Курсовая работа правовая культура должностных лиц и пути ее формирования. Правовая культура должностных лиц и пути ее реформирования

- 52.85 Кб

Курсовая работа по теории государства и права:

«Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования»


Введение

Понятие правовой культуры достаточно детально рассматривается в различной учебной литературе. У разных авторов сформировано почти однозначное мнение по этому вопросу. Проблема же правовой культуры именно должностных лиц властных структур и государственных учреждений изучается современными юристами, политиками, правоведами, и их мнения сходятся в том, что на данный момент уровень правовой культуры российского должностного лица недостаточно высок.

Тема правовой культуры является актуальной и на сегодняшний день, и наверняка будет актуальна и в будущем. В юридической литературе существует множество вопросов, посвященных данной тематике. Это связано с неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры вообще, так и с важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества и государства в целом, так как высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения. Поэтому актуальным направлением теоретико-правовых исследований остаются как общие вопросы правовой культуры, так и анализ более конкретных ее видов и, в частности, правовой культуры должностных лиц.

В качестве базы для изучения данной проблемы были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации и публицистические материалы правового характера в периодической печати, а также учебная литература.

Объектом исследования в работе выступает правовая культура, как понятие, и способы её формирования. Предметом исследования являются особенности правовой культуры, свойственные должностным лицам, как представителям социальной группы.

1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

Прежде чем рассматривать понятие правовой культуры должностного лица, необходимо определить по отдельности содержание таких понятий как «правовая культура» и « должностное лицо».

Само понятие «культура» в общем смысле очень многоаспектно, что вызвало необходимость изучения её представителями различных наук, такими как философия, социология, правоведение и др., а каждый исследователь имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её сторону. Правовая культура характеризуется многоплановостью, так как является неотъемлемой частью общей культуры народа, отражает уровень её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не обособлено от развития других видов культуры – политической, моральной, эстетической. Это комплексный процесс. Их объединяет общность задачи – создание морально–правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает права, социальную защищённость, уважение достоинства человека.

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Один из первых исследователей данной проблемы Ратинов А.Р. определяет правовую культуру, как «систему овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей» 1 . Один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М.Б.Смоленский определяет правовую культуру, как «процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей» 2 .

Согласно определению Никитина А.Ф. под правовой культурой советского человека понималось «основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважение к нему» 3 .

По мнению профессора Семитко А.П. под правовой культурой понимается обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем «качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» 4 . Существуют и множество других определений, но если объединить все трактовки и кратко сформулировать, то понятие правовой культуры можно определить, как качество правовой жизни, совокупность всех ценностей, созданных человеком в области права, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны, но под определённым углом. Основное внимание уделяется описанию и объяснению правовых ценностей, достижений в правовой сфере, в которых находит отражение объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.

Правовая культура, как сложное и многогранное понятие, складывается из определённых элементов. По мнению различных авторов, одним из наиболее важных элементов правовой культуры выступает правосознание населения. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Уровень развития правового сознания отражает следующие основные аспекты:

а) насколько глубоко усвоены человеком ценность прав и свобод личности, ценность правовой процедуры при решении споров;

б) насколько информировано население в правовом отношении;

в) каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам;

г) каково установка граждан на соблюдение правовых предписаний и др.

В структуре правосознание выделяют три составляющих – это правовая психология, правовая идеология и поведенческий элемент.

  1. Правовая психология – это реакция субъектов на право в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений;
  2. Правовая идеология – это систематизированные знания о правовых явлениях, осмысление права, происходящее на более высоком уровне;
  3. Поведенческий элемент – это готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что от уровня, качества правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе.

Уровень правосознания оказывает большое влияние на второй элемент правовой культуры – уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов, образовательная деятельность) и практическую (правотворческая, правореализующая, правоприменительная деятельность). Правовая культура во многом зависит от качества правотворческой деятельности по созданию законодательной базы жизни общества. Такой деятельностью должны заниматься компетентные лица с соблюдением демократических и юридических процедур. Большое влияние на правовую культуру оказывает и правоприменение, то есть деятельность государственных органов, в лице их должностных лиц, осуществляющих регулирование «общественных отношений на основе закона с целью его реализации» 5 . Качество правоприменительной деятельности зависит как от структуры государственных органов и порядка их взаимоотношений, так и от профессионализма и культуры правоприменителя. Правовая культура общества во многом определяется и правовым поведением каждого гражданина в отдельности, его деятельностью по реализации права, исполнению обязанностей, соблюдению запретов.

В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым требованиям: быть по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике, также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации. Таким образом, об уровне развития правовой культуры можно судить на основании анализа нормативно–правовых актов, а также различных научных и публицистических текстов на правовые темы.

В качестве последнего, четвёртого, элемента правовой культуры выделяют уровень правового развития субъекта, так как все вышеуказанные составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя – человека, группы людей, населения в целом, а в нашем случае, должностного лица.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала определить и описать правовые ценности, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив реальное состояние дел с этой точки зрения, искать пути и средства достижения намеченных идеалов.

Далее следует остановиться на рассмотрении понятия должностного лица. Не смотря на то, что данное понятие довольно часто используется в российском законодательстве и в повседневной жизни, толкование этого определения приводится лишь в нескольких нормативно-правовых актах. Но при этом в законодательстве нет единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права.

В юридической литературе под должностью понимается «учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объём полномочий занимающего её лица» 6 . В Уголовном кодексе РФ ст. 285 приводится следующее определение должностного лица: должностными лицами признаются «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно– распорядительные, административно–хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ». В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 2.4 рассматриваемое определение трактуется следующим образом: «Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Как видно из определения, в КоАП содержится практически тоже понимание должностного лица, что и в УК РФ, но уточняется, что значит, «осуществляющее функции представителя власти». В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» приводится следующее определение: «должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно- распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления» 7 . Из всех приведённых выше трактовок, определение «должностное лицо в КоАП РФ является более развёрнутым и формирует более чёткое представление о значении данного понятия.

С учетом изложенного, общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо – это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако, отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность» 8 .

Носков Б.П. в своей статье о проблемах статуса должностного лица приводит следующее подразделение должностных лиц на группы:

  1. публичные должностные лица, наделённые внешне властными полномочиями;
  2. руководители государственных и муниципальных учреждений;
  3. должностные лица государственных и муниципальных учреждений, лица, находящиеся на военной службе, на службе в других войсках и воинских формированиях РФ, ответственные в силу занимаемой должности за обеспечение соблюдения специальных правил, технологической дисциплины, специальных обязанностей.

Так как невозможно существование всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом, то на основании этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую правовую культуру и правовую культуру населения. Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам. В первую очередь выделяют групповую правовую культуру лиц, профессионально занимающихся какой-либо деятельностью, для осуществления которой требуется специальное образование и практическая подготовка.

Важнейшим признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц. Высокий уровень правовой культуры должностных лиц играет важную роль, так как в своей деятельности они зачастую принимают решения, которые оказывают влияние на судьбу других людей, не находящихся у них в подчинении. Именно поэтому должностные лица организаций и учреждений в первую очередь должны знать законодательство и уметь правильно его использовать. Особые требования к правовой культуре предъявляются к должностным лицам органов внутренних дел, так как эти лица, ежедневно соприкасаясь с правонарушениями, должны обеспечивать укрепление законности и правопорядка.

Описание

Понятие правовой культуры достаточно детально рассматривается в различной учебной литературе. У разных авторов сформировано почти однозначное мнение по этому вопросу. Проблема же правовой культуры именно должностных лиц властных структур и государственных учреждений изучается современными юристами, политиками, правоведами, и их мнения сходятся в том, что на данный момент уровень правовой культуры российского должностного лица недостаточно высок.


На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.

Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.

Структуру правовой культуры личности можно разбить также на такие элементы, как:

психологический (правовая психология)

идеологический (правовая идеология)

поведенческий (юридически значимое поведение).

Но как отмечает А.П. Семитко, «Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах – правовых актах.» 11

Правовая культура личности означает правовую образованность человека. Включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Говоря о функциях правовой культуры, мы можем выделить такие функции, как познавательно - преобразовательная, регулятивная, коммуникативная (связь), ценностно-нормативная и прогностическая.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организационной деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выра­жается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают цен­ностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Регулятивная функция направлена на обеспечение устойчиво-динамичного развития правовой системы и общества в целом.

Под коммуникативной функцией понимается установление связи между гражданами в правовой сфере (через общение в сфере права). Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она сущест­вует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и_______

11 Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М.Карельского и В.Д.Перевалова. – М., 1997. – С.333

косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которы­ми мы незнакомы, или которые отделены от нас расстоя­нием и временем.

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма меж субъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Правовая культура призвана аккумули­ровать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, харак­терных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например в законодательной деятельности, усиливаются, хотя логика и последова­тельность разработки и принятия законодательных актов еще оставляют желать лучшего.

Истинная функция предвидения в правовой области заключа­ется не только в определении наиболее подходящих средств для достижения культурных правовых целей, но и в предсказании воз­можных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей.

Профессор В.В.Лазарев в своих работах по правовой культуре отмечает невозможность сделать каждого гражданина юристом, «Но, пишет

Лазарев, - преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм – это одно из условий развития правовой культуры» 12 .

В этой связи хочется привести и высказывание известного русского философа И.А. Ильина: «народ, не знающий законов своей страны, ведет вне правовую жизнь, или довольствуется....неустойчивыми зачатками права. Народу необходимо и достойно знать законы, это

входит в состав правовой жизни, по этому нам и опасен такой порядок, при котором народу недоступно знание права. Человеку, как существу

духовному, невозможно жить на земле вне права..». 13

Правовая культура взаимодействует с другими сферами общественной культуры: политической, нравственной, религиозной, эстетической и т.д. при этом, в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

По мнению профессора В.В.Лазарева «обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры – магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка» 14 .__________________________________________________

12 В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. – М., 2000. –С.488

13 И.А. Ильин. О сущности правосознания. – М., 1993. –С. 23-24

14 В.В.Лазарев. Общая теория права и государства. – М., 2000. –С.488.

Глава 2. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры.

Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание-это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обще­стве от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспи­тании, а о правовой социализации человека, когда он «воспиты­вается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у граждан, должностных лиц, государственных органов, осуществ­ляющих правовую деятельность (правомерную или неправомер­ную), нет прямой цели оказать на других право воспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение пра­вовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является «создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей». 1 5

Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовое обучение, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

Другим «важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка». 1 6 К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России», 1 7 овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства» 1 8 . Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Система мероприятий правового обучения включает в себя работу специальных правовых курсов, школ, семинаров, проведение которых осуществляют государственные и общественные органы, как на коммерческой, так и на бюджетной основе. Задача правового обучения - ознакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищённости, а, следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой, так как невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в сознании и деятельности людей данного общества и не всегда опыт других стран можно применить в России. Пустые декларации и демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством) пагубно сказываются на процессе формирования правовой культуры общества. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе им может стать выдающийся человек, который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области правовой культуры общества. 1 9

Большую роль в правовом воспитании играют средства массовой информации. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

Серьёзным недостатком нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодёжную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали. На новом этапе развития государственного устройства важно сохранить этот опыт работы с молодёжью, стимулировать его развитие на новом политико-правовом фундаменте. Рост преступности, снижение социальной защищённости требуют активизации работы по разъяснению прав личности, «возможностей (немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованных действий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими, политическими, имущественными правами». 2 0

Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикации и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. Законы жанра, характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. «Это приводит к определённому смещению ракурса, рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника (сексуальный маньяк и прочее), утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления». 2 1 О какой правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности» 2 2 .

Правовая культура предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являются составной частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка», как «шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовому разрушению личности, культурной деградации личности». 2 3

Введение.

1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

2. Функции правовой культуры должностных лиц.

3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц.

Заключение.

Приступая к анализу данной темы, студенту следует обратить внимание на то, что правовая культура общества – важный фактор и условие нормального развития и функционирования гражданского общества. Без необходимого ее уровня невозможно успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В связи с эти существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Раскрывая первый пункт в плане, студент должен обратить внимание на понятия «правовая культура», «должностное лицо», «сущность правовой культуры», которые в юридической литературе трактуются неоднозначно.

Раскрыв эти понятия, студент должен рассмотреть функции правовой культуры. Можно сосредоточить внимание на анализе познавательной, оценочной (аксиологической) и регулятивной функций правовой культуры должностных лиц. В частности, показателем познавательной функции правовой культуры должностных лиц является объем их правовой информированности, уровень правовых знаний, понимание требований законодателя, умение анализировать. Аксиологическая функция выражается в оценке должностными лицами законодательства и практики его применения, поведение граждан с точки зрения соответствия требованиям норм действующего законодательства, а также в отношении к своей собственной деятельности в сфере права. Анализируя содержание регулятивной функции, следует рассмотреть ее с точки зрения процесса усвоения должностными лицами правовых ценностей, приобретения определенного правового опыта, навыков, появления у них собственных правовых ориентаций. Проявлением регулятивной функции правовой культуры должностных лиц является их реальное правовое поведение, деятельность по осуществлению прав и обязанностей, которая свидетельствует не только о мере познания правовых ценностей, но, прежде всего, о мере их использования.



Завершающая глава посвящена анализу путей формирования правовой культуры должностных лиц, т.к. такого рода культура испытывает на себе многофакторное влияние как объективного, так и субъективного характера. Ее уровень является достаточно четким, хотя и не абсолютным показателем состояния экономики, системы политических институтов, общего культурного развития общества и государственного управления. Наряду с общесоциальными факторами, влияющими на уровень правовой культуры должностных лиц, студенту следует обратить внимание на организацию юридического всеобуча как единой, непрерывной общегосударственной системы правового воспитания, формирования сильной и компетентной юридической службы в аппарате государственного управления, систематическое информирование должностных лиц о законодательных новеллах и т.д.

Собрав необходимый материал по данному плану, можно внести необходимые изменения, исправления и оформить контрольную работу так, как полагается согласно требованиям, предъявляемым к данному типу работ.

Таким образом, весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы и консультация с преподавателем;

б) составление предварительного плана;

в) сбор информации и изучение литературы;

г) анализ проблемы и изложение темы;

д) обработка материала в целом;

е) уточнение плана работы;

ж) окончательное оформление контрольной работы;

з) возможное устранение указанных преподавателем замечаний.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна быть написана от руки или напечатана и иметь нумерацию страниц.

Текст контрольной работы должен состоять из 3 частей: введения, основной части и заключения.

Во введении студент вкратце описывает актуальность и значимость темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 печатных листа или 2 тетрадных страницы.

Основная часть должна состоять как минимум из 2 глав, ее объем должен быть 18-20 тетрадных страниц или 8-10 печатных листов. Задача основной части логически последовательно раскрыть поставленные вопросы. При этом используют, как правило, один из двух способов изложения материала: дедукцию (от частного к общему) или индукцию (от общего к частному).

Отличительная особенность дедукции: от достоверных посылок, она ведет нас к достоверным выводам. Дедукция играет важную роль в научном познании. В реальных процессах мышления дедукция и индукция тесно связаны. Они взаимно предполагают и поддерживают друг друга. Дедукция является результатом предварительного индуктивного изучения материала. В свою очередь индукция приобретает основательность, когда данные о частных явлениях соединяются со знанием уже известных общих законов их развития.

Третья и последняя часть контрольной работы – это заключение. Оно содержит выводы, которые студент сделал после изучения темы. Объем заключения не должен превышать 2 тетрадные страницы или 1-1,5 печатных листа.

Писать нужно разборчиво, без ошибок, помарок и исправлений. При выполнении работы не допускаются сокращения слов и терминов, за исключением общепринятых аббревиатур, например: МСУ - местные органы самоуправления, ОАО - открытое акционерное общество, РФ - Российская Федерация и т.п.

В конце приводится список использованной литературы, обязательно указывается город, издательство и год издания. При выполнении контрольной работы необходимо изучить несколько источников (минимум 5). Наличие только одной книги в списке литературы означает, что контрольная работа преподавателем не будет зачтена. Кроме того, это должна быть новая литература, таким может считаться учебник или методическое пособие, которые были изданы не позднее пяти лет назад к моменту написания контрольной работы.

Оформление титульного листа должно быть следующим:


Контрольная работа предоставляется в срок, строго соответствующий календарному графику учебного процесса, т.е. до начала сдачи зачетов и экзаменов. В период зачетной сессии контрольная работа принимается на проверку со штрафным баллом.

При возврате проверенной, но не зачтенной работы студент должен внести исправления в соответствии с замечаниями преподавателя и принести работу на повторную проверку. Исправления и дополнения должны быть выполнены на отдельных листах и вложены в соответствующие места рецензируемой работы. Контрольная работа, предоставленная без соблюдения указанных правил, на проверку не принимается.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ершова, Людмила Алексеевна. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Акад. обществ. наук ЦК КПСС.- Москва, 1991.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/862-7

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблем правовой культуры должностных лиц, научного осмысления ее роли в становлении правового государства и организации действенного государственного управления.

Правовая культура общества - важный фактор и условие повышения роли Советов, исполнительно-распорядительных органов, правосудия. Без необходимого ее уровня невозможны успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В этой связи существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Роль правовой культуры должностных лиц неизмеримо возрастает в связи с усложнением задач государственного управления, преодолением кризисных явлений, демонтажем административно-командной и установлением демократически-правовой системы управления делами государства и общества. В материалах Съездов народных депутатов СССР, сессий Верховного Совета СССР, законодательных органов республик негативную оценку получила особенность нынешнего состояния государственного управления, состоящая в одновременном функционировании старых и новых структур, их разнонаправленном действии. Одновременно подчеркивается, что ломку прежней системы нельзя отождествлять с борьбой с аппаратом управления. Преодоление бюрократизма и других недостатков не принесет успехов, если ограничиться кампанией, направленной против аппарата вообще. Нужен новый, компетентный и хорошо отлаженный механизм управления с квалифицированными, обладающими развитой правовой культурой государственными служащими, должностными лицами.

На этапе практической реализации задач реформы полити-

ческой системы общества, с учетом введения института президентства, на передний план выдвинулась задача реорганизации системы государственного управления, ее структурного, функционального и кадрового обновления. Начатые коренные преобразования в этом направлении, закреплены в Законе СССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР е связи с совершенствованием системы государственного управления" . Законе СССР "О Кабинете Министров СССР" , а также Законе СССР "О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР".

Взаимообусловленность формирования советского правового государства и совершенствования управления делами общества усиливается также тем, что государственое управление представляет собой одну из форм деятельности государства, которая выражается в практическом осуществлении его функций на основе и Ео исполнении законов. Отсюда понятны взаимозависимость государственного управления и права, роль правовой культуры в управленческой деятельности.

Государственное управление осуществляется через государственных служащих. Среди них особое место отводится должностным лицам, поскольку именно они наделены государственно-властными полномочиями. Деятельность должностных лиц по своему содержанию является управленческой, подзаконной и. как правило, правоприменительной. Усложнение, изменение управленческих задач влечет за собой возрастание роли должностных лиц. Поскольку управление реализуется в рамках закона, становится очевидным значение правовой культуры должностных лиц.

Актуальность проблем правовой культуры должностных лиц как с точки зрения практической значимости, так и недостаточной теоретической разработанности, обусловила выбор темы настоящей диссертации.

Научная разработанность проблемы.

Вопросы правовой культуры должностных лиц находятся на стыке нескольких фундаментальных направлений научного исследования, прежде всего, правовой культуры общества и госу-

дарственного управления. Этим определяется обширная научная литература, посвященная различным аспектам как правовой культуры, так и системы государственного управления.

Методологии изучения проблем культуры уделяют внимание многие советские философы: А. И. Арнольдов, Э. А. Еаллер, К С. Злобин, СМ. Коган, ЕЕ Ким, R М. Межуев, Э. С. Маркарян, А. К. Уледов и др.

Вопросы правовой культуры б последнее гремя вызывают возрастающий интерес у представителей правовой науки. Обстоятельное освещение они находят в работах С. С. Алексеева, R П. Казимирчука, Д. А. Керимова, Н. М. Кейзерова. R Н. Кудрявцева, Е. А. Лукашевой, Г. R Мальцева, A. R Мицкевича, R В. Тишенко, Л. С. Явича и других.

Различные аспекты проблемы правовой культуры, особенно социологический и психологический, исследуются в работах Е. R Аграновской, Е. А. Зорченко, А. Р. Ратинова, В. IL Сальникова, А. ПСемитко, Е Я. Соколова. R А. Щегорцова.

Значительное внимание правовая мысль уделила и исследованию правового статуса должностных лиц, их роли и места в системе государственного управления. Обстоятельные сущностные, деятельностные и структурные и;: характеристики даются в трудах представителей административного права: И. А. Бачило, Б. П. Курашвили, Б. М. Лазарева, A. R Оболонского, Ю. А. Розенбау-ма, Ю. А. Тихомирова

Вместе с тем вопросы правовой культуры должностных лиц до настоящего времени остаются малоизученными. Показательно, что по этой теме нет ни одного монографического исследования.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертации заключается в научной разработке теоретических и практических проблем правовой культуры должностных лиц, а также конкретных предложений правового и организационного характера по ее повыиению.

Для достижения указанной цели выделены следующие конкретные задачи:

Провести анализ и обобщение накопившегося в теории и

4 -на практике материала, относящегося к исследуемой теме;

исследовать- сущность правовой культуры должностных лиц, показать ее роль в формировании социалистического правового государства и совершенствовании государственного управления;

выявить специфику правовой культуры должностных лиц государственного аппарата как социально-профессиональной группы;

дать характеристику основных структурных элементов правовой культуры должностных лиц и ее функций;

изучить причины получивших распространение среди должностных лиц правового нигилизма и девальвации культурно-правовых ценностей, деформации профессиональной правовой культуры;

обосновать предложения, направленные на успешное формирование и последующее повышение уровня правовой культуры должностных лиц в системе высшего и среднего специального образавания, а также повышения квалификации.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектический и исторический материализм, марксистско-ленинское учение об обществе, государстве и управлении. Автором широко использовался, наряду с другими, системный и культурологический способы познания. Важное значение при разработке темы имела концепция правового государства, в которой существенное место должно быть отведено эффективному управлению, правовой культуре.

Нормативно-правовая основа диссертации - советское конституционное и текущее законодательство, материалы Съездов народных депутатов СССР, заседаний Верховного Совета СССР, законодательных органов республик.

Работа написана на основе изучения практической деятельности аппарата государственного управления, результатов социологических исследований правовой культуры должностных лиц. Широко использованы статистические данные, материалы центральной и местной периодической печати, данные судебной практики.

Эмпирической базой диссертации являются результаты социологического опроса, проведенного автором в 1990 году в Москве, Владимирской и Ульяновской областях по проблеме правовой культуры должностных лиц. Анкетированием было охвачено 600 человек, отобранных по квотной выборке. В работе использовались также данные всесоюзного социологического исследования политике-правовых проблем молодежной культуры, которое проводилось с участием автора в 1989-90 годах в Москве, Ленинграде, Минске, Свердловске, Омске. Уфе, Пензе по инициативе Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы, Советской ассоциации политических наук, Омского госу дарственного университета.

Научная новизна определяется прежде всего как самой постановкой проблемы, так и подходом к исследованию. Осуществлена попытка на базе имеющихся подходов интегрировать методологические возможности различных дисциплин в изучении правовой культуры должностных лиц. Настоящая работа представляет собой одно из первых исследований правовой культуры должностных лиц в условиях формирования социалистического правового государства, коренного обновления системы государственного управления. Проведенный анализ позволил автору сформулировать и вынести на защиту следующие имеющие теоретическое и практическое значение выводы, предложения и рекомендации:

Правовая культура должностных лиц - это мера освоения и использования правовых ценностей служащими, наделенными властными полномочиями, проявляющаяся в характере и уровне правовых знаний, оценок, установок, ценностных ориентации и других структурных элементов их правосознания, а также в деятельности, определяемой правовым статусом;

Самостоятельную группу носителей правовой культуры составляют должностные лица государственного аппарата, оказывающие существенное влияние на государственное управление,

Б -процесс укрепления законности и правопорядка, демократизацию общественной ЖИЗНИ;

правовая культура выступает существенным показателем компетентности, деловой квалификации должностных лиц, который должен учитываться при прохождении ими государственной службы;

в современных условиях правовая культура должностных лиц нуждается в качественном улучшении, использовании в этих целях всей системы юридического всеобуча, включая подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях, а также в институтах и на курсах повышения квалификации;

повышению правовой культуры должностных лиц могло бы способствовать более четкое закрепление их прав и обязанностей в действующем законодательстве, разработка и принятие Закона СССР "Об основных началах службы в государственном аппарате".

Исследуя многоаспектный характер правовой культуры должностных лиц, автор посредством комплексного анализа теоретических источников, эмпирических данных Еыработал также подходы к проблеме, которые характеризуются элементами новизны:

вопросы деятельности должностных лиц в сфере права рассматриваются с позиций обшей теории государства и права;

показаны значение и возможности исследования правовой культуры должностных лиц для углубления и разработки проблем правовой культуры общества в целом, выявления в ней дополнительных аспектов;

предложены новые критерии для построения теоретической модели структуры и функций правовой культуры должностных лиц, обосновано предложение ввести в научный оборот термин "актуальная правовая культура должностных лиц";

показано место правовой культуры должностных лиц в системе их общей культуры, дается анализ ее соотношения с другими формами: политической, нравственной, культурой социалистического демократизма и др.;

і специально исследуются уровни правовой культуры долж-

ностных лиц: обыденный, профессиональный и научно-теоретический; соотношение групповой и индивидуальной правовой культуры должностных лиц, ее идеологической и психологической сфер;

Выделены факторы, оказывающие негативное воздействие на правовую культуру должностных лиц; в соответствии с задачами формирования правового государства, повышения эффективности государственного управления намечены пути их преодоления.

Практическая значимость и апробация результатов исследования.

Содержащиеся в диссертации выводы и предложения рассчитаны на использование в процессе совершенствования законодательства о государственной службе. Показана необходимость внесения дополнений и изменений в проект Закона РСФСР "О государственной службе" в части, касающейся определения должностного лица, предъявляемых к нему требований, расширения гласности в работе аппарата государственного управления.

Имеющийся в диссертации материал, в том числе связанный с результатами социологических исследований, может найти применение в процессе организации юридического всеобуча и правовой пропаганды, реализован в системах высшего и среднего специального образования, подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства.

Основные теоретические и практические выводы диссертации изложены в опубликованных работах автора, обсуждены на проблемном семинаре кафедры советского государственного строительства и права Академии общественных наук ЇЇК КІЮС. Результаты исследования докладывались на Всесоюзной научно-практической конференции "Правовая и политическая культу-

pa молодежи в условиях радикальной демократической реформы" (Омск, 1990 г.)

Отметим и то, что в юридической литературе значительное внимание уделено правовой культуре личности и должностных лиц.

Общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием, по мнению Б.П. Носкова, «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность». Носков Б.П. О некоторых проблемах административно-правового статуса должностного лица // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №9. - с. 13.

Мы полагаем, что правовая культура должностных лиц - это, прежде всего, знание законодательства, относящегося к профессиональной деятельности, умение правильно реализовать юридические нормы, квалифицированно составлять юридические документы (процессуальные и др.), профессиональное мастерство, вежливое и внимательное отношение к гражданам, обращающимся в государственные учреждения. Правовая культура должностных лиц сопряжена с законностью их деятельности. Поступать с позиции правовой культуры - значит поступать законно.

Реализация прав личности в любом демократическом обществе включает их охрану и защиту, что является одной из основных задач правоохранительных органов. Необходимость безупречного действия механизма защиты и охраны прав и свобод граждан, их гарантированности требует от всех должностных лиц органов государственной власти высокой правовой культуры. Правовая культура этой категории отличается от правовой культуры других граждан и должностных лиц качественным содержанием. Для нее характерны более полные и глубокие правовые знания, умение правильно применять их на практике. Именно должностные лица, в частности, работники органов государственной власти, в первую очередь обеспечивают непосредственную общественную безопасность и общественный порядок в государстве, охрану прав, свобод, законных интересов граждан.

Условием обеспечения реализации прав и обязанностей в обществе, гарантией соблюдения законности является правовая культура работников органов государственной власти, неотделимая от глубокого человеческого уважения к личности, ее правами, свободам, чести и достоинству.

Уважение человеческого достоинства не должно сводиться только лишь к его защите. Признание ценности личности, уважительное отношение к человеку, его правам и интересам позволяют гражданину занять активную гражданскую позицию. Эти требования, выражающие общие человеческие принципы гуманизма и справедливости, должны характеризовать правовую культуру работников органов государственной власти.

Наличие у сотрудников органов государственной власти высокой правовой культуры служит гарантией законности их деятельности по охране и защите прав граждан, созданию условий для их всесторонней реализации. С деятельностью органов государственной власти связано формирование в обществе атмосферы нетерпимости к нарушению норм права. Именно на этой основе происходит повышение оценки качества работы должностных лиц, создание в обществе личной заинтересованности каждого в укреплении законности и правопорядка.

Поэтому, неотъемлемым свойством правовой культуры работников органов государственной власти является уважение к праву и законности. Право, как регулятор общественных отношений выполняет свои функции, прежде всего, в процессе соблюдения, использования и применения норм права в общественной практике.

Законность для органов государственной власти - конституционный принцип, который обеспечивает неукоснительное исполнение законов и в первую очередь тех нормативно правовых актов, которые регулируют и охраняют законные права и интересы граждан.

Нарушение законности должностными лицами в органах государственной власти обусловлено целым комплексом факторов.

Среди них можно отметить следующие: невысокая правовая культура сотрудников, проявляющаяся в незнании законодательства, пренебрежение к праву, плохая постановка правового воспитания в служебных коллективах, отсутствие должного контроля и надзора за деятельностью органов внутренних дел, безнаказанность работников за совершение противоправных действий. Но одной из наиболее серьезных причин нарушений законности является незнание или недостаточное знание действующего законодательства.

Говоря о правовой культуре должностных лиц необходимо обратить внимание еще на один аспект этой проблемы, связанной непосредственно с их личностными характеристиками. Для того чтобы верно судить о правовой культуре должностных лиц, необходимо учитывать их образование, юридический опыт и профессиональную квалификацию. Профессиональная квалификация - один из важнейших критериев правовой культуры личности работника органов государственной власти.

Мы полагаем, что правовая культура должностных лиц должна включать, прежде всего:

1. Знание в совершенстве действующего законодательства как необходимое условие соблюдения законности, правильного использования прав и выполнения обязанностей работниками этих органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;

2. Уважение правовых требований, внутреннее осознание, убеждение в правильности и необходимости правовых предписаний;

3. Привычное отношение к соблюдению закона, при котором должностное лицо не задумывается каждый раз над тем, надо или не надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования как должное, в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность.

Таким образом, чем выше уровень правовой культуры должностных лиц, тем больше обеспечена законность, реализация прав и свобод граждан, их охрана и защита. Высокая правовая культура работников органов государственной власти обеспечивает наиболее полную и стабильную реализацию прав и свобод личности, их правовую охрану и защиту, служит показателем уровня и состояния законности в демократическом обществе, его правовой культуры.



Просмотров