. Читая законодательные документы, получаешь не меньше сведений о государстве, чем из отдельных солидных трактатов. Например, трудно переоценить информацию, содержащуюся в Конституции РФ: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1); столицей Российской Федерации является город Москва (ст. 70); денежной единицей в Российской Федерации является рубль (ст. 75); Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 4) и т.д. Достоверность такой информации, содержащейся в Конституции, не может заменить ни одна книга.

Действительно, право вбирает в себя, а затем выдает огромную информацию о самых разнообразных явлениях общественной жизни. В нем содержится большое число научных дефиниций, юридических формул, исторических и жизненных сведений, политических и правовых оценок, правовых рекомендаций, запретов, дозволений и т.п.

Благодаря знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов власти и управления , что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступят вследствие совершения того или иного поступка. Нормы уголовного права , например, информируют граждан об охраняемых уголовным законом материальных и духовных ценностях, последствиях нарушения установленных запретов. Нормы трудового права - о правах и обязанностях руководителя и работника и т.д.

Право - это одно из важнейших средств социальной информации, которое использует государство для того, чтобы довести определенные сведения до всех субъектов права.

Правовая информация - это властная информация, посредством ее выражается (и соответственно формулируется) определенное мировоззрение. Информационная функция является в известной мере подфункцией, элементом идеологической (воспитательной) функции. Информационная способность права является одним из существенных факторов, позволяющих относить его к элементам духовной культуры общества. Разумеется, право в первую очередь возникает не как информатор, а как регулятор общественных отношений. У государства и общества достаточно много каналов, посредством которых осуществляется информирование субъектов права. Но, возникнув как регулятор общественных отношений, право одновременно начинает выполнять роль информатора их субъектов. Законодатель, концентрируя определенную жизненную информацию, через правовые предписания доводит ее до участников регулируемых общественных отношений. Таким образом, не имея изначальной предназначенности выполнять информационную функцию, право объективно, наряду со своими чисто юридическими задачами, приобретает и информационные качества.

Экологическая функция права

Экологическая функция права. Основными объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.

В целях ее реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства , министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления , направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.

Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав

Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав. В юридической литературе в последние годы вполне обоснованно поднимается вопрос о наличии у права социальной функции в собственном (узком) смысле этого слова. Эта позиция аргументируется тем, что чисто социальная сфера общества постоянно расширяется, актуализируется и соответственно растет значение и увеличивается объем ее правового регулирования.

В этой связи предлагается выделять наряду с экономической, политической и идеологической (воспитательной) сферами общественной жизни социальную, ее даже ставят в один ряд с вышеназванными.

При таком подходе может возникнуть вопрос, вызванный тем, что слово «социальный» по своей этимологии и есть общественный и выступает его синонимом. Однако вполне возможно обозначить понятием «социальная» самостоятельную сферу, употребляя его в узком смысле, когда имеются в виду пенсионные и семейные отношения, бытовое, медицинское обслуживание, система социальных льгот, досуг и т.д.

Важнейшими объектами социальной функции права являются, таким образом, трудовые, пенсионные отношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки, образования, культуры, закрепления льгот для различных слоев населения.

Так, ст. 41 Конституции РФ предоставляет право каждому гражданину на медицинскую помощь, развитие физической культуры и спорта; ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

Конституция РФ (ст. 44) обязывает граждан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Из приведенных (и других) положений усматривается, что Конституция РФ весьма широко охватывает социальную сферу, закрепляет и регулирует важные стороны социальной и культурной деятельности людей.

В развитие конституционных положений отраслевое законодательство конкретизирует и расширяет возможности граждан пользоваться социальными благами , избирать вид трудовой деятельности, получать образование, медицинскую помощь, пенсию, выбирая наиболее удовлетворяющий их вариант, вид и форму (рис. 1).

Рис. 1. Функции права



Просмотров